Эффективность повышения качества продукции
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна их форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
- удельный вес сертифицированной продукции;
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
- полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
- надежность (долговечность, безотказность в работе);
- технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
- эстетичность изделий.
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Задача анализа – определить влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции в стоимостном выражении (∆ВП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П). Расчет производится следующим образом:
∆ВП = (Ц1 – Ц0) × VВП1 (35)
∆В = (Ц1 – Ц0) × VРП1 (36)
∆П = [(Ц1 – Ц0) × VРП1] - [(С1 – С0) × VРП1] (37)
где Ц0 и Ц1 – цена изделия соответственно до и после изменения качества; С0 и С1 – уровень себестоимости изделия соответственно до и после изменения качества; VВП1 – количество произведенной продукции повышенного качества; VРП1 – объем реализации продукции повышенного качества.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема производства и реализации продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске продукции, определяют потери от брака. Например:
тыс. руб.
Себестоимость забракованной продукции 500
Расходы по исправлению брака 80
Стоимость брака по цене возможного пользования 150
Сумма удержаний с виновных лиц 10
Потери от брака 420
Для определения потерь продукции необходимо потери от брака умножить на фактический уровень рентабельности.
Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.
Основными причинами понижения качества продукции являются:
- плохое качество сырья;
- низкий уровень технологии и организации производства;
- недостаточно высокий уровень квалификации рабочих;
- качество оборудования;
- аритмичность производства и др.
И с х о д н ы е д а н н ы е: На предприятии за отчетный месяц стоимость окончательного брака составила 686500 руб. Расходы по исправлению брака – 303500 руб. Стоимость окончательного брака по цене использования 41120 руб. Взыскано с поставщиков по претензиям за поставку недоброкачественных материалов 24370 руб. Удержано за брак с виновников 22250 руб. Валовая продукция за тот же период по себестоимости составила 15 млн 840 тыс.руб.
Определить абсолютный и относительный показатели размера брака и размера потерь от брака за отчетный период.
Методика решения:
1. Абсолютный размер брака = стоимость окончательного забракованных изделий + расходы по исправлению брака.
2. Абсолютный размер потерь от брака = абсолютный размер брака – сумма удержаний с виновников + сумма взысканий по претензиям + сумма выручки от возможного использования.
3. Относительный размер потерь от брака = абсолютный размер потерь от брака / себестоимость валовой продукции ´ 100%.
4. Относительный размер брака = абсолютный размер брака / себестоимость валовой продукции ´ 100%