Тема 2.6. Организация нормативного хозяйства предприятия

Сущность норм и нормативов. Задачи нормирования ресурсов предприятия. Методы установления норм и нормативов, используемых в производственном процессе. Система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов. Организация и пути совершенствования нормативной базы на предприятии. Нормы и нормативы затрат труда. Сущность нормирования труда и классификация затрат рабочего времени. Определение норм времени, норм выработки, нормативов численности и норм обслуживания. Методы изучения затрат рабочего времени. Назначение и состав норм и нормативов расхода материальных ресурсов. Структура индивидуальных расходных норм и их размерность. Нормирование расхода сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов по основным направлениям их потребления. Нормативы использования материальных ресурсов (коэффициент использования материалов в производстве, удельный расход сырья и материалов, расход материалов на единицу технического параметра, нормативы технологических отходов и потерь и т.д.). Планирование экономии материальных ресурсов.

Нормы и нормативы использования средств труда. Объекты нормирования средств труда. Нормы и нормативы обслуживания, режимов работы и ремонта средств труда и их разновидности. Нормирование количества средств труда и их использования. Основные нормативы использования средств труда (нормы производительности, коэффициенты сменности, загрузки и использования оборудования и т.п.). Применение норм и нормативов использования средств труда в экономических расчетах.

Тема 2.7. Организация маркетинга на предприятии

Характеристики различных типов организационных структур управления маркетингом, распределение прав и ответственности в системе маркетинга. Рационализация взаимоотношений торговых служб с другими подразделениями предприятия перестройка оргструктуры управления предприятием, ориентированного на маркетинг, подбор кадров для подразделений маркетинга.

Организация сбыта продукции на предприятии. Выбор форм и методов сбыта продукции. Определение состава потребителей и объемов поставок продукции выбор товарных знаков. Виды рекламы и каналы ее распространения. Тестирование рынка и организация пробных продаж. Организация выставок и торговых марок. Выбор и оценка различных методов стимулирования сбыта. Виды и назначение упаковки. Доставка продукта потребителю и ее сбыт. Сервисное обслуживание потребителей.

Виды маркетинговой информации, ее содержание и требования к ней. Источники и методы получения маркетинговой информации. Современные компьютерные системы сбора, передачи и обработки маркетинговой информации.

Раздел 3. Организация систем управления на предприятии

Цели, принципы, функции управления

Сущность менеджмента. Задачи и цели. Основные этапы развития науки о менеджменте. Особенности менеджмента в условиях рынка. Соотношение понятий менеджмента и управления. Принципы и методы управления. Специальные функции управления. Понятие объекта управления и субъекта управления. Понятие цели развития предприятия. Влияние различных внутренних и внешних факторов на формирование цели. Методы выявления и анализы целей.

Менеджмент в трудовом коллективе

Особенности менеджмента в трудовом коллективе. Элементы процесса руководства трудовым коллективом. Теория и практика руководства трудовым коллективом. Теория поведения в коллективе. Техника и руководство и инструментарий. Методы управления в первичных трудовых коллективах. Самоуправление трудового коллектива. Совет трудового коллектива и его функции, выборность руководителя. Воспитание производственной и творческой активности, инициативы, группового мышления, самосознание членов коллектива. Изучение и формирование мотивов трудовой деятельности членов коллектива. Неформальные группы в коллективе. Психология отношений в трудовом коллективе. Конфликты, их причины и пути разрешения. Требования, предъявляемые к менеджеру.

Планирование производства продукции

Цели и задачи стратегического планирования. Анализ проблем стратегического планирования. Соотношение понятий долгосрочного и стратегического планирования. Многовариантный, ситуационный характер планирования. Скользящий характер планирования. Организационные вопросы разработки стратегических планов распределения прав и ответственности внутри предприятия при разработке стратегических планов, участие в разработке всех заинтересованных лиц, роль в этом процессе плановых служб предприятия. Реализация стратегических планов.

Планирование развития производства на предприятии. Организация изучения рынков сбыта и спроса потребления, конкурентов. Виды планов и процессов формирования плана и использования ресурсов во времени. План производства и организации продукции и его показатели. План технического развития производства. Планирование капитальных вложений. План материально-технического обеспечения. План по себестоимости прибыли и рентабельности. Финансовый план предприятия. План социального развития. План мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Наши рекомендации