Формирование и развитие научных школ УК.
Этапы эволюции и деятельности в формир.школы:
1) Индивидуальная форма организации работ по качеству;
2) Целевая форма организации работ;
3) Индивидуальный этап;
4) Системная организация работ по качеству.
Американская школа.
Зарубежных спец.делят на два лагеря:
I. Те, кто считает, что конкурентный мир требует полного отказа от привычных видов и с тиля работы для того, чтобы создать новую культуру управления (японские спец-т и Деминг)
II. Полагают, что постоянное совершенствование имеющихся систем с акцентом на качество позволяет компаниям выживать и сохранять конкурентоспособность (Фейгенбаум, Кросби, Деминг, Джуран)
Э. Деминг привнес к понимаю УК 4-е составляющие:
1) Статистическое управление процессом
2) Научные основы управления
3) Психология управления
4) Системный подход
Большое внимание Э. Деминг уделял процессному подходу. Важнейший принцип, предложенный Э. Демингом – цикл PDCA:
Plan (планируй): разработка плана или стандарта для достижения целей.
Do (делай): действие, реализация плана;
Check (проверяй): проверка, анализ и оценка результатов;
Act (анализируй): проведение необходимых изменений, если результаты не отвечают первоначально запланированным.
14 принципов Деминга:
1. Постоянство цели.
2. Новая философия.
3. Прекратить зависимость от массового контроля.
4. Прекратить практику закупок по низким ценам.
5. Постоянно улучшать систему.
6. Обучайте кадры.
7. Учредить руководство.
8. Искоренить страх.
9. Устранить барьеры.
10. Откажитесь от пустых лозунгов.
11. Исключить нормы заданий.
12. Дать работникам возможность гордиться своим трудом.
13. Поощрять образование и самосовершенствование.
14. Вовлечь каждого в работу.
Понятие качество – Джуран: Он полагает, что качество какого-либо продукта или услуги может определяться только клиентом. Качество является относительным понятием, которое будет изменяться в зависимости от потребностей клиента.
Принцип «0» дефектов (ZD )- Кросби:
- ориентация на предупреждение появления дефектов, а не на их обнаружение и исправление;
- направленность усилий на сокращение уровня дефектности в производстве;
- осознание того, что потребитель нуждается в бездефектной продукции и что производитель может и должен обеспечить выпуск такой продукции;
- необходимость для руководства предприятия ясно сформулировать долгосрочные цели в области повышения качества;
- понимание того, что качество работы компании определяется не только качеством производственных процессов, но и качеством деятельности производственных подразделений (деятельность таких подразделений рассматривается, как оказание услуг);
- признание необходимости финансового анализа деятельности в области обеспечения качества.
Основой успеха программы “ZD” стал принцип недопустимости изначального установление какого-либо приемлемого уровня дефектности (уровень дефектности нулевой).
Американский подход – подход Кайрио ( революционное внедрении).
В соответствии с моделью Фейгенбаума. Контроль качества рассматривается как вмешательство во все фазы производственного процесса: от требования потребителя и узлов до доставки продукта потребителю.
Общие черты американского подхода:
1) Определение качества как соответствия требованиям
2) Четкая ориентация на потребителя
3) Системный и процессный подходы к УК
4) Использование статистических методов
Российская школа (начало: Указ «О системе Российских мер и весов"; Указ Петра 1 от 11.01.1723)
Первый стандарт – ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта и зерна. Номенклатура» (7 мая 1926г.)
Одной из первых форм УК в СССР стала отсортировка и отбраковка на годные и негодные изделия.
А. К. Гастев возглавлял центральный институт труда. Гастев изучил задачи исследования, разработки и практического исследования, прогрессивных методов организации труда и производства; внес особый вклад в теорию и практику стандартизации; уделял внимание методам стандартизации, классификации и процедурам внедрения и утверждения стандартов в 20-30-ых годах 20 века. В этот период происходит процесс зарождения УК.
Достижения российской школы:
ü Разработка методологических основ, системного подхода к УК;
ü Формирование квалиметрии как области научных знаний;
ü Развитие экономико-статистических методов исследования качества продукции;
ü Разработка основ экономической теории качества;
ü Разработка вопросов выявления и использования разделов УК;
ü Анализ затрат на УК труда и продукции;
ü Активное участие в деятельности Европейской организации по качеству и Международной организации по стандартизации.
Азгальдов, Астапов, Гличев, Гниденко, Клименко, Круглов, Львов и др.
Экономико-статистическое управление: считалось, что разработка единого комплексного показателя качества не применимо с точки зрения практики, поскольку управление по эксплуатационным и эстетическим свойствам разнородной продукции невозможно.
Качество делится на две стороны: производственную и потребительскую (экономическую); эти качества оторваны друг от друга.