Замечания руководителя по выполнению практики
Заполняется в течение срока выполнения практики по результатам контроля со стороны руководителя практики от предприятия. При этом могут быть отражены положительные моменты или выявлены недостатки, степень освоения студентом программы практики, указания руководителя по интенсификации работы студента, отмечаются грубые нарушения трудовой, производственной дисциплины, техники безопасности и т.п.
Содержание отчета по практике
По результатам практики студент представляет дневник практики (см. Приложение №2), отчет по практике и отзыв-характеристику от консультанта. Отчет должен быть оформлен в соответствии с образцом (см. Приложение №3).
Отчет по практике должен быть заверен на предприятии, где проходила практика, и должен быть сдан на проверку руководителю практики от кафедры в последний день практики или в начале первой учебной недели учебных занятий.
Отчет следует писать заранее, во время прохождения практики, последовательно и ступенчато отвечая на узловые вопросы программы с обязательным присутствием элементов собственного творческого анализа собранной информации.
Отчет должен отражать сведения по технологическим процессам, полученным при прохождении практики.
Примерный перечень вопросов, которые должны быть освещены в отчете:
- обязанности специалиста на рабочем месте;
- техническая оснащенность рабочего места;
- основная техническая документация на продукцию предприятия;
- аналитические методики, используемые в лабораториях предприятия;
- охрана труда и техника безопасности на предприятии;
- охрана окружающей среды.
Содержание отчета по практике должно включать следующие разделы:
1. Введение (место, цель и задачи практики)
2. История предприятия
3. Технологическая часть
3.1. Общая характеристика производства
3.2. Обязанности специалиста на рабочем месте
3.3. Техническая оснащенность рабочего места
3.4. Основная техническая документация на продукцию предприятия
3.2. Ассортимент и характеристика выпускаемой продукции
3.3. Сырьевая база, энергоносители и их характеристика
3.4. Описание технологической схемы процесса
3.5. Основное технологическое оборудование
4. Аналитический контроль производства
4.1. Аналитические методики, используемые в лабораториях предприятия
5. Автоматизация и регулирование технологического процесса
6. Охрана труда и окружающей среды
6.1. Охрана труда и техника безопасности на предприятии
6.2. Охрана окружающей среды
7. Выводы
8. Список литературы.
9. Приложения.
В выводах подводится итог по отдельным этапам практики.
В приложении приводят второстепенный либо вспомогательный материал. Им могут быть инструкции, методики, протоколы и акты испытаний, вспомогательные материалы, некоторые таблицы и пр.
Требования к оформлению отчета
Отчет должен содержать необходимые иллюстрации: схемы, рисунки и т.д. Объем отчета рекомендуется 15-20 страниц. При написании отчета студент широко использует литературные данные, обогащая практическую информацию, собранную во время практики.
Требования по оформлению отчета по практике следующие.
Оформление отчета должно соответствовать требованиям ГОСТ H 7.0.5.-2008 [3].
Шрифт высотой не менее 2.5 мм (шрифт 13-14) на одной стороне листа размером А4 через 1.5 межстрочных интервала, отступ красной строки – 1.27 см, выравнивание по ширине. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, принципах, формулах.
Напечатанный текст должен иметь поля, размер которых равен: верхнее, нижнее, левое, правое – 20 мм. Слева дается допуск – 0.5 мм на переплет.
Отчет открывается титульным листом (Приложение №3). Титульный лист не нумеруется. Нумерация начинается со второй страницы.
На втором листе печатается содержание отчета с указанием страниц, отвечающих началу каждого раздела. Слово «Содержание» записывают посередине листа с прописной буквы без точки.
Страницы должны иметь сквозную нумерацию, включая страницы с приложениями. Для нумерации используют только арабские цифры. Нумерацию страниц проставляют в правом нижнем углу листа.
Наименования необходимых разделов и подразделов должны быть краткими. Разделы и подразделы, исключая введение и заключение, нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа, установленного 1.27 мм.
Номер подраздела в пределах раздела образуется из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Наименование разделов начинается с прописной буквы. Каждый раздел желательно начинать с нового листа.
Расстояние между наименованием раздела или подраздела и последующим текстом должно быть 3 интервала.
Таблицы оформляются в удобном формате и размере. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Таблицы обязательно имеют номер и название.
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела, тогда номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы в разделе, разделенных точкой.
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые.
Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.
Для всех величин, приведенных в таблице, должны быть указаны единицы измерения.
Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение буде на следующей странице, то в первой части таблицы нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. На следующей странице пишут слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы», повторяют шапку таблицы или нумерацию граф таблицы.
Уравнения и формулы из текста выделяют отдельными строками. Выше и ниже каждой формулы должен быть оставлен пробел не менее одной строки. Расшифровку символов и значений числовых коэффициентов следует давать под формулой. Обозначения символов дают подряд, через точку с запятой.
Все рисунки рекомендуется размещать непосредственно после текста, в котором на него впервые ссылаются или на следующей странице. При этом следует писать «…в соответствии с рисунком 1».
Нумерация рисунков может быть сквозная или по разделам. Слово «Рисунок» с его номером и наименованием через тире помещают под рисунком.
Сведения о различных видах источников, таких как книги, статьи, отчеты и т.п. следует располагать в алфавитном порядке, оформленным согласно требованиям ГОСТ Р 7.0.5.-2008.
Сведения о книгах должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги, том, часть, выпуск, место издания, издательство и год издания, количество страниц.
Сведения о статье из периодического издания должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания, год выпуска, том, номер издания, страницы, на которых помещена статья.
Источники иностранной литературы вписываются на языке оригинала в алфавитном порядке в том виде, в каком они приводятся на титульном листе или в периодическом издании в конце списка литературы.
Приложения формируются по порядку появления ссылок в тексте.
В приложении приводят второстепенный либо вспомогательный материал. Им могут быть инструкции, методики, протоколы и акты испытаний, вспомогательные материалы, некоторые таблицы и пр. В тексте обязательно должны быть ссылки на приложения.
Приложения помещаются после списка использованной литературы. Каждое приложение оформляются на отдельной странице, которая нумеруется. Наверху посередине страницы пишется слово «Приложение» с прописной буквы. Если приложений несколько, их обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, исключая буквы Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ь, Ы.
После проверки руководителем практики от кафедры отчет выносится на защиту, в случае его соответствия предъявленным требованиям, в противном случае – возвращается на доработку студенту.
Подведение итогов практики
По прибытии в ВУЗ студент представляет заверенные календарный план (подписью руководителя производственной практики от предприятия и печатью предприятия) и отчет руководителю практики от кафедры для проверки. Представляется также характеристика с места прохождения практики, которая зачитывается на защите отчетов по практике.
При составлении отчета о проделанной работе практикант использует материалы лабораторного журнала, результаты выполнения индивидуальных заданий, научную литературу. Отчет по практике должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период практики, а также выводы и предложения.
Защита отчетов по практике и зачет проводятся на кафедре комиссией, назначаемой заведующим кафедрой, в срок не позднее 10 дней от начала учебного процесса после окончания практики.