Должностные обязанности учителя - логопеда.
Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Комплектует группы для занятий с учётом психофизического состояния обучающихся (воспитанников). Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Ведёт необходимую документацию. Способствуют формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использует разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения. Реализует образовательные программы. Обеспечивают уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несёт ответственность за их реализацию. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе РФ "Об образовании", Конвенции о правах ребёнка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
Должен знать: Конституцию и законы РФ, решения Правительства и органов управления по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приёмы профилактики и коррекции речевых нарушений, отклонений в развитии обучающихся (воспитанников); нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности, программно-методическую литературу; новейшие достижения дефектологической науки логопедии; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Приложение 4.
Индивидуальные тетради детей.
Заводятся на каждого ребёнка. Логопед записывает дату проведения занятия, примерное его содержание. Тетради оформляются красочно: логопед, воспитатели или родители (по заданию) наклеивают картинки, записывают стихи и рассказы. На выходные дни эти тетради отдают родителям, чтобы они повторили задания дома, а в течение недели по этим тетрадям с детьми занимаются воспитатели. Тетради заполняются 2-3 раза в неделю, в подготовительной к школе группе (желательно) каждый день.
Тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя.
В эту тетрадь логопед ежедневно записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми (от 3 до 6 человек). Например, отдельные артикуляционные упражнения; разбор специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок; повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее с логопедом. Можно включить различные варианты упражнений по развитию памяти, внимания, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. В графе учёта воспитатель отмечает, как усвоен материал детьми, у кого и в связи с чем возникли трудности.
Приложение 5.
Список рекомендуемого оборудования логопедического кабинета.
№ | Наименование. | Необходимое Количество | Наличие по месту практики |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. | Настенное зеркало для логопедических занятий (50 *100 см.). Зеркало для индивидуальной работы (9 *12 см.). Логопедические зонды, шпатели Разрезная азбука (настенная) Кассы букв (индивидуальные) Учебно-методические пособия Настольные игры, игрушки, конструкторы Умывальник Классная доска Шкафы для пособий Стол канцелярский Стулья Комплект "парта-стул" Песочные часы Секундомер Метроном Магнитофон Проигрыватель Набор пластинок Диапроектор (или фильмоскоп) Кодоскоп Экран Видеомагнитофон Компьютер Дискеты | 2 -3 |
Приложение 6.
Общие сведения о детях.
№ | Имя ребенка | Дата рожде- ния | Дата поступле- ния | Откуда пос-тупил | Домаш- ний ад- рес,теле- фон | ФИО родителей, место работы | Краткий анамнез | Медицинские заключения | Заклю- чение МППК при пос- тупле- нии | Речевое заклю- чение логопеда ДОУ | Когда и куда выбыл | ||||
отец | мать | логопед полик- линики | психо- невролог (психи- атр) | педиатр | |||||||||||
Приложение 7.
Виды планов.
В течение учебного года логопед разрабатывает:
1) перспективный план работы,
2) планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий,
3) перспективный индивидуальный план работы на каждого ребенка.
При составлении перспективногоплана логопеду следует предусмот-
реть:
1) проведение бесед и консультаций с воспитателями;
2) проверку логопедом речи детей старшей и подготовительных групп;
3) проведение открытых логопедических занятий для логопедов, воспитателей массовых и коррекционных групп;
4) консультативное обследование детей с тяжелыми нарушениями речи с привлечением других специалистов (психоневролога, воспитателя, музыкального работника );
5) участие в педсоветах, семинарах, консультациях, методических объединениях, конференциях;
6) связь с родителями (индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформление тематических выставок, проведение собраний, организация выпусков детей в присутствии родителей и т. д.)
Перспективный план является основой для составления ежедневных рабочих планов учителя - логопеда.
Составление планов на каждое фронтальное занятие обязательно. В
плане необходимо указывать: название раздела программы, тему, цели занятия, оборудование, речевой материал к занятию, примерный его ход.
Перспективный индивидуальный план на каждого ребенкасос-
тавляется на основе результатов первичного обследования. В плане отражается состояние умственного, речевого и личностного развития. Он содержит следующие разделы:
- формирование артикуляционной базы звуков;
- коррекция произношения дефектных звуков;
- коррекция фонематической стороны речи;
- коррекция слоговой структуры слова;
- коррекция лексико - грамматической стороны речи, связной речи. При составлении плана учитывается специфика логопедической работы с детьми, страдающими ринолалией, дизартрией, алалией, заиканием, и уровень развития высших психических функций восприятия, внимания, памяти, мышления.
Примерный перспективный индивидуальный план работы с дошкольником ( ОНР (III уровень) у ребенка с дизартрическим компонентом).
I. Развитие общей и речевой моторики:
1) развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук;
2) нормализация моторики артикуляционного аппарата (активная артикуляционная гимнастика).