Доставка взрывчатых материалов к месту взрыва
ВМ каждой группы согласно Единым правилам безопасности при взрывных работах должны транспортировать раздельно. С разрешения главного инженера предприятия или руководителя взрывных работ допускается совместная перевозка на предприятии ВВ и СИ на повозках, автомобилях, мотоциклах с коляской, мотороллерах с кузовом и других. При этом их количество не должно превышать: ВВ — 1500 кг; детонаторов — 6000 шт.; детонирующего шнура — 1200 м; огнепроводного шнура — 6000 м. При совместной перевозке детонаторы следует размещать в передней части автомобиля, повозки и т. п. в плотно закрывающемся ящике с войлочными прокладками со всех сторон. ВВ размещаются в задней части автомобиля или повозки и отделяются от ящика с детонаторами ящиками с огнепроводным шнуром и средствами его зажигания или любым другим способом.
При перевозке СИ не целыми ящиками они, кроме заводской, должны быть упакованы в дополнительную упаковку в виде ящика с мягкими прокладками.
В связи с повышением требований к сохранности ВМ при перевозках через населенные пункты должны использоваться автомашины с закрытым запирающимся кузовом, в гужевом транспорте ВМ должны быть закрыты брезентом. Маршруты передвижения транспорта с ВМ заранее согласуются с органами ГАИ. На транспорте выставляют опознавательные знаки в соответствии с требованиями международной конвенции о перевозке грузов повышенной опасности.
Доставка ВМ железнодорожным транспортом. На отдельных крупных карьерах, где одновременно взрывают большие количества ВВ, комплектуются специальные железнодорожные поезда, состоящие из одного-двух крытых вагонов, оборудованных для хранения, и нескольких порожних платформ, которые для безопасности отделяют ВВ от локомотива.
ВМ в вагонах подают непосредственно к местам ведения взрывных работ; остальное время вагоны стоят в специальном железнодорожном тупике около карьера или на территории склада ВМ.
При погрузке ВВ располагают так, чтобы не ходить по мешкам или ящикам. При транспортировании ВМ, предназначенных для нескольких взрывов, расположение их в вагоне должно быть таким, чтобы не мешать их последовательной выгрузке на отдельных участках. Вагоны сопровождают специальное лицо, имеющее право на руководство или ведение взрывных работ, и вооруженная охрана. Вагоны должны быть оборудованы противопожарными средствами.
Доставка ВМ автогужевым транспортом. При перевозке ВМ автогужевым транспортом шоферы или возчики должны быть
проинструктированы о порядке перевозки, погрузки и выгрузки ВМ. Перед выходом в рейс в путевом листе машины механик или заведующий гаражом должен записать: «Автомобиль проверен, вполне исправен и пригоден для перевозки взрывчатых материалов».
На автомобиле должны быть выставлены спереди и сзади отличительные знаки в виде красных флажков, а в ночное время — специальные отражательные знаки. В зимнее время на ведущие колеса надеваются цепи против скольжения. На автомашине должно быть не менее двух огнетушителей. Глушители автомашины оборудуются специальными искрогасителями.
Скорость движения и загрузка автомобилей при перевозке аммонитов регламентируются общими правилами автоинспекции и грузоподъемностью машины. В городских условиях ВМ разрешается перевозить в закрытых автомобилях (передвижных складах) с отличительными знаками в виде красной диагональной полосы на бортах шириной 150 мм. К управлению автомобилем допускаются только шоферы I и II классов.
В нагруженном автомобиле могут находиться, кроме шофера, ответственного лица и лица вооруженной охраны, также грузчики или взрывники. Лица охраны должны размещаться в передней части кузова, для чего им необходимо оставлять места. Общая численность персонала на машине не должна превышать четырех человек. Ответственный за перевозку может выполнять и охрану ВМ.
При транспортировании гужевым транспортом установлены следующие нормы перевозок: для одноконных повозок — 500 кг, для пароконных — 800 кг.
Переноска ВМ к месту взрывных работ. Доставка ВМ непосредственно к месту работ разрешается без охраны, но под обязательным наблюдением взрывника с привлечением стажеров-взрывников или проинструктированных рабочих, о чем в журнале инструктажа должна быть сделана соответствующая запись.
При совместной переноске ВВ и СИ взрывник имеет право переносить одновременно не более 12 кг ВВ. При переноске только В В норма составляет 20 кг. При переноске в заводской упаковке (в мешках) на расстояние не более 300 м и при удобном пути норма составляет 42 кг. Для переноски СИ у взрывника должны быть специальные сумки.
Для облегчения доставки ВМ к месту взрыва на некоторых предприятиях устраивают передвижные склады в крытых и специально оборудованных автомобилях. Выдача ВМ взрывникам производится из передвижного склада в непосредственной близости от места взрыва.
Доставленные к месту работ ВМ перед заряжанием должны охраняться взрывниками или проинструктированными рабочими.
При массовых взрывах на карьерах ВМ устанавливается на период заряжания блока малая опасная зона (50 м от крайних
скважин блока), и вход в нее не допускается вооруженной охраной. Если подготовка взрыва ведется несколько суток, охрана зоны ведется круглосуточно.