Социально-психологические методы

УПРАВЛЕНИЯ

Социально-психологические методы руководства основаны на искусстве убеждения, на знании и учёте психологии людей, их личностных особенностей. каждый человек – это индивидуальность, личность.

Учёт руководителем человеческих особенностей, личностных качеств исполнителя имеет большое практическое значение, так как позволяет подойти к каждому подчинённому дифференцированно, поручить только ему свойственную работу.

Для этого необходимо определить тип темперамента члена коллектива, в данном случае студента (задание 1) и его коммуникативно-организаторские способности (задание 2).

Задание 1.Определить тип своего темперамента.

Исходными данными являются ответы на вопросы, приведённые в анкете (таблица 1).

Теоретические положения

Под темпераментом понимают особенности нервной системы, характерные для конкретного человека. темперамент накладывает отпечаток на характер эмоций, мышление, волевые действие на темп и ритм речи, но не сказывается на моральных свойствах и качествах, воспитанности, социальных установках, интересах, увлечениях.

Психологи выделяют четыре типа нервной деятельности и соответствующие им четыре типа темперамента:

· холерический,

· сангвинический,

· флегматический,

· меланхолический.

Холерик – сильно неуравновешенный тип нервной деятельности. для него характерны повышенная возбудимость, неуравновешенность поведения. холерики энергичны, агрессивны, вспыльчивы, прямолинейны. увлекаются, способны преодолевать трудности, но по мере истощения сил у них падает настроение и вера в свои возможности, теряется интерес к работе.

Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной деятельности. При наличии интересного дела сангвиники продуктивные работники. они подвижны легко приспосабливаются к различным условиям, контактны, общительны, жизнерадостны, веселы, остроумны, быстро усваивают новое. Сангвиникам наиболее подходит работа, требующая уравновешенности и быстрой реакции.

Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип нервной деятельности. Настойчивый и упорный в достижении целей человек. Флегматик сдержан, не отвлекается по пустякам, солиден, расчётлив, доводит начатое дело до конца, общителен. Но его слабая сторона – малоподвижность и инертность, ему требуется время для раскачки, для переключения и сосредоточения внимания. Флегматикам наиболее подходит работа, требующая продолжительного напряжения, терпения, устойчивого внимания, усидчивости, хладнокровия.

Меланхолик – слабый, неуравновешенный, заторможенный тип нервной системы. Такие люди обладают высокой эмоциональной чувствительностью, легко ранимы, склонны к переживаниям по малозначительным поводам. Они отличаются замкнутостью, нерешительностью, проявляют страх в опасных ситуациях. Меланхоликам рекомендуется работа в дружном коллективе, нормальных условиях.

В жизни весьма редко встречаются типичные холерики или типичные сангвиники, меланхолики или флегматики.

Методические указания к выполнению задания 1.

В тетради вычерчивается анкета по приведенной форме (таблица 1).

Таблица 1 – АНКЕТА

Группы вопросов
№ 1 № 2 № 3 № 4
№ вопроса ответ № вопроса ответ № вопроса ответ № вопроса ответ
1.   1.   1.   1.  
2.   2.   2.   2.  
3.   3.   3.   3.  
4.   4.   4.   4.  
5.   5.   5.   5.  
6.   6.   6.   6.  
7.   7.   7.   7.  
8.   8.   8.   8.  
9.   9.   9.   9.  
10.   10.   10.   10.  
11.   11.   11.   11.  
12.   12.   12.   12.  
13.   13.   13.   13.  
14.   14.   14.   14.  
15.   15.   15.   15.  
16.   16.   16.   16.  
17.   17.   17.   17.  
18.   18.   18.   18.  
19.   19.   19.   19.  
20.   20.   20.   20.  
Итого А1   А2   А3   А4

На вопросы отвечать надо кратко «да» или «нет». Если ответ «да» – напротив вопроса ставится знак «+», если «нет» – знак «–». Вопросы анкеты объединены в четыре группы.

Группа вопросов № 1

Вы

1. Спокойны и хладнокровны?

2. Последовательны и обстоятельны в делах?

3. Осторожны и рассудительны?

4. Умеете молчать?

5. Молчаливы и не любите попусту болтать?

6. Обладаете спокойной равномерной речью, остановками без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики?

7. Сдержанны и терпеливы?

8. Доводите начатое дело до конца?

9. Не растрачиваете попусту сил?

10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе?

11. Легко сдерживаете порывы?

12. Мало восприимчивы к одобрению и порицанию?

13. незлобивы, проявляете снисходительное отношение к шуткам в свой адрес?

14. Постоянны в своих отношениях и интересах7

15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного на другое?

16. Уравновешены (ровны) в отношениях со всеми?

17. Любите аккуратность и порядок во всём?

18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке?

19. Инертны, малоподвижны, вялы?

20. Обладаете выдержкой?

Группа вопросов № 2

Вы

1. Веселы и жизнерадостны?

2. Энергичны и деловиты?

3. Часто не доводите начатое дело до конца?

4. Склонны переоценивать себя?

5. Способны быстро схватывать новое?

6. Неустойчивы в интересах и склонностях?

7. Легко переживаете неудачи и неприятности?

8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам?

9. С увлечением берётесь за любое новое дело?

10. Быстро остываете, если дело перестаёт Вас интересовать?

11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую?

12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой?

13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для Вас людьми?

14. Выносливы и работоспособны?

15. Обладаете громкой быстрой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой?

16. Сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке?

17. Обладаете всегда бодрым настроением?

18. Быстро засыпаете и пробуждаетесь?

19. Часто несобранны, проявляете поспешность в решениях?

20. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаетесь?

Группа вопросов № 3

Вы

1. Стеснительны и застенчивы?

2. Теряетесь в новой обстановке?

3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми?

4. Не верите в свои силы?

5. Легко переносите одиночество?

6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудаче?

7. Склонны уходить в себя?

8. Быстро утомляетесь?

9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шёпота?

10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника?

11. Впечатлительны до слезливости?

12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицании.?

13. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим?

14. Склонны к подозрительности и мнительности?

15. Болезненно чувствительны и легко ранимы?

16. Чрезмерно обидчивы?

17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями?

18. Малоактивны?

19. Безропотно покорны?

20. Стремитесь вызывать сочувствие и помощь у окружающих?

Группа вопросов № 4

Вы

1. Неусидчивы, суетливы?

2. Невыдержанны, вспыльчивы?

3. Нетерпеливы?

4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми?

5. Решительны и инициативны?

6. Упрямы?

7. Находчивы в споре?

8. Работаете рывками?

9. Склонны к риску?

10. Незлопамятны и необидчивы?

11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью?

12. Неуравновешенны и склонны к горячности?

13. Агрессивный забияка?

14. Нетерпимы к недостаткам?

15. Обладаете выразительной мимикой?

16. Способны быстро решать и действовать?

17. Неустанно стремитесь к новому?

18. Обладаете резкими, порывистыми решениями?

19. Настойчивы в достижении поставленной цели?

20. Склонны к резким сменам настроения?

После заполнения анкеты нужно подсчитать количество положительных ответов (знак «+») по каждой группе и проставить их суммы в строке «Итого», обозначенные А1, А2, А3, А4.

Затем определяется общая сумма положительных ответов по всем четырём группам вопросов

А = А1 + А2 + А34.

После этого полученные данные вносятся в формулу определения типа темперамента

социально-психологические методы - student2.ru

где Ф – флегматик,

С – сангвиник.

М – меланхолик,

Х – холерик.

Если какое-то слагаемое получилось 60% и более, то оно будет соответствовать условно «чистому» типу темперамента. Если ни одно из слагаемых не превышает 60%, то для определения типа темперамента надо сложить два наибольших значения. в этом случае тип темперамента будет смешанным или комплексным. Например,

ФТ = Ф 23% + С 35% + М 15% + Х 27%.

в примере наибольшие числа 35 и 27, следовательно, тип темперамента – сангвинико-холерический.

Результаты работы представляются в виде заполненной анкеты, расчёта по формуле типа темперамента, вывода о типе темперамента и их описания.

Задание 2. Определить свои коммуникативные и организаторские способности.

Исходными данными являются ответы на вопросы, приведённые в анкете (таблица 2).

Теоретические положения

Для успешной управленческой деятельности необходимыми качествами являются коммуникативные и организаторские способности.

Коммуникативные способности или коммуникабельность - это воспитанность, культура, общительность, склонность к обмену различного рода информацией с сотрудниками.

Организаторские способности - это навыки и умение практически организовать дело.

Методические указания для выполнения задания 2

В рабочей тетради вычерчивается анкета по приведённой форме (таблица 2).

Таблица 2 – Анкета

№ вопроса ответ № вопроса ответ № вопроса ответ № вопроса ответ
1.   1.   1.   1.  
2.   2.   2.   2.  
3.   3.   3.   3.  
4.   4.   4.   4.  
5.   5.   5.   5.  
6.   6.   6.   6.  
7.   7.   7.   7.  
8.   8.   8.   8.  
9.   9.   9.   9.  
10.   10.   10.   10.  

Ответы на вопросы надо давать быстро, не следует их долго обдумывать. Если ответ на какой-либо вопрос вызывает затруднение, то выбирают более предпочтительный ответ. При формулировке ответа рекомендуется обращать внимание на первые слова вопроса, так как ответ должен быть точно согласован с вопросом.

Заполнение анкеты аналогично заданию 1.

Вопросы анкеты

1. Много ли у Вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими именно вашего решения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённой Вам кем-то их ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшей критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или какими-либо занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли Вам входить в новые компании?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравиться ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства, стеснения, если приходиться проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных развлечениях?

26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Считаете ли Вы, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?

30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе университета?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не сразу было принято Вашими товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомую компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Вы уверены и спокойны, когда приходиться говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Для обработки результатов анкетирования используют дешифраторы № 1 и № 2, в которых даны идеальные ответы, в наибольшей степени отражающие коммуникативные и организаторские способности. Ответы анкеты сравнивают с ответами дешифраторов и подсчитывают количество совпавших ответов.

Оценочный коэффициент, который выражается отношением количества совпавших ответов к максимально возможному числу совпадений – 20, можно определить, используя простую формулу

k = m/20 или k = 0,05m,

где m – количество совпавших с дешифратором ответов.

Дешифратор № 1. Коммуникативные способности

+ - + -
- + - +
+ - + -
- + - +
+ - + -

Дешифратор № 2. Организаторские способности

+ - + -
- + - +
+ - + -
- + - +
+ - + -

Например, ответы испытуемого на восемнадцать вопросов по разделу коммуникативных способностей совпали с ответами дешифратора, а по разделу организаторских (m = 18), способностей таких ответов было пятнадцать (m = 15). Следовательно, коэффициент коммуникативных способностей составит k = 0,05 х 18 = 0,9, организаторских – k = 0,05 х 15 = 0,75.

Коэффициенты могут изменяться от 0 до 1. близкие к 1 коэффициенты свидетельствуют о высоком уровне коммуникативных или организаторских способностей, близкие к 0 – о низком уровне.

Оценочный коэффициент – это первичная количественная характеристика материалов ответов. Для качественной стандартизации результатов ответов используют шкалу оценок, в которой тому или иному диапазону количественных значений К соответствует определённая оценка, приведённая в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 – Шкала оценок коммуникативных способностей

Коэффициент К Оценка Уровень коммуникативных способностей
0.1…0,45 Низкий
0,46…0,55 Ниже среднего
0,56…0,65 Средний
0,66…0,75 Высокий
0,76…1,0 Очень высокий

Таблица 4 – Шкала оценок организаторских способностей

Коэффициент К Оценка Уровень организаторских способностей
0,20…0,55 Низкий
0,56…0,65 Ниже среднего
0,66…0,70 Средний
0,71…0,80 Высокий
0,81…1,0 Очень высокий

Результаты оформляются в виде заполненной анкеты и выводов с оценочным коэффициентом и оценки способностей.

После подписи преподавателя работа считается выполненной.

Практическое занятие № 2

Наши рекомендации