Расчет заделов на поточной линии
Незавершенное производство на поточной линии в натуральном выражении – это совокупность внутрилинейных заделов (технологического, оборотного и страхового). Их создание поддержание на определенном уровне является условием бесперебойной работы поточной линии. Вот почему надо точно знать минимально необходимые (нормативные) размеры этих заделов.
Технологический задел образуют предметы труда, находящиеся в каждый данный момент времени непосредственно в работе, в процессе выполнения над ними технологических операций. Количество таких предметов, как минимум, равно числу рабочих мест на линии. На тех операциях, где используются агрегатные многопозиционные станки или многоместные приспособления, технологический задел будет соответственно больше. Условно к технологическому заделу относят и те детали, которые находятся на рабочем месте в ожидании обработки при передаче их транспортными партиями. Поэтому в общем случае на каждой операции технологический задел равен произведению , где – число рабочих мест на i-й операции.
Транспортные задел – это те объекты производства, которые находятся в процессе их транспортирования на очередную операцию, т.е. на несущей части распределительного конвейера. Общее их количество равно отношению длины несущей части Lн к шагу разметки lo. При передаче транспортными партиями pшт размер транспортного задела соответственно увеличивается Lн / lо.
Упрощенно транспортный задел каждой отдельной операции определяется по формуле
z = ci ·Lн / (clо ),
где ci c – соответственно число рабочих мест на i-й операции и на линии в целом.
Следует иметь в виду, что в реальной действительности на прерывно-поточных линиях при больших оборотных заделах доля транспортного задела в незавершенном производстве столь мала, что этот задел можно и не учитывать, исключить из расчетов. В курсовой работе расчет транспортного задела производится в чисто учебных целях, для целостного представления о незавершенном производстве.
Оборотный задел уже был определен в процессе составления графика работы поточной линии. При расчете размеров незавершенного производства учитываются только переходящие оборотные заделы.
Страховой задел создается для предупреждения простоев на линии по непредвиденным причинам (поломка инструмента, внезапный отказ оборудования, нарушение наладки приспособления или станка, влекущие за собой появление брака на той или иной операции и пр.). Если на некоторой i-й операции произошел сбой в работе (отказ), то он является причиной вынужденных простоев на всех последующих операциях в течение времени, которое потребуется для устранения причин отказа. Эти простои могут быть исключены, если заранее создать запас деталей, прошедших i-ю операцию, т.е .страховой задел. Он может хранится как на i-й, так и на (i+1) операциях. Естественно, что страховой задел после его расходования должен восстанавливаться, вновь создаваться .
Размер страхового задела zс на данной операции зависит от того, на какой время Tс надо «застраховать» линию от простоев по случайным обстоятельствам, т.е. zс = Tс/r .
Само же время Tс устанавливается на основе анализа данных о простоях оборудования на отдельных операциях по непредвиденным причинам. Эти данные постепенно накапливаются в процессе эксплуатации поточной линии, что и позволяет в конечном итоге для каждой операции установить и частоту отказов, и среднее время устранения отказа. Если на некоторой операции страховой задел восстанавливается один раз в неделю (10 смен), а за неделю наблюдается три отказа, на устранение каждого из которых требуется 15 мин, то Tс = 45мин.
В курсовой рекомендуется, по усмотрению студента, выбрать две-три операции, на которых наиболее вероятны отказы. Время Тс на этих операциях выбирается в пределах 45…60 мин.
Результаты расчета незавершенного производства сводятся в таблицу по форме 1.
Форма 1
№ операции | Размеры заделов, шт. | ||||
Технологический | Транспортный | Оборотный | Страхо-вой | Всего | |
Итого на линии |