Функции производственной практики.

1. Адаптационная -студент не только знакомится с воспитательным учреждением и организацией логопедической работы в нём, но и привыкает к ритму педагогического процесса, детям, с которыми постепенно устанавливается контакт, начинает ориентироваться в системе внутренних отношений и связей дошкольного учреждения. Будущий логопед начи- нает реально представлять все трудности и радости профессиональной деятельности.

2. Обучающая -полученные в процессе теоретической подготовки знания проверяются практикой, т. е. находят воплощение в деятельности студента- практиканта. Происходит процесс выработки основных профессио нальных умений и навыков, формирования профессионального сознания, которое из плоскости идеальных представлений переходит в систему реальных установок и взглядов будущего логопеда. То, что приятно и удачно осуществляется в процессе теоретической подготовки и имита ционных тренингов, совсем по-иному реализуется в непосредственном общении с детьми при решении тех или иных реальных педагогических проблем.

3. Воспитывающая -именно на практике студент может реально научиться любить и принимать детей такими, какие они есть, выработать у себя терпение, выдержку, ответственность и чувство долга. Работая с детьми, студенты довольно быстро понимают, что надо постоянно заниматься самовоспитанием и самообразованием, так как имеющихся знаний оказывается недостаточно, а необходимые профессионально-значимые качества требуют постоянного развития.

4. Развивающая - на практике формируются и развиваются педагогические способности студента-практиканта; вырабатываются компенсаторные умения, если какие-то педагогические способности у будущего логопеда представлены слабо. В ходе практики студент развивается и в личностном, и в профессиональном плане. Он учится думать и поступать как педагог, а не просто ориентируясь на здравый смысл и житейский опыт.

5. Диагностическая - только на практике студент может оценить своё эмоциональное состояние при общении с детьми, логопедами, воспитателями, администрацией, родителями. В реальной педагогической деятельности выявляются личностные и профессиональные качества будущего логопеда, его сильные и слабые стороны, над чем ему необходимо работать.

В процессе производственной практики в дошкольном образовательном учреждении (логопедической группе) для детей с нарушениями речи у студентов формируются и совершенствуются различные профессионально-педагогические умения:

- проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование рече- мыслительной деятельности детей дошкольного возраста, интерпретировать его результаты и диагностировать выявленные отклонения в развитии детей;

- осуществлять перспективное и текущее планирование содержания всех видов коррекционной работы (перспективный план логопедической работы с группой, планы и конспекты отдельных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий) в группах для детей с общим недоразвитием речи;

- определять и реализовывать во взаимосвязи коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, используя разнообразные приёмы психолого-педагогического воздействия с учётом индивидуальных личностных особенностей детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии;

- обоснованно выбирать и применять методы, формы и приёмы преодоления нарушений речевой деятельности детей, отклонений в поведении и развитии других функций;

- осуществлять методически правильный выбор языкового и речевого материала, наглядных и технических средств обучения дошкольников с речевыми дефектами; изготавливать демонстрационный и раздаточный дидактический материал;

- анализировать содержание и результаты логопедических занятий, проводимых учителем-логопедом и товарищами, взаимодействия специалиста с другими участниками коррекционно-образовательного процесса;

- осуществлять адекватную оценку собственной психолого-педагогической деятельности и студентов группы;

- осуществлять просветительскую деятельность среди воспитателей и родителей.

В период производственной практики в специализированном дошкольном учреждении (логопедической группе) студенты выполняют функции учителя-логопеда на протяжении всего рабочего дня. Они планируют, проводят фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, посещают и анализируют занятия логопеда, студентов группы, оказывают консультативную помощь воспитателям и родителям детей с нарушениями речи по мере необходимости.

Организация работы студента в период практики.

1.Производственная практика в дошкольном образовательном учреждении (логопедической группе детского сада) проходит в течение 7 недель.

2.Для прохождения практики студенты распределяются по логопедическим группам специального детского сада и массовых детских садов по 4-5 человек в каждую группу.

3.Руководство и контроль за работой студентов в период производственной практики осуществляет факультетский руководитель и методисты кафедры специальной педагогики, учителя-логопеды логопедических групп дошкольных образовательных учреждений.

4.Студенты работают в детском саду в соответствии с расписанием рабочего дня учителя-логопеда и индивидуальными планами по 4 часа ежедневно.

5.Производственная практика в дошкольном образовательном учреждении включает пять основных этапов:

I этап - подготовительный;

II этап - ознакомление студентов с ДОУ, логопедической группой и организацией коррекционно - воспитательного процесса ( 1-я неделя );

III этап - диагностический ( 2-я неделя );

IV этап - коррекционно - воспитательной работы ( 3 - 7-я недели );

V этап - аналитический.

6.Для проведения индивидуальных занятий за каждым студентом за-

крепляется по 1-2 дошкольника.

7.Индивидуальные занятия проводятся в соответствии с расписанием

логопеда. На работу с каждым ребёнком отводится по 10 - 20 минут в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей, а также от речевых возможностей.

8.Студенты проводят зачетные логопедические занятия: 2 фронтальных ( подгрупповых ), 2 индивидуальных.

9.Студенты посещают занятия логопеда и своих однокурсников, актив-

но участвуют в их анализе. За время практики каждому студенту необходимо принять участие в обсуждении не менее 15 - 20 занятий.

10.Анализ занятий, консультации логопедов и методиста проводятся в

зависимости от расписания занятий и режима для данной группы детей.

11.Студенты могут участвовать в работе педагогических советов дош-

кольного учреждения.

12.Рекомендуется осуществлять творческий подход при организации

производственной практики.

Содержание деятельности студентов в период производственной практики.

Содержание I этапа (подготовительного).

1.Проведение установочной конференции, в ходе которой осуществ-

ляется:

- ознакомление студентов с задачами, организацией, этапами практики, с нормами поведения в дошкольном учреждении, отчетной документацией;

- закрепление за методистами и распределение по дошкольным

учреждениям.

2.После конференции каждый из методистов беседует со студентами своей группы: ориентирует в основном на содержание практики, сообщает о конкретных требованиях, предъявляемых к студентам при выполнении программы практики. Методист рассказывает о том, как подготовится к предстоящей практике: знакомит с формой ведения дневника производственной практики (приложение 1), рекомендует наглядный и дидактический материал для обследования детей дошкольного возраста и проведения логопедической работы, предлагает список специальной логопедической, психологической и методической литературы.

Приложение 1.

Наши рекомендации