И расчетных операций в бухгалтерии организации

Изучив учет в производственных подразделениях, студент осваивает технику учетной работы в бухгалтерии подразделения (при децентрализованном) или центральной бухгалтерии хозяйства. Здесь он работает помощником бухгалтера. Вначале практикант знакомится с работой бухгалтерии подразделения или центральной бухгалтерии хозяйства, примерным графиком приема документов от материально-ответственных лиц и представления ими отчетов; с действующими инструкциями по ведению учета в бухгалтерии подразделения или центральной бухгалтерии хозяйства; с формой бухгалтерского учета, составом бухгалтерии и распределением обязанностей между работниками.

За время работы в бухгалтерии подразделения (центральной бухгалтерии) хозяйства студент должен обрабатывать все поступающие из производственных подразделений документы и отчеты (либо их составлять при централизованном бухгалтерском учете), участвовать в сдаче документов и отчетов в центральную бухгалтерию.

Работая в центральной бухгалтерии хозяйства, студент должен изучить организацию бухгалтерского учета денежных средств, расчетов и кредитных операций. Для этого необходимо изучить имеющиеся в хозяйстве методические материалы по учету денежных средств, расчетных и кредитных операций.

При изучении практикант должен:

1. По теме «Учет кассовых операций»:

- установить, каков лимит хранения денежных средств в кассе хозяйства;

- ознакомиться с приемом и выдачей денежных средств в кассе;

- научиться правильно составлять документы на поступление и расход денежных средств;

- ознакомиться с ведением кассовой книги и составлением кассового отчета (отчета кассира);

- научиться делать записи в регистры синтетического учета по счету 50 «Касса»;

- ознакомиться с инвентаризацией денежных средств в кассе;

- изучить организацию синтетического учета по счету 50 «Касса» (содержание счета, корреспонденцию счетов).

2. По теме «Учет операций по расчетным счетам и на прочих счетах в банке»:

- выяснить, какие счета имеет хозяйство в банке, и каков остаток денежных средств на них;

- изучить документально, по каким документам осуществляется движение денежных средств на счетах в банке;

- ознакомиться в банке с порядком приема и выдачи расчетных документов;

- ознакомиться с выписками банка по расчетному счету, по валютному счету, по прочим счетам и самостоятельно их обработать;

- изучить организацию синтетического и аналитического учета по счетам 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и 55 «Специальные счета в банках» (ознакомиться с содержанием записей по дебету и кредиту счетов и их корреспонденцией);

- изучить регистры синтетического и аналитического учета по счету 51, 52 и 55 и уметь делать записи в них;

- ознакомиться с организацией учета по счету 50-3 «Денежные документы», 57 «Переводы в пути», 58 «Финансовые вложения».

3. По теме «Учет расчетных операций»:

- изучить порядок учета расчетов с подотчетными лицами, обратить внимание на выдачу денег в подотчет, на составление и обработку авансового отчета, на организацию синтетического и аналитического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» (уметь составлять корреспонденцию счетов и делать записи в регистры аналитического учета);

- изучить учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, обратить внимание на организацию синтетического и аналитического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

- изучить учет расчетов с заказчиками организации и другими покупателями; обратить внимание на организацию синтетического и аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

- изучить порядок учета расчетов по возмещению материального ущерба и расчетов с разными дебиторами и кредиторами, обратить внимание на организацию синтетического и аналитического учета по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

- определить на первое число любого месяца суммы дебиторской и кредиторской задолженности по счетам 60, 62, 73, 75, 76, 79 и др., установить сроки и причины образования задолженности, а также выяснить, каким образом в хозяйстве ведется выверка расчетов с организациями;

- ознакомиться с организацией учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

4. По теме «Учет кредитных операций и операций по займам»:

- выяснить, какими кредитами банка пользуется хозяйство, на какие цели получает и какова задолженность по краткосрочным и долгосрочным кредитам;

- выяснить, как кредитуется хозяйство;

- изучить документацию на получение краткосрочного и долгосрочного кредита и займов;

- изучить организацию синтетического и аналитического учета краткосрочных кредитов банка (корреспонденцию счетов на получение и погашение кредитов); регистры учета и уметь вести учет по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

- изучить организацию синтетического и аналитического учета долгосрочных кредитов банка и займов других организаций (корреспонденцию счетов) и уметь вести учет по счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

По названным темам (учет кассовых операций, денежных средств в банке расчетов и кредитов) необходимо по возможности скопировать формы первичных и сводных документов, а также регистры синтетического и аналитического учета и приложить их к отчету.

Корреспонденцию счетов привести в качестве примера на конкретных операциях по дебету и кредиту соответствующих счетов.

2.2.8 Содержание и оформление отчета о практике в производственных подразделениях

Завершающим этапом при прохождении практики является составление отчета. При составлении отчета о практике используется дневник и накопленный материал по изучению раздела программы.

В начале отчета дается краткая характеристика хозяйства, в котором студент проходит практику: землепользование и местоположение хозяйства, размер и структура товарной продукции, обеспеченность основными средствами и рабочей силой, посевные площади и поголовье скота, основные показатели (урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность скота, производительность труда, себестоимость продукции, финансовые результаты, рентабельность).

Затем излагается организация учета в производственных подразделениях и в бухгалтерии хозяйства в соответствии с содержанием программы. По каждому разделу даются критические замечания и указываются выявленные отклонения от инструктивных указаний по организации первичного учета в производственных подразделениях и учета в бухгалтерии хозяйства по изученным темам, предусмотренным данной программой. К отчету должны быть приложены скопированные и заполненные формы первичных и сводных документов, регистры аналитического и синтетического учета, применяемые в хозяйстве. Все они должны быть пронумерованы и сделана ссылка на них по содержанию отчета при освещении того или иного вопроса программы. Общий объем отчета о практике может составлять примерно 20-25 страниц машинописного текста.

Содержание практики по организации бухгалтерского учета

Наши рекомендации