Должностные обязанности учителя - логопеда.

Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Комплектует группы для занятий с учётом психофизического состояния обучающихся (воспитанников). Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Ведёт необходимую документацию. Способствуют формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использует разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения. Реализует образовательные программы. Обеспечивают уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несёт ответственность за их реализацию. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе РФ "Об образовании", Конвенции о правах ребёнка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Должен знать: Конституцию и законы РФ, решения Правительства и органов управления по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приёмы профилактики и коррекции речевых нарушений, отклонений в развитии обучающихся (воспитанников); нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности, программно-методическую литературу; новейшие достижения дефектологической науки логопедии; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Приложение 4.

Индивидуальные тетради детей.

Заводятся на каждого ребёнка. Логопед записывает дату проведения занятия, примерное его содержание. Тетради оформляются красочно: логопед, воспитатели или родители (по заданию) наклеивают картинки, записывают стихи и рассказы. На выходные дни эти тетради отдают родителям, чтобы они повторили задания дома, а в течение недели по этим тетрадям с детьми занимаются воспитатели. Тетради заполняются 2-3 раза в неделю, в подготовительной к школе группе (желательно) каждый день.

Тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя.

В эту тетрадь логопед ежедневно записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми (от 3 до 6 человек). Например, отдельные артикуляционные упражнения; разбор специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок; повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее с логопедом. Можно включить различные варианты упражнений по развитию памяти, внимания, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. В графе учёта воспитатель отмечает, как усвоен материал детьми, у кого и в связи с чем возникли трудности.

Приложение 5.

Список рекомендуемого оборудования логопедического кабинета.

Наименование. Необходимое Количество Наличие по месту практики
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Настенное зеркало для логопедических занятий (50 *100 см.). Зеркало для индивидуальной работы (9 *12 см.). Логопедические зонды, шпатели Разрезная азбука (настенная) Кассы букв (индивидуальные) Учебно-методические пособия Настольные игры, игрушки, конструкторы Умывальник Классная доска Шкафы для пособий Стол канцелярский Стулья Комплект "парта-стул" Песочные часы Секундомер Метроном Магнитофон Проигрыватель Набор пластинок Диапроектор (или фильмоскоп) Кодоскоп Экран Видеомагнитофон Компьютер Дискеты           2 -3  



Приложение 6.

Общие сведения о детях.

    № Имя ребенка Дата рожде- ния Дата поступле- ния Откуда пос-тупил Домаш- ний ад- рес,теле- фон ФИО родителей, место работы   Краткий анамнез Медицинские заключения Заклю- чение МППК при пос- тупле- нии Речевое заклю- чение логопеда ДОУ Когда и куда выбыл
отец мать логопед полик- линики психо- невролог (психи- атр)   педиатр
                             
                               

Приложение 7.

Виды планов.

В течение учебного года логопед разрабатывает:

1) перспективный план работы,

2) планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий,

3) перспективный индивидуальный план работы на каждого ребенка.

При составлении перспективногоплана логопеду следует предусмот-

реть:

1) проведение бесед и консультаций с воспитателями;

2) проверку логопедом речи детей старшей и подготовительных групп;

3) проведение открытых логопедических занятий для логопедов, воспитателей массовых и коррекционных групп;

4) консультативное обследование детей с тяжелыми нарушениями речи с привлечением других специалистов (психоневролога, воспитателя, музыкального работника );

5) участие в педсоветах, семинарах, консультациях, методических объединениях, конференциях;

6) связь с родителями (индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформление тематических выставок, проведение собраний, организация выпусков детей в присутствии родителей и т. д.)

Перспективный план является основой для составления ежедневных рабочих планов учителя - логопеда.

Составление планов на каждое фронтальное занятие обязательно. В

плане необходимо указывать: название раздела программы, тему, цели занятия, оборудование, речевой материал к занятию, примерный его ход.

Перспективный индивидуальный план на каждого ребенкасос-

тавляется на основе результатов первичного обследования. В плане отражается состояние умственного, речевого и личностного развития. Он содержит следующие разделы:

- формирование артикуляционной базы звуков;

- коррекция произношения дефектных звуков;

- коррекция фонематической стороны речи;

- коррекция слоговой структуры слова;

- коррекция лексико - грамматической стороны речи, связной речи. При составлении плана учитывается специфика логопедической работы с детьми, страдающими ринолалией, дизартрией, алалией, заиканием, и уровень развития высших психических функций восприятия, внимания, памяти, мышления.

Примерный перспективный индивидуальный план работы с дошкольником ( ОНР (III уровень) у ребенка с дизартрическим компонентом).

I. Развитие общей и речевой моторики:

1) развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук;

2) нормализация моторики артикуляционного аппарата (активная артикуляционная гимнастика).

Наши рекомендации