Транспорт предприятия и его роль в организации работы производственных цехов.
Транспортное хозяйствопредприятия − комплекс технических средств промышленного предприятия, предназначенных для погрузки, перевозки и разгрузки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и других грузов на территории предприятия и на его подъездных путях. Транспортное хозяйство предприятия состоит из:
1) подъемно-транспортных средств;
2) устройств общезаводского назначения − депо, гаражи, ремонтные мастерские, рельсовые и безресольные пути и т.п.
Транспортное хозяйствоявляется артерией предприятия, связующей материальные потоки. Ритмичность и качество предоставляемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом. Транспортные операции являются важной составной частью производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регулированияего хода и обеспечения заданного ритма производства (например, при помощи конвейера). Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузооборота способствуют сокращению длительности производственных циклов изготовления продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению себестоимости продукции, росту производительности труда.
На предприятиях используют различные виды транспортныхсредств:
· по сфере обслуживания − средства межцехового и внутрицехового транспорта;
· в зависимости от режима работы − транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т. д.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и др.);
· по направлениям движения − транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т. д.) и смешанного перемещения (краны и др.);
· по уровню автоматизации − автоматические, механизированные, ручные;
по виду перемещаемых грузов − транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.
Функции транспортной службы предприятия:
–разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;
–планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
–планирование ППР транспортных средств;
–планирование потребности в запчастях и их приобретения;
–оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
–обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
–организация осмотров и ремонта транспортных средств;
–организация безопасности движения;
–организация обслуживания транспортных средств (заправка ГСМ, мойка и т.д.);
–организация приобретения новых транспортных средств (ТС), их регистрация в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списание и утилизация транспортных средств.
Для эффективного планирования потребности ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.
Грузооборот — это сумма всех грузов, перемещаемых на предприятии за определенный промежуток времени (или сумма всех грузопотоков предприятия).
Грузопоток — количество грузов (т, шт., кг), перемещаемых в определенном направлении между цехами и складами за определенный промежуток времени.
Грузопотоки рассчитываются на основании: видов перемещаемых грузов; пунктов отправления и доставки; расстояний между пунктами; объемов перемещаемых грузов; частоты и регулярности перевозок.
Перевозки подразделяются на разовые и маршрутные. Разовые перевозкиперевозки по отдельным неповторяющимся заказам (заявкам). Маршрутные перевозки — постоянные или периодические перевозки по определенным маршрутам.
Разработка транспортно-технологических карт. На основные, наиболее трудоемкие в перемещении грузы или группы грузов разрабатываются транспортно-технологические карты, способствующие сокращению затрат на операции по перемещению грузов: уменьшению трудоемкости транспортных и подъемно-транспортных работ, сокращению объема тяжелых ручных работ, повышению коэффициента загрузки оборудования.
Основным принципом построения транспортно-технологических карт является комплексная механизация процессов перемещения грузов от прибытия сырья на предприятие до вывоза готовой продукции. Исходные данные для разработки транспортно-технологических карт включают: вид и количество груза; вес, габариты и упаковку транспортной пачки; периодичность доставки; место погрузки и выгрузки; маршрут движения.
Технологический процесс транспортировки требует рационального решения следующих вопросов: выбор соответствующей площадки для погрузки, выгрузки и хранения грузов; выбор оборудования и оснастки для перемещения грузов, в том числе средств непрерывного транспорта (конвейеры, транспортеры, канатные дороги, пневмотранспорт и др.); выбор оптимальной транспортной партии; выбор маршрута и трассы перемещения груза, разработка нормативов и определение трудозатрат на перемещение грузов; технико-экономическое обоснование выбранной технологии.
При определении способов перемещения грузов и выборе транспортных и подъемно-транспортных средств необходимо учесть следующие факторы: состояние и перспективы развития производства; объем и характер производства; грузооборот; транспортно-технологические потоки и расстояние перемещения; объемы транспортных партий и транспортной пачки; транспортные свойства грузов; периодичность подачи грузов; технологическое назначение транспортной операции.
Основными направлениямиповышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства являются:
· углубление предметной и функциональной специализации производства, развитие кооперирования;
· повышениеуровня автоматизации производства и управления;
· сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств;
· совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения их эффективности;
· анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорциональности и непрерывности производственных процессов, разработка и внедрение соответствующих мероприятий.