Организация (предприятие) как «открытая» система

Предприя­тие — это первичное звено экономической системы. Предприя­тие как хозяйствующий субъект экономики является юридичес­ким лицом. Основным признаком юридического лица, в соответ­ствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, является обособленное имущество, которым наделяется организация и ко­торым она отвечает по своим обязательствам. Поэтому предпри­ятие рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

«В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права» (Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 1, ст. 132).

Предприятие может продаваться и покупаться, сдаваться в аренду, быть объектом залога как в целом, так и частями. Оно функционирует как единый организм, как система взаимосвязан­ных структур, работа которых подчинена единой цели.

Характерными чертами предприятия является организацион­ное, производственно-технологическое и экономическое единство. Это выражается в том, что все подразделения предприятия под­чинены единым органам управления, оборудование и другие средства производства взаимосвязаны в едином технологическом про­цессе, а результаты работы — объем реализуемой продукции, масса прибыли, уровень рентабельности и т.д., измеряются общими для всего предприятия экономическими показателями.

Предприятие необходимо рассматривать не только как техно­логическую и экономическую структурную единицу экономичес­кой системы, но еще и как социальную единицу.

Основной целью работы предприятия как главной части экономического меха­низма необходимо считать рост благосостояния населения, а из­влечение прибыли владельцами предприятия — средством для достижения этой цели.

Экономика предприятия - это обобщенный экономический результат его деятельности на каждый данный рассматриваемый период, находящий свое выражение в ресурсах предприятия.

Предприятие— это составная часть единого экономического механизма, обеспечивающего работу всей экономической систе­мы.

Современное предприятие представляется в форме иерархической (многоуровневой), многофункциональной системы.

При этом под системой понимается совокупность элементов, образующих единое целое, отличное от других систем (во внешней среде) и обладающая особенностями, которые отсутствуют у составляющих ее элементов.

Предприятию как системе свойственны процессы.

Процесс это смена во времени трудовых и иных операций.

Внутрисистемные процессы обеспечивают функционирование предприятия по ряду функций (маркетинг, производство, кадры, экология, качество, инновации и т.д.).

При этом под функцией понимается специализированный вид управленческой деятельности, характеризующийся своим содержанием и целенаправленным воздействием на отношения в ходе производства и управления.

Ресурсное обеспечение по каждой из перечисленных функции создает основу для эффективной хозяйственной деятельности предприятия образует его внутреннюю среду.

В условиях рынка особое значение приобретает гибкое преобразование внутренней среды в зависимости изменения состояния микро и макроокружения предприятия (внешняя среда предприятия).

К микроокружению можно отнести поставщиков, потребителей, различных инвесторов и т.д. Макроокружение можно охарактеризовать по политической, правовой, экономической (страны или региона), демографической, экологической, социальной, культурной и ряду других составляющих.

По уровню развития внешней экономической среды, в кото­рой работают предприятия, дореволюционная Россия мало чем отличалась от развитых стран Европы и Америки.

К началу XX в. в нашей стране сложилась хорошо развитая инфраструктура рын­ка. Когда же рыночная экономика была заменена на плановую социалистическую, естественно, исчезла и рыночная среда. Появи­лись новые, неведомые до той поры, учреждения для контроля за экономикой, в основном планово-распорядительные и снабженческо-сбытовые. Исчезли и специалисты, знающие как работает ры­ночный механизм и умеющие в его условиях организовывать ра­боту предприятия.

В этом-то и заключается вся сложность возврата к рынку, т.е. воссоздания естественной для нормальной работы предприятия внешней среды как в России, так и в других странах, у которых был перерыв в нормальном развитии рынка. Надо не только за­ново создать сам рыночный механизм, но и воссоздать ту вне­шнюю среду, без которой он не заработает. Для этого потребует­ся выполнить как минимум пять условий:

1. Стабилизация финансовой системы.

2. Создание конкурентной среды.

3. Создание экономике-правовой среды.

4. Развитие рыночной инфраструктуры.

5. Воспитание у населения рыночного сознания.

Многим кажется, что рыночные преобразования последних десяти-двенадцати лет проходили в нашей стране хаотично и бес­системно. Это не так.

Несмотря на трудности политического харак­тера, наша страна достигла за столь короткое время впечатляющих успехов в деле воссоздания рыночной экономики. Практически выполнено первое условие — стабилизировалась и заработала фи­нансовая система. Если в начале 90-х годов инфляция составляла до 40% в месяц, то сейчас приближается к 10% в год. Экономи­ко-правовая среда в целом восстановлена и развивается.

За пос­ледние пять лет приняты Гражданский, Налоговый и Трудовой кодексы, законы, регулирующие деятельность предприятий, рын­ка ценных бумаг и сотни других законов, позволяющих работать предприятиям в правовом поле.

Созданы и организации рыноч­ной инфраструктуры — банки, биржи, инвестиционные компании, торговые системы и т.д.

Политические решения правительства активно влияют на де­ловую активность предпринимателей и могут коренным образом изменять экономическую ситуацию.

Правовая система государства не менее важна для успешной работы предприятия. Если правовая основа экономической дея­тельности развита слабо, плохо работают суды, а партнерами не исполняются обязательства, то создается крайне неблагоприятная обстановка для развития цивилизованного рынка, возрастают рис­ки и потери.

Экономическое состояние государства определяется в конеч­ном итоге уровнем доходов и расходов населения, состоянием спроса и характером взаимодействия населения и предприятия. А это наиболее значимый фактор для успешной работы самого пред­приятия. Чем выше уровень доходов, тем активнее население по­купает товары, тем больше возможностей для развития предпри­ятия. Кроме того, экономическое состояние общества влияет на инвестиционную активность, возможность получения доходов на вложенный капитал.

Одна из самых важных проблем для российской экономики сегодня — это технологическая отсталость. Почти все наши веду­щие предприятия были построены в 30-50 годы и оснащены силь­но устаревшими фондами. Если в ближайшие годы не произой­дет существенных изменений в научно-технологической сфере, возможности для эффективного роста будут полностью исчерпа­ны.

Европа, США и Япония провозгласили переход к экономике, основанной на научных знаниях. От 80 до 95% экономического роста обеспечивается за счет внедрения новых технологий. Годо­вой оборот на рынке новых технологий и наукоемкой продукции составляет сегодня 3 триллиона долл. Это значительно превыша­ет годовой оборот на рынке сырья, включая нефть и газ. На этом рынке наша доля составляет 0,3%, США — 39, Японии — 3 и Гер­мании— 16%.

Что же касается социально-культурной среды, то здесь главным тормозом на пути экономического успеха является недостаточно развитое рыночное сознание большинства российских граждан. Люди не верят, что честным трудом можно заработать на достой­ную жизнь. Подобное отношение — питательная среда для кор­рупции. Маленький, но гарантированный доход не за результаты труда, а за посещение предприятия выдается за социальную защи­щенность, стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Поэто­му большинство граждан психологически не готовы к деловой активности и предпринимательству.

Продукция предприятия, ее конкурентоспособность

Производственная деятельность современных предприятий в рыночных условиях хозяйствования ориентирована на создание продукции максимально полезной, то есть продукции, свойства которой способны максимально удовлетворить потребности потребителей.

Процесс производства можно назвать одним из основных этапов жизненного цикла продукции, которыйпостоянно корректируется в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры в связи с необходимостью создания продукции максимально полезной, т.е. продукции, свойства которой способны максимально удовлетворить потребности потребителей. Степень удовлетворенности потребителей можно оценить, исследуя уровень качества продукции.

Именно необходимость улучшения показателей характеризующих уровень качества продукции обуславливает организационные, структурные, функциональные изменения по этапам жизненного цикла продукции в рамках производственной деятельности предприятия.

Выделить наиболее важные показатели уровня качества продукции, определить степень удовлетворенности потребителей по каждому из таких показателей, в сравнении с аналогичными показателями по продукции предприятий конкурентов позволяет маркетинговое исследование потребителей.

В рыночных условиях именно потребительный принцип является основным при формировании концепции создания товаров, которая должна учитывать три основных фактора: качество, уровень качества, цену реализации.

1. Качество, т.е. совокупность потребительных свойств продукции (в принципе способных удовлетворять потребности потребителей). Необходимо заметить, что термин «качество» не применяется для сравнения товаров. Сравнивать можно только товары одинакового качества, в подобных случаях используются качественные прилагательные, к примеру «относительное качество», «уровень качества».

2. Уровень качества (мера качества) – это когда точная технико-экономическая оценка осуществляется количественно посредствам различных показателей. Точная оценка соответствия готовой продукции техническим требованиям, максимально удовлетворяющим требованиям рынка характеризует технический уровень качества. По анализу эффективности затрат производителя и потребителя можно определить экономический уровень качества товара. По цене Комплексные показатели отображают соответственно технико-экономический уровень качества товара.

3. Цена реализации продукции (денежное выражение стоимости единицы товара). В рыночных условиях хозяйствования цена реализации продукции отражает стоимость «качества» товара оцененного производителем и представленного на рынок (цена предложения). Цена реализации является одним из показателей оценки индивидуального уровня качества товара. Если цена предлагаемого «качества» равна цене спроса, то такая цена отражает «полезный» (реальный) уровень качества товара. На изменение цены реализации во многом оказывает влияние цена, отражающая рыночную стоимость товара или рыночная цена. Рыночная цена является одним из показателей оценки рыночного уровня качества товара (средний уровень качества товара, представленный на рынке).

Цена реализации продукции постоянно изменяется в зависимости от того, насколько она определяет рыночную стоимость представленного качества.

Качество товара фактически создается на этапах производства продукции, а его уровень качества оценивается и на всех этапах жизненного цикла продукции, в том числе и в процессе потребления товара. Поэтому можно говорить о качестве и уровне качества продукции на этапах производства (производственное качество) и качестве товара (продукция предоставлена на рынке).

Таким образом, основной целью предпринимательской деятельности можно считать создание конкурентоспособной продукции.

Конкурентоспособность – это свойство приоритетности одного товара над группой других товаров одинакового качества представленных на определенном сегменте рынка.

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Развитие производства, совершенствование всего производственного процесса характеризуются формами общественного разделения труда на производстве: специализацией, кооперированием, концентрацией, комбинорованием.

Специализация - это сосредоточение выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и в их подразделениях.

Спуциализацию принято различать в четырех формах:

1. Предметная – специализация на изготовлении отдельных видов продукции конечного потреблегния (например автомобилей, тракторов и т.д.)

2. Подетальная – специализация на производстве отдельных частей, деталей готового продукта.

3. Технологическая (стадийная) – специализация на выполнении отдельных операций, стадий технологического процесса (термическая, механическая обработка).

4. Функциональная – выделение функций обслуживания (инструментальное, транспортное, ремонтное предприятие).

В зависимости от масштабности различают специализацию внутрипроизводственную, внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную.

Для характеристики технико-организационного уровня предприятий, связанного уровнем их специализации, применяются такие показатели как удельный вес специального оборудования в общем его парке; продукции выпускаемой специализированными подразделениями, удельный вес стандартных, нормализованных и унифицированных деталей и узло в общем их количестве и т.д.

Преимущества специализации производства заключается в том, что в специализированном производстве возможно:

- применять специальное и специализированное оборудование, что способствует повышению механизации и автоматизации производства.

- использовать наиболее прогрессивную технологию, типизировать ее, использовать поточные методы производства;

- полнее использовать технологическое оборудование, так ак появляется возможность более пропорционального соотношения различных групп оборудования;

- специализировать кадры рабочих.

Кооперирование – форма рациональных, длительных производственных связей, которые возникают в результате разделения труда в промышленности и устанавливаются между специализированными предприятиями в процессе производства продукции. Чем выше степень разделения труда, тем больше необходимость в объединении и согласовании действий отдельных звеньев производства. Поэтому специализация производства закономерно дополняется кооперированием как эффективно функционирующей системой производства.

Существуют следующие виды кооперирования: межотраслевое, отраслевое и внутрипроизводственное – между работниками, выполняющие различные функции на одном предприятии или в процессе производства определенной продукции.

Уровень кооперации может измеряться следующими показателями:

- удельным весом комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по кооперации, в себестоимости выпускаемой предприятием продукции;

- количеством предприятий, имеющих длительные связи по кооперированным поставкам с другими предприятиями и т.д.

Основными показателями экономической эффективности специализации и кооперирования являются: прирост производственных мощностей, рост производительности труда, улучшение уровня качества продукции и снижение ее себестоимости.

Концентрация – представляет собой процесс укрупнения производства который может происходить за счет слияния или поглощения. Слияние означает объединение предприятий в единую организацию. Поглощение представляет собой скупку акций одного предприятия другим или приобретение одного предприятия другим.

Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах:

- концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;

- концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;

- концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.

В зависимости от того, на каком уровне и как происходит укрупнение производства различают: агрегатную, технологическую, заводскую и организационно-хозяйственную концентрацию.

Агрегатная концентрация – это увеличение единичной мощности оборудования;

Технологическая концентрация – выражает укрупнение цехов, переделов в составе предприятий, достигаемое как за счет качественного совершенствование техники, так и за счет увеличения количества однотипного оборудования.

Заводская концентрация выражается в увеличении размеров предприятий.

Показатели уровня концентрации производства:

- Удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;

- Удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности и т.д.

Комбинорование – форма разделения труда, при которой предприятие самостоятельно или путем объединения с другими предприятиями проникает в другие отрасли, соединяет производства относящиеся к разным отраслям. Можно выделить два вида комбинирования:

1. Вертикальная интеграция. Означает проникновение предприятий в другие отрасли, которые по отношению к основному их производству выполняют функции последовательных технологических ступеней или связаны с ними по линии снабжения и сбыта.

2. Диверсификация представляет собой объединение ряда производств, относящихся к разным отраслям, не имеющих непосредственной производственной общности.

3. Диверсификация может быть:

– концентрической – пополнение ассортимента товарами, похожими на выпускаемые предприятием;

- горизонтальной – пополнение ассортимента товарами, не похожими на товары выпускаемы предприятием, но интересными для существующих рынков;

- конгломератной – пополнение ассортимента товарами не имеющими никакого отношения ни к применяемой предприятием технологии, ни к ее существующим товарам и рынкам.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Все многообразие действующих в экономике предприятий обычно принято классифицировать по сходным признакам, при­сущим отдельной группе. В первую очередь все предприятия в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации различаются по их организационно-правовым формам.

Важным признаком классификации предприятий является их отраслевая принадлежность.В основу этой классификации поло­жены различия выпускаемой продукции по ее назначению, спо­собам производства и характеру потребления. В зависимости от этого предприятия разделяются на сырьевые и перерабатывающие (добыча, транспортировка и переработка нефти и газа и т.п.), ма­шиностроительные, предприятия строительного комплекса, транс­порта, связи, химической промышленности, сельскохозяйствен­ные предприятия по выращиванию продовольственных и техни­ческих культур, предприятия научно-технической сферы, оптовой и розничной торговли и т.д.

Предприятия, действующие в любой из отраслей, сильно от­личаются друг от друга по размерам и масштабам производстваи делятся на крупные, средние и малые. При отнесении предпри­ятия к одной из указанных групп учитывают, в первую очередь, численность персонала, а также стоимостный объем выпускаемой продукции и стоимость средств производства.

К средним обычно относят предприятия с численностью пер­сонала от 100 до 500 человек, к крупным — на которых работают более 500 человек.

Особое место в современной экономике занимают малые пред­приятия.

К ним относятся предприятия с ограниченной численностью работников в зависимости от их принадлежности к различным отраслям экономики. При этом в главных отраслях — промыш­ленности, строительстве и на транспорте, численность персонала малого предприятия не должна превышать 100 человек. В осталь­ных отраслях предельная численность малого предприятия огра­ничена до 50 работников, а в розничной торговле и бытовом об­служивании населения — до 30.

Во всем мире малое предпринимательство пользуется государ­ственной поддержкой. Для малых предприятий устанавливается упрощенная система учета и налогообложения, им полагаются налоговые и иные льготы. Практика показала, что без малого биз­неса не решить проблему занятости населения, не создать той конкурентной среды, без которой не работает рыночная экономи­ка, не обеспечить того ассортимента товаров и услуг, который соответствует современным стандартам качества жизни населения.

Предприятия классифицируют и по назначению выпускаемой продукции.Это могут быть предприятия, производящие продукцию производственно-технического назначения: оборудование, стро­ительные материалы, комплектующие детали и т.д., а также — производящие предметы потребления.

По формам собственностипредприятия делятся на частные, государственные, муниципальные и кооперативные. Эти различия предприятий учитываются при отнесении их к той или иной орга­низационно-правовой форме, о чем более подробно мы расскажем в следующей теме.

Еще предприятия подразделяются по принадлежности капитала. Они могут быть национальными, иностранными и совместными.

Это основные признаки, по которым в настоящее время при­нято классифицировать предприятия.

Можно отметить и ряд дру­гих: по специализации(специализированные, диверсификационные, комбинированные); по методам организации производствен­ного процесса(поточный, партионный, единичный); по времени работы в течение года (круглогодично и сезонного действия).

Классификация предприятий очень важна для разработки нор­мативной и технологической документации, которая может быть типовой для однородных предприятий. В то же время в любой принятой классификации есть определенная условность. Часто отраслевая принадлежность не имеет четкого определения, поэто­му очень много предприятий имеют межотраслевую структуру и являются многопрофильными, выпускающими продукцию широ­кого ассортимента.

Требования конкуренции заставляют предпри­ятия выходить за рамки узкой специализации.

Наши рекомендации