ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности.

ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности.

Внутренняя и внешняя среда предприятия

Среда предприятия слагается из микросреды и макросреды. Микросреда(внутренняя среда) представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме, так как формируется внутри нее. Внутренняя среда предприятия как совокупность трудовых, технологических, экономических факторов в большей степени управляема и регулируема, чем внешняя среда. Внутренняя средапредприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия является выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Элементы внутренней среды:производство (объем, структура, темпы, обеспеченность сырьем и материалами, контроль качества и др.), персонал (квалификация, производительность труда, «текучка» кадров, стоимость рабочей силы и др.), организация управления (структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия), маркетинг (доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование), финансы (вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия), культура и имидж (привлечение работников высокой квалификации, стимулирование потребителей к покупке товаров и т. п.).

Макросреда(внешняя среда) представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера. Кроме того, в макросреду входят взаимоотношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.

Экономическое состояние в обществеоказывает влияние на степень доступности денежных ресурсов, на величину процентов от вложенного капитала, на цены на сырье и материалы и многое др.

Политические факторы, оказывающие влияние на микросреду, как правило, зависят от правящей партии в стране, от политики президента, от наличия или отсутствия военных действий и т. д.

Культурная среда– главными ее элементами которой является образование, культура, нравственные нормы, религиозные традиции.

Внешняя среда предприятия– это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы: факторы прямого воздействия(ближайшее окружение) – оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).

Факторы косвенного воздействия(макроокружение) – не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии. Политические (методы реализации государственной политики), экономические (инфляция, занятость, производительность труда и др.), социальные (население, менталитет), технологические (развитие науки и техники).

ТЕМА № 2. Производственная и организационная структуры предприятия

ТЕМА № 3. Организация производственного процесса на предприятии

Организация производства –система мер,направленных на рационализацию сочетания в пространстве и во времени вещественных элементов и людей, занятых в процессе производства.

ТЕМА №4. Ресурсы предприятия

Ресурсы – это факторы, используемые для производства экономических благ.

Экономические ресурсы – это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

Все разнообразие ресурсов можно классифицировать на 2 группы:

- материальные ресурсы – земля, сырье, капитал (имущество, оборудование и пр.),

- людские ресурсы – труд и предпринимательская деятельность.

Уставный капитал.

Уставный капитал – сумма денежных средств и стоимости материальных и нематериальных активов, представляемых учредителями при создании предприятия; это первоначальный, исходный капиталом предприятия. Его величина определяется с учетом предполагаемой деятельности и фиксируется при государственной регистрации предприятия в его учредительных документах.

Минимальный размер уставного капитала регламентируется законодательством:

- в открытом АО он не может быть менее 1000 минимальных размеров месячной оплаты труда (МРОТ);

- в закрытом АО и в ООО - не менее 100 МРОТ. Максимальный размер уставного капитала законодательством не регламентируется.

В оплату уставного капитала могут поступать денежные и имущественные взносы.

К имущественным взносам относятся:

- здания, сооружения, оборудование, материальные ресурсы и другие материальные ценности;

- имущественные права (права пользования водой, землей, зданиями, сооружениями, оборудованием и т.п.);

- интеллектуальная собственность;

- ценные бумаги;

- средства в иностранной валюте (для акционерных обществ, создаваемых с участием иностранного лица).

Роль уставного капитала заключается в том, что он придает финансовую устойчивость предприятию, служит гарантией в деловых отношениях с партнерами и государственными органами, т.е. он выступает как залоговое средство, гарантирующее возмещение долгов и оплату услуг, согласно договорным и прочим финансовым и коммерческим обязательствам.

  1. Имущество предприятия.

Имущество предприятия - это совокупность материальных, финансовых и нематериальных активов, принадлежащих предприятию и предназначенных для осуществления его деятельности.

В состав материальных активов входят: земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция.

К финансовым активам относятся: кассовая наличность, депозиты в банках, вклады, чеки, расчетные документы в пути, страховые полисы, вложения в государственные или частные ценные бумаги, потребительский кредит, паи и долевые вклады в другие предприятия.

Нематериальные активы включают: патенты на изобретения, товарные марки и знаки, фирменные наименования, репутацию предприятия, пакеты документов, ноу-хау и иные виды интеллектуальной собственности, авторские права на пользование ресурсами.

Имущество предприятия первоначально создается за счет имущества, переданного ему учредителями в виде вкладов (взносов, паев). Имущество предприятия увеличивается в процессе производственной и хозяйственной деятельности. Оно может являться объектом сделок, отчуждаться, закладываться и т.п. Обычно имущество предприятия обособлено от имущества его учредителей, участников и работников. Предприятие отвечает по своим долгам принадлежащим ему имуществом, на которое могут быть обращены иски хозяйственных партнеров или кредиторов в случае невыполнения предприятием каких-либо обязательств перед ними.

При признании предприятия несостоятельным (банкротом) его имущество в соответствии с установленными законами процедурами может использоваться для удовлетворения требований кредиторов. Оставшееся после этого имущество ликвидируемого предприятия передается его учредителям (участникам), имеющим на это имущество вещные права или обязательственные права в отношении предприятия.

Износ ОПФ.

Износ основных фондов подразделяется на:

1) физический износ (т. е. прямое изнашивание основных фондов, потеря первоначальных технических характеристик, потеря потребительских свойств в результате интенсивной эксплуатации, либо под воздействием атмосферных условий, физико-химических, биологических процессов, реактивных среди т. д.);

Иф = Тф / Тн * 100%, где

Тф – фактический срок службы ОПФ,

Тн – нормативный срок службы (амортизационный период) ОПФ.

2) моральный износ (т. е. потеря потребительской стоимости и стоимости основных фондов).

Моральный износ проявляется в 2 формах:

1) Суть морального износа 1 формы состоит в обесценении ранее созданных основных средств в результате удешевления их воспроизводства в современных условиях;

ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru , где

Фперв – первоначальная стоимость ОПФ,

Фвосст – восстановительная стоимость ОПФ.

2) Суть морального износа 2 формы - на смену действующему оборудованию приходит более производительное, эффективное, что использование прежнего оборудования предприятию становится невыгодным

ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru , где

Пн – производительность нового оборудования,

Пс – производительность старого оборудования.

Пути борьбы с моральным износом:

Амортизация ОПФ.

Процесс износа основных фондови переноса их стоимости на изготовленный с их помощью продукт называется амортизацией основных фондов.

Амортизационные затраты на основные фонды относятся к постоянным издержкам производства.

Амортизация– это метод включения по частям стоимости основных фондов в течение срока их службы в затраты на производимую ими продукцию и последующее использование этих средств для возмещения потребленных основных фондов.

Часть суммы от реализации продукции, соответствующая перенесенной стоимости фондов, поступает в амортизационный фонд, в котором происходит накопление денежных средств до величины, соответствующей первоначальной стоимости основных фондов. Амортизационный фонд– сумма накопленных денег, которая должна использоваться для приобретения новых основных фондов взамен изношенных, т. е. происходит восстановление основных фондов.

Расчет амортизации может проводиться линейным и нелинейным методом. При линейном способе годовая сумма амортизации определяется по первоначальной стоимости объекта основных средств и принятой норме амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. Недостаток метода заключается в том, что в течение срока службы оборудования бывают его простои, поломки, неполная загрузка.

Норма амортизации — это установленный в процентах размер амортизационных отчислений по каждому виду основных фондов за год. Норма амортизации установлена в государственных справочниках и имеет стандартную величину. Она вычисляется как величина, обратно пропорциональная количеству лет службы основного фонда, и выражается в процентах. Это доля стоимости основного фонда, которая переносится за год его использования на стоимость производимой продукции.

Сумма амортизационных отчислений:

ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru , где Фперв – первоначальная стоимость ОПФ, Н – норма амортизации.

ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru , где n – срок полезного использования объекта основных средств

При нелинейном способегодовая сумма амортизации определяется по остаточной стоимости объекта основных средств:

ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru , где Фперв – первоначальная стоимость ОПФ, Н – норма амортизации.

ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru

5. Показатели использования ОПФ:

Показатели использования активной части ОПФ (машин, оборудования и пр.):

1. Коэффициент экстенсивного использования основных фондов (Кэкст) характеризует уровень использования активной части основных производственных фондов по времени: ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru ,

где Тф – фактическое время работы машин и оборудования, ч;

Тр – режимный фонд времени работы машин и оборудования, ч.

2. Коэффициент интенсивного использования (Кинт) характеризует уровень использования машин и оборудования по мощности: ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru ,

где Пф – фактическая производительность основного технологического оборудования (ед. продукции/час);

Пв – технически обоснованная производительность машин и оборудования (ед. продукции/час).

3. Интегральный коэффициент использования (Кинтегр) комплексно характеризует эксплуатацию оборудования по времени и мощности. Данный коэффициент определяется по формуле: Кинтегр = Кэкст * Кинт

4. На уровень использования основных фондов влияет коэффициент сменности оборудования, который показывает, сколько в среднем работает каждая единица оборудования:

ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru ,

где Ст1 – количество оборудования, отработавшего в первую смену;

Ст2 – количество оборудования, отработавшего во вторую смену;

Ст3 – количество оборудования, отработавшего в третью смену;

Сту – количество установленного оборудования.

Напр., всего на предприятии – 100 станков. В 1 смену работаю все 100 станков, во 2 смену 50%. Ксм = (100+50) / 100 = 1,5 смены работает 1 ед. оборудования.

Повышение сменности работы оборудования и снижение внутрисменных простоев позволяет использовать основные фонды более эффективно.

5. Коэффициент загрузки оборудования (Кз) характеризует использование оборудования во времени и рассчитывается по формуле:

ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru ,

где t – трудоемкость i-го изделия, изготовленного на данной группе оборудования, час;

Fэ – эффективный фонд времени единицы оборудования, час;

Ст – количество оборудования в группе, шт.;

n – количество видов изделий, изготавливаемых на данной группе.

Среднегодовая стоимость ОПФ: ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru , где

Фн – стоимость ОПФ на начало года,

Ф вв – стоимость ОПФ, вводимых в эксплуатацию в течение года,

Ф выб – стоимость ОПФ, выбывших в течение года

Твв – число полных месяцев, в течение которых ОПФ находились в эксплуатации до конца года.

Твыб – число полных месяцев, в течение которых ОПФ не находились в эксплуатации до конца года.

Формула баланса ОПФ: Фк = Фн + Фвв – Фвыб, где,

Фк – стоимость ОПФ на конец года. Фн – стоимость ОПФ на начало года.

Коэффициент обновления ОПФ: Кобн = Фвв / Фк

Коэффициент выбытия ОПФ: Квыб = Фвыб / Фн

Коэффициент прироста ОПФ: Кприр = Фвв-Фвыб / Фн

Фондоотдача – это основной обобщающий показатель эффективности использования основных фондов. Отражает объем продукции, приходящийся на один рубль основных фондов. ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru или ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru

где ТП – объем товарной продукции, р.;

В – выручка от реализации продукции (реализованная продукция), р.;

ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru – среднегодовая стоимость основных фондов, р..

Фондоемкость – показатель, обратный фондоотдаче. Показывает, какая величина основных фондов приходится на рубль выпущенной продукции: ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru

Фондовооруженность – показатель оснащенности основными производственными фондами (показывает стоимость основных производственных фондов, которая приходится на одного работника): ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru , где Чппп – среднесписочная численность промышленно-производственного персонала.

Рентабельность основных фондов (Роф): ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru где Пр – прибыль от реализации продукции, р.

По НЗП

НЗП – это продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. Кроме того, к НЗП относятся остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства.

ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru , где

Vc/c – себестоимость годового объема товарной продукции,

Товарной называется полностью законченная и подготовленная к реализации продукция.

Д – длительность периода (360 дней),

К нз – коэффициент нарастания затрат,

Тц – продолжительность производственного цикла.

По готовой продукции

ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru , где

Н гп – норма запаса готовой продукции на складах предприятия.

Общая расчетная потребность в оборотном капитале: ОС = ОС пз + ОС нзп + ОС гп

Источники формирования оборотного капитала:

· собственные и приравненные к ним средства. Собственные средства – чистая прибыль предприятия, которая остается в распоряжении предприятия. Приравненные к собственным – устойчивые пассивы, то есть те денежные средства, которые предприятию не принадлежат, но могут находиться в его обороте (минимальная задолженность резерва предстоящих платежей, минимальная задолженность по заработной плате);

· заемные средства – краткосрочные кредиты банка.

Производительность труда

Производительность труда – показатель эффективности затрат живого труда, который измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени 1 работником или затратами рабочего времени в расчете на 1 ед. продукции.

ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru , ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru

V – объем продукции,

Ч – численность работников.

Основными показателями производительности труда на уровне предприятия являются показатели выработки (В) и трудоемкости (Тр) продукции, которые можно рассчитать по следующим формулам:

В = V / Чсп,

Тр = Т / V,

где V – объем произведенной продукции (выполненных работ) в натуральных единицах измерения;

Чсп – среднесписочная численность рабочих, чел.;

Т – время, затраченное на производство всей продукции.

Наиболее распространенным и универсальным показателем производительности труда является выработка продукции. На предприятиях в зависимости от единиц измерения объема производства (V) различают три метода определения выработки: натуральный, стоимостной, нормированного рабочего времени.

Наиболее наглядно производительность труда характеризуется показателем выработки в натуральном выражении (в тоннах, метрах и т. п.). Если предприятие выпускает несколько видов однородной продукции, то выработка может быть выражена в условно-натуральных единицах. Натуральные показатели наиболее объективно отражают производительность труда (выработку).

В стоимостном выражении выработку можно определять по показателям валовой, товарной, реализуемой и чистой продукции (см. далее).

На рабочих местах, где производится разнородная и незавершенная продукция, которую невозможно измерить ни в натуральных, ни в стоимостных единицах, показатель выработки определяется в нормочасах. Выработка может быть определена в расчете на один отработанный человекочас (часовая выработка), человекодень (дневная), на одного работника в год, квартал или месяц (годовая, квартальная, месячная).

Трудоемкость – затраты рабочего времени на производство единицы продукции в натуральном выражении по всей номенклатуре выпускаемой продукции и услуг.

Технологическая трудоемкость отражает все затраты труда основных рабочих-сдельщиков. Производственная трудоемкость включает все затраты труда основных и вспомогательных рабочих.

Полная трудоемкость отражает затраты труда всех категорий персонала предприятия.

Факторы изменения производительности труда:

1) изменение технического уровня производства;

2) совершенствование управления, организации производства и труда;

3) изменение объема и структуры производства и др.

Резервы увеличения производительности:

1) снижение трудоемкости продукции;

2) улучшение использования рабочего времени;

3) резервы улучшения структуры, повышения компетенции кадров, лучшего использования рабочей силы;

4) экономия материальных ресурсов, ликвидация брака.

Оплата труда

Оплата труда– система отношений между работником и работодателем, в которых работодатель обязуется в полной мере оплачивать труд работника, при этом не ухудшая условий его труда.

В основе организации оплаты труда работников предприятия лежат фонд оплаты труда; тарифная система; формы и системы оплаты труда.

Фонд оплаты труда - источник средств, предназначенных для выплат заработной платы и выплат социального характера.

Тарифная система оплаты труда включает в себя тарифные ставки (оклады), тарифные сетки и тарифные коэффициенты.

Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за единицу времени. Тарифные ставки устанавливают в зависимости от тяжести и вредности труда, его интенсивности. За базу для определения тарифных ставок принимается минимальный уровень оплаты труда, устанавливаемый государством на тот или иной период времени.

Тарифная сетка определяет соотношение в оплате труда в зависимости от его квалификации. Тарифная сетка характеризуется числом тарифных разрядов и диапазоном тарифных коэффициентов. Тарифный коэффициент - отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. В бюджетной сфере экономики Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 для дифференциации в уровнях оплаты труда работников введена единая 18-разрядная тарифная сетка.

Тарифно-квалификационные справочники подразделяют различные виды работ в зависимости от их сложности. В них содержится характеристика того, что должен знать и уметь работник соответствующего квалификационного разряда.

Система оплаты на комиссионной основе – установленный процент от объема или количества сделок.

Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата - это сумма денег, которую получает работник за свой труд за определенный период времени.

Реальная заработная плата показывает, какое количество предметов потребления и услуг можно купить за номинальную заработную плату при данном уровне цен и тарифов.

Формы оплаты труда:

Сдельная оплата труда– заработная плата начисляется по установленным расценкам за каждую единицу выполненной работы или изготовленной продукции. Ее виды:

1) простая сдельная (прямая) – зарплата начисляется исходя из установленных расценок за единицу продукции;

2) сдельно-премиальная – дополнительно к прямой зарплате начисляется премия за выполнение условий и показателей премирования;

3) сдельно-прогрессивная – за выполнение нормы – базовые расценки, за перевыполнение – повышенные расценки;

4) аккордная система – оплата за весь объем работ.

Повременная оплата труда– заработная плата начисляется работнику по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное на производстве время.

1) простая повременная – работник получает полную тарифную ставку (оклад) при 100% выполнении индивидуального задания;

2) повременно-премиальная - работник сверх оплаты в соответствии с отработанным временем и тарифными ставками (окладом) получает премию за достижение определенных количественных и качественных показателей.

Мотивация труда

Мотивация труда– одна из важнейших функций менеджмента, представляющая собой стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.

Главные рычаги мотивации – стимулы и мотивы. Стимул– материальная награда определенной формы, например заработная плата. В отличие от стимула мотивявляется внутренней побудительной силой: желанием, влечением, ориентацией, внутренними целевыми установками.

Иерархия потребностей по А. Маслоу (от наиболее важных к наименее):

ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru Существуют и другие, достаточно распространенные классификации потребностей работников, например разделение их на материальные, духовные, социальные. Наиболее эффективными стимулирующими факторами являются соответствие выполняемой работы потребностям человека в самоутверждении как личности и возможность самовыражения.

Основные формы мотивации работников предприятия:

1) заработная плата– оценка вклада работника в результаты деятельности предприятия. Она должна быть сопоставима и конкурентоспособна с оплатой труда на аналогичных предприятиях отрасли и региона. Заработок работника определяется в зависимости от его квалификации, личных способностей и достижений в труде. Существуют различные премии и доплаты;

2) система внутрифирменных льгот работникам:субсидированное и льготное питание, продажа продукции предприятия своим работникам со скидкой, оплата расходов на проезд до места работы и обратно, предоставление своим работникам ссуд (беспроцентных или под низкий процент), предоставление права пользования транспортом фирмы, страхование здоровья работников за счет предприятия, эффективное премирование, доплаты за стаж;

3) нематериальные льготы:предоставление права на скользящий, гибкий график работы, предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска за достижения в работе, более ранний или поздний выход на пенсию;

4) повышение содержательности труда,самостоятельности, ответственности работника, привлечение его к управлению предприятием;

5) создание благоприятной социальной атмосферы,устранение статусных, административных, психологических барьеров между отдельными группами работников, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива, моральное поощрение работников;

6) продвижение работников по службе,планирование их карьеры, оплата обучения и повышения квалификации.

Данные мероприятия по повышению мотивации труда позволяют более эффективно использовать трудовой потенциал предприятия и повышать его конкурентоспособность на рынке.

Рынок труда

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. На рынке фиксируются ставки заработной платы и условия занятости. Все это происходит с учетом профессии, работы, занятости.

Рабо́чая си́ла— способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей на основе получения ими заработка (трудовой доход). Она имеет несколько видов, представленных на рис.

ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru

Величина рынка труда определяется как трудовыми ресурсами, так и масштабами развития производительных сил. Трудовые ресурсы - часть населения, занятая в народном хозяйстве или способная работать, но не работающая по тем или иным причинам (домохозяйки, учащиеся с отрывом от производства и др.). В состав трудовых ресурсов включаются: население в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет), кроме неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях, фактически работающие подростки и пенсионеры.

Для любого товарного рынка присущи свои особенности. Характерной чертой рынка труда, отличающей его от любого товарного рынка, является то, что наем и использование рабочей силы происходят на основе добровольности как' работника, так и работодателя и обеспечения социальных гарантий со стороны государства.

ТЕМА № 8. Планирование деятельности предприятия

Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства.

Под оптимальным объемом производства продукции понимается такой объем, который обеспечивает выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом затрат и максимально возможной эффективностью.

(см. практику).

2. Производственная программа (план производства).

Производственная программа — это один из разделов бизнесплана предприятия, в котором содержатся планируемые объемы производства в натуральном и стоимостном выражениях. Основанием для формирования производственной программы является перспективный план выпуска продукции, разрабатываемый по результатам изучения конъюнктуры рынка и сбыта изделий в соответствии с профилированием предприятия, его подразделений и их развитием. Такой подход подразумевает выяснение растущих потребностей населения или организаций-потребителей в выпускаемой продукции.

Производственная программа разрабатывается в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам, кварталам, а при необходимости, определяемой содержанием договоров с заказчиками, с установлением конкретных сроков выполнения заказов.

ПП = Мз * Ппл * Кпр * Тпл , где

ПП – план производства продукции в натуральных единицах.

Мз – количество заправленного оборудования в планируемом периоде.

Ппл – производство единицы оборудования в планируемом периоде.

Кпр – коэффициент, учитывающий плановые простои оборудования.

Тпл – плановый фонд времени работы оборудования.

В денежно выражении производственная программа рассчитывается по следующим показателям:

НЗП – это продукция, работы, услуги частичной готовности, то есть не прошедшие всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства.

Реализованная продукция равна товарной продукции в том случае, если остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода остались без изменений. При увеличении остатков на складе объем продаж будет меньше товарной продукции. При уменьшении остатков объем реализации будет больше товарной продукции на величину снижения запасов готовой продукции.

РП= ТП + С н пр н - С н пр к , где С н пр – стоимость нереализованной продукции на сладе на начало и конец периода.

Производственная мощность.

Производственная мощность предприятия — это максимально возможный выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг) за единицу времени в натуральном (или условно-натуральном) выражении в установленных производственной программой номенклатуре и ассортименте при полном использовании производственного оборудования, применении передовой технологии, современной организации производства и труда, обеспечении высокого качества продукции.

ПМ = Мз * Ппл * Кпр * Тmax, где Тmax – максимальный фонд времени работы оборудования.

ТЕМА № 1. Предприятие – основной субъект предпринимательской деятельности. - student2.ru где

ПМср - среднегодовая производственная мощность предприятия;

Мн - мощность на начало года (входная);

Мв - мощность, вводимая в течение года;

Мвб – мощность, выбывающая в течение года;

m1 – количество полных месяцев до конца года с момента ввода мощностей;

В этом разделе следует охарактеризовать основные качества вашего товара (услуги), его внешний вид, если необходимо и упаковку, и сервисное обслуживание. На этом этапе целесообразно прикинуть цену товара и те затраты, которые необходимо будет осуществить при его изготовлении, что позволит определить предполагаемую прибыль, а значит, и ваши шансы на успех или неудачу.

Анализ рынка сбыта

Второй раздел бизнес-плана - изучение рынка товара или услуги.

Необходимо обратить внимание на следующее:

- насколько часто и охотно покупатели приобретают ваш товар или обращаются к вам за услугами;

- кто именно покупает ваш товар или обращается к вам за услугами (полезно поинтересоваться у потребителя, что именно привлекло его в вашем товаре или услуге);

- сколько времени потребовалось для реализации всей партии товара или оказания одной услуги;

- как реагируют покупатели на цену вашего товара. Можно поиграть с ценой товара и посмотреть, повлияет ли ее снижение на скорость продажи и расширение круга потребителей.

Оценка конкурентов

Третий раздел бизнес-плана посвящается анализу конкурентов.

Показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Для продукции производственно-технического назначения таким показателем может служить ее производительность.

Показатели надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции и условий ее применения могут использоваться как все, так и некоторые из указанных показателей.

Безотказность - это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени. Безотказность чрезвычайно важна для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность является самым основным показателем качества.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем больше стандартных и унифицированных деталей в изделии, тем лучше как для производителя, так и для ее потребителя.

Эргономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, автомобилем, расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение и т.д.

Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназ<

Наши рекомендации