Занятость. Безработица и ее типы
Занятость, ее виды и формы.Занятость определяется законодательством Республики Беларусь как не запрещенная законом деятельность граждан, как правило, приносящая заработок (доход) (ст. 1 закона «О занятости населения Республики Беларусь»). Отношения занятости в экономическом контексте представляют собой сложную, многоуровневую систему отношений, которые складываются между субъектами и объектами по поводу определения условий и возможностей воспроизводства рабочей силы. Подобный подход позволяет учесть множество видов и форм занятости, используя множественность критериев.
Вид занятости определяет тип вовлечения работника в отношения занятости и может существовать в виде полной и эффективной. Полная занятость определена как основополагающая цель развития человечества в рамках МОТ и ратифицирована БССР в 1968 году. Она может быть охарактеризована как состояние, при котором спрос на рабочую силу полностью соответствует ее предложению. Главным атрибутом полной занятости является то, что общество не навязывает своим гражданам вид или форму занятости и не допускает принуждения к труду. В соответствии с международным классификатором статуса занятости выделяются шесть групп занятого населения: наемные работники, работодатели, лица, работающие за свой счет, члены производственных кооперативов, помогающие члены семьи, работники, не классифицируемые по статусу.
Эффективная занятость подразумевает такое распределение ресурсов труда по отраслям, территориям, производствам, квалификации, которое позволяет получить наибольший прирост ВВП.
Форма занятости представляет собой конкретный способ вовлечения работника в производственный процесс и является своеобразной конкретизацией вида занятости на уровне отдельных субъектов. Она может быть выделена по разнообразным критериям.
По отношению конкретного лица к собственности субъекта хозяйствования выделяют работающих по найму или на себя. К работающим по найму МОТ относит лиц, которые находились на работе и выполняли свои обязанности, а также если они числились на работе в списках работников, но в период переписи временно отсутствовали. К работающим на себя относят мелких предпринимателей, фермеров без найма рабочей силы, лиц свободных профессий, кустарных производителей, а также помогающих членов семьи и домохозяек.
По условиям занятости выделяют первичную (трудовая деятельность по основному месту работы, которая согласно МОТ, определяется по местонахождению трудовой книжки работника) и вторичную (в свободное от работы время по совместительству, это различного рода контракты и разовые работы).
По длительности найма различают постоянную, временную, сезонную занятость и случайные работы. Постоянная занятость имеет место в случае наличия длительного или бессрочного трудового контракта; временная ограничивается конкретным интервалом времени; сезонная определяется привязкой к конкретной поре года; случайные работы обычно непродолжительны и носят маловероятный характер.
В соответствии с критерием легитимности, то есть отношением к ней официальной власти, различают официальную и неформальную занятость. Первую можно определить как совокупность экономических отношений, связанных с добросовестным участием населения во всех не запрещенных законом видах деятельности. Неформальная же может быть реализована посредством занятия запрещенными видами деятельности; либо и разрешенными, но вне официального сектора экономики с целью избежания налогообложения.
К настоящему времени существует несколько подходов к объяснению сущности занятости и необходимости ее регулирования. Классическая теория занятости основана на законе Сея, в соответствии с которым, процесс производства товаров создает доход, равный стоимости товаров, то есть предложение создает собственный спрос. Классики использовали два основных постулата. Во-первых, ситуация, при которой уровень совокупных расходов будет недостаточен для реализации произведенной продукции при полной занятости, вряд ли возможен. Во-вторых, даже, если уровень совокупных расходов невелик, быстро включаются такие инструменты, как гибкая заработная плата, процент, цены, которые восстанавливают объем производства на производственном потенциале при полной занятости. Таким образом, рыночная система у классиков является саморегулирующейся, она функционирует в условиях полной занятости и производственного потенциала, а потому наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.
Кейнсианцы исходят из того, что рыночная экономика не содержит никакого механизма, гарантирующего полную занятость; система может быть сбалансированной и при определенном уровне безработицы и инфляции. В основе такого подхода лежит отрицание автоматического регулирования ставки заработной платы, процента и соотношения цен. Для кейнсианцев неэластичность этих параметров, а также изменчивость совокупного спроса означают, что безработица может существовать в рыночной экономике в течение длительного периода времени.
Монетаристы, представители современного неоклассического направления, исходят из того, что рынок есть саморегулирующаяся система, способная самостоятельно обеспечивать эффективное развитие и полную занятость. Государство должно стимулировать производителей, усиливать их деловую активность. Результатом станет увеличение объемов производства, рост занятости и сокращение безработицы.
Безработица: сущность и типы.В реальности в рыночной экономике «полная занятость» и стремление к ее достижению постоянно сопровождается безработицей. Как правило, эта категория включает в качестве составляющих следующие моменты: падение социального статуса человека, утрату авторитета в семейно-бытовых отношениях, потерю жизненной перспективы. В 1948 году ООН приняла Декларацию прав человека, где в ст.23.1 зафиксировано право каждого человека на труд, свободный выбор профессии, удовлетворительные условия труда. В соответствии с определениями международных организаций, таких как МОТ и ОЭСР, безработные представляют собой лиц, которые не имеют работы, готовы приступить к ней и занимаются поиском работы в течение последних четырех недель, или те, кто уже устроился, но не приступил к деятельности. По законодательству Республики Беларусь гражданин считается безработным, если по отношению к нему соблюдается комплекс далее перечисленных условий: граждане являются трудоспособными; находятся в трудоспособном возрасте; постоянно проживают на территории Республики Беларусь; не имеют работы, не занимаются предпринимательской деятельностью, не обучаются в дневных учебных заведениях и не проходят военной службы; зарегистрированы в службе занятости.
Например, в США безработными считаются лица, которые не имели занятости в течение недели обследования; предпринимали усилия по поиску работы в течение предшествующих четырех недель; кто не мог работать в течение недели обследования; лица временно уволенные или лица, нанятые на новую работу и обязанные приступить к ней в течение 30 дней. В Японии безработным считается тот, кто не работал ни одного часа в течение недели обследования; В Великобритании – не имел работы в течение недели обследования, ищет работу в течение этой недели, или не может искать ее из-за болезни, или кто ждет результатов переговоров об устройстве на работу.
Само по себе понятие «безработица» не является абстрактным и связано с экономически активным населением, к которому по рекомендациям МОТ относятся все лица, которые участвуют в производстве товаров и услуг, включая производство для рынка, личного пользования и бартера. При более конкретном рассмотрении сюда могут быть отнесены следующие категории граждан: представители наемного труда – рабочие и служащие; самостоятельные работники; неоплачиваемые члены семьи; сезонные и случайные работники; лица, временно не работающие по объективным причинам (болезнь, отпуск и т. п.); учащиеся, совмещающие учебу с работой на режим неполного рабочего времени; ученики и лица, проходящие профподготовку на производстве и получающие либо стипендию, либо заработную плату. Экономически активное население на текущий период обозначается как «рабочая сила».
Если определения экономически активного населения, статуса безработного в различных государствах примерно одинаковое и совпадает с определением международных организаций, то в отношении подсчета числа безработных, имеется два методологических подхода. Первый состоит в определении числа безработных лиц в течение недели обследования (США, Япония). Второй реализуется у нас в стране и учитывает количество лиц, которое зарегистрировано в службе занятости. Указанные подходы не дают одинакового количественного измерения числа безработных, а потому и уровни безработицы в разных государствах будут несколько несопоставимы.
Для урегулирования проблемы занятости и устранения безработицы особое место в системе рынка занимает служба занятости (биржа труда, служба содействия найму – специальное учреждение, которое осуществляет посреднические функции на рынке рабочей силы под руководством государственного органа.
Государственная служба занятости является системой специальных органов и организаций государственного управления, осуществляющих политику занятости и социальной защиты временно незанятых граждан.
Основными задачами Государственной службы занятости являются:
анализ состояния и прогноз развития рынка труда, спроса и предложения на рабочую силу, организация с участием заинтересованных сторон разработки программ занятости населения и контроля за их реализацией;
учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в подборе работы, содействие предприятиям, учреждениям, организациям и другим нанимателям в обеспечении их рабочей силой;
организация профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных в создаваемых учебных центрах или других учебных заведениях;
разработка положений о резервировании рабочих мест и обеспечении гарантий занятости граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
регулирование процессов трудовой миграции на территории государства;
осуществление контроля за соблюдением нанимателями законодательства о занятости населения;
разработка и внедрение современных систем обработки информации и управления процессом занятости населения.
В экономической науке и практике принято выделять три типа безработицы фрикционная, структурная и циклическая. Первая из вышеуказанных связана с добровольной сменой работниками места работы и периодами временного увольнения при переходе с одной работы на другую. Структурная безработица связана с изменениями в структуре спроса на создаваемые блага и технологии производства. В этом случае работник оказывается без работы либо вследствие отсутствия спроса на его профессию, либо в результате отсутствия достаточной квалификации для получения работы. Безработица, которая порождена недостаточной величиной совокупных расходов, носит название циклической. Совокупность структурной и фрикционной безработицы носит название естественного уровня безработицы или уровня безработицы при полной занятости. То есть, этот уровень достигается в случае, когда циклическая безработица равна нулю. Что же касается общего уровня безработицы, то он измеряется отношением числа безработных к численности рабочей силы, выраженным в процентах. В свою очередь численность рабочей силы рассчитывается как сумма занятых и безработных.
Уровень безработицы = безработные / рабочая сила *100%
Основная цена безработицы – невыпущенная продукция. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. А. Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием национального продукта. Закон Оукена гласит что если фактический уровень безработицы превышает естественный на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2,5%.
Государственное регулирование рынка труда.Различают механизм регулирования рынка труда в узком и широком смысле. В первом случае речь идет о совокупности нормативных актов, законодательных или коллективно-договорных, которыми руководствуются партнеры при реализации политики занятости. В широком смысле сюда включается весь спектр экономических, социальных и психологических факторов, которые и определяют функционирование рынка труда. Он осуществляется через систему трудоустройства, включая бюро по трудоустройству, банки данных о рабочих местах, целевые программы предприятий, проведением на предприятиях политики стабилизации кадров и т. д.
Принято говорить о пассивной и активной политике на рынке труда. Первая представляет собой совокупность мероприятий, проводимых уполномоченными на то государственными учреждениями и направленными на сглаживание последствий безработицы. Сюда относятся регистрация безработных, определение и выплата пособия по безработице, осуществление неденежных форм поддержки потерявшим работу и их семьям и т. д.
Организация материальной помощи в рамках пассивной политики может осуществляться двумя способами: во-первых, через создание систем социального страхования для поддержки тех, кто был вынужден прекратить работу в связи со структурными изменениями или спадом производства (структурная и циклическая безработица); во-вторых, посредством системы вспомоществования, под которой понимается обеспечение прожиточного минимума незанятым в общественном производстве, испытывающим трудности в устройстве на работу, лицам, относящимся к категории длительных безработных. Критерием предоставления помощи является крайне низкий уровень удовлетворения потребностей, отсутствие источников существования. Отличительной особенностью вспомоществования является его финансирование за счет средств государственного бюджета, полученных через налоговую систему.
Изучения опыта развитых рыночных государств в области организации выплат пособий по безработице показывает, что более чем в 80% стран эта помощь осуществляется путем систем страхования по безработице. Основными условиями для получения пособия во многих государствах являются способность к трудовой деятельности; готовность согласиться на предлагаемое место работы; вынужденный характер безработицы; активный поиск работы; наличие стажа работы; отсутствие других источников доходов. Что касается непосредственно МОТ, то в ее рекомендациях оговаривается, что пособие по безработице должно выплачиваться в случае потери заработка в связи с безработицей застрахованного, обычно работающего лица, способного к систематической работе и ищущего подходящую работу, или в связи с частичной безработицей.
Фонды страхования по безработице могут образовываться как за счет взносов предприятий (из фонда оплаты труда), так и самих работников (из заработной платы), причем соотношение этих частей в разных государствах может существенно отличаться друг от друга. В некоторых странах фонд занятости формируется только за счет взносов предприятий (США, Швеция). Иногда активное участие в формировании фондов принимает само государство: например в Швеции величина расходов правительства на страхование по безработице составляет около 40%, во Франции – 35 %.
Что касается количественного размера пособия, то обычно он устанавливается в фиксированной величине (Бельгия, Великобритания), либо пропорционально предыдущему заработку (США, Япония). В основе фиксированных систем лежит положение о равенстве всех перед безработицей. В результате для лиц, обладавших более высокими доходами, падение уровня благосостояния становится весьма ощутимым, и стимулирует активный поиск нового места работы. Пропорциональные системы учитывают предыдущий доход, не очень существенно влияют на снижение уровня потребления, а потому снижают мотивы поиска нового места занятости.
Если говорить о системе социального вспомоществования, то она представлена в целом ряде государств рядом социальных льгот, в частности жилищными субсидиями, пособиями на детей и т. п.
Активная политика занятости представляет собой совокупность приемов и способов, посредством которых осуществляется скорейшее возвращение безработных к целенаправленной деятельности, повышение мобильности трудовых ресурсов и конкурентоспособности за рабочие места.
Приоритетное направление активной политики – повышение эффективности системы трудоустройства. Основной принцип, которым руководствуются службы занятости – индивидуальный подход к обращающимся гражданам, стремление уменьшить период поиска новой работы. Услуги по трудоустройству включают целый комплекс мероприятий: информация о наличие вакансий, возможность выбора форм и видов занятости, консультирование граждан, помощь в повышении территориальной мобильности. Интересен тот факт, что во многих странах отменена монополия государственной службы занятости, что находится в соответствии с 96 Конвенцией МОТ. Наиболее последовательно сеть частных бюро развивается в Австрии, где частные службы уравнены с государственными, а безработный имеет право выбора агентства.
Следующее направление активной политики – организация профессиональной подготовки и переподготовки. Опыт развитых государств показывает, что во всех странах разрабатываются разнообразные программы подготовки и переподготовки для безработных и лиц, подверженных риску потерять работу. В этой связи интересна модульная система обучения, которая была предложена МОТ и получила распространение в Европе. В ее основе лежит модуль (учебная программа), которая содержит строго установленный объем знаний и навыков, необходимых для выполнения производственного задания. Среди важнейших преимуществ модульной системы выделяют гибкость, адаптивность, универсальность, эффективность, ориентацию на конечный результат.
В последнее время все больше внимания стало уделяться проблемам создания самостоятельной занятости, развитию предпринимательской деятельности среди безработных и поддержке малого бизнеса. По определению МОТ, к категории самостоятельно занятых относят работающих самостоятельно, не по найму трудящихся и предпринимателей (работающие собственники неакционерных предприятий), которые создают рабочие места для себя и других, в том числе для постоянных и временных рабочих и служащих, неоплачиваемых трудящихся семейных предприятий и лиц, проходящих индивидуальное производственное обучение на предприятии. Опыт развитых государств показывает, что в основном программы поддержки самостоятельной занятости- охватывают небольшую долю активной части безработных, преимущественно мужчин среднего возраста с образованием выше среднего и имеющих профессиональную и техническую подготовку.
Помимо перечисленных выше активных мер регулирования рынка труда, к этой категории следует относить и организацию общественных работ. Программы по их организации предоставляют безработным общедоступные виды деятельности без специальной профессиональной подготовки. В основном они ориентированы на следующие группы работ: посадка леса; строительство и обслуживание каналов и порто; экологическое оздоровление; уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании больных и т. д. Следует отметить, что сфера применение общественных работ постоянно расширяется и это связано не только с необходимостью выполнения определенного рода «непривлекательных» работ, сколько с улучшением положения маргинальных слоев населения и обеспечением им психологической поддержки.