Понятие имущественного комплекса. Признаки имущественного комплекса. Виды имущественных комплексов.
Имущественный комплекс это совокупность объектов недвижимости и имущества, на которые распространяется имущественное право какого-либо юридического или физического лица.
В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на наименование, которые индивидуализируют предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, знаки для товаров и услуг) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Исключение из имущественного комплекса того или другого объекта должно быть отдельно предусмотрено законом или договором. Иначе при переходе права собственности на предприятие к другому лицу последнее имеет право требовать передачи всех вышеупомянутых прав.
Предприятию присущи такие признаки:
1) это единый имущественный комплекс, включающий различные виды имущества, объединены общим назначением;
2) этот имущественный комплекс используется для осуществления предпринимательской деятельности;
3) совершение сделок с предприятием не влечет прекращения его функционирования;
4) предприятие как единый имущественный комплекс является недвижимостью независимо от способности отдельных его частей к перемещению;
5) предприятие или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок. При этом отчуждение отдельных частей не влечет прекращения существования предприятия как единого объекта гражданских прав, пока не будет реализована последняя его часть, принадлежащая первоначальном субъекту права на это предприятие.
На сегодняшний момент в законодательстве отсутствует прямая классификация имущественных комплексов. Но логически можно выделить две формы (вида) имущественных комплексов:
Имущественный комплекс (предприятие);
Имущественный комплекс, как общедолевая собственность многоквартирного дома (до недавнего времени носившее название «кондоминиум»).
Такую классификацию можно вывести следуя анализу из статей ГК, что является совершенно недостаточным в условиях современного развития в сфере экономики.
Отсутствие дифференциации этой категории объектов гражданских правоотношений вызывает сложности в правовом регулировании, ведь не все имущественные комплексы согласно ст. 132 ГК являются объектами недвижимости или призваны служить определенной цели в составе совокупного имущества предпринимательской деятельности.
Спрос и предложение. Законы спроса и предложения. Равновесная цена.
Спросна какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают:
индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.
Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.
Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.
Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Предложениекакого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.
Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.
Рыночное равновесие
Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.
Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).
Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.
Типы рыночных структур.
Рыночная структура – это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли. Исходя из представленных характеристик можно дать определения различных типов рыночных структур: совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками; чистая монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену; монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция; олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).
Каждая из этих рыночных структур отличается разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке. Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителязаключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов: доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену; степени ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть; наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы; особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникновения рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.
10. Безработица: основные понятия и виды.
Безработица – неотъемлемый элемент рынка труда. Она представляет собой сложное, многоаспектное явление. Взрослое население, обладающее рабочей силой, делится на несколько основных категорий в зависимости от того положения, которое оно занимает относительно рынка труда.
Трудоспособное население – это все те, кто по возрасту и состоянию здоровья способны работать. Из состава взрослого населения выделяется институциональное население,ориентированное на нерыночные структуры, т. е. на такие институты государства, как армия, полиция, государственный аппарат. Все остальное взрослое население является неинституциональным.В состав занятого населения включают тех, кто ориентирован на рыночные структуры экономики.
Безработнымисчитаются те лица трудоспособного возраста, которые на данный момент не имеют работы, выходят на рынок труда и ведут ее активный поиск. Лица, имеющие работу, а также лица, занятые неполный рабочий день или неделю, относятся к категориизанятых.
К рабочей силеотносятся и занятые, и безработные.
Различают следующие типы безработицы:фрикционную, структурную, сезонную, циклическую, технологическую, региональную.
Фрикционная безработицасвязана с определенными затратами времени на поиск работы. На рынке труда всегда имеется некоторый уровень безработицы, связанный с перемещением людей из одной местности в другую, с одного предприятия на другое.
Для того чтобы работники нашли для себя устраивающие их рабочие места, а наниматели – рабочую силу определенной квалификации, требуется время. Данное время поиска работы образует основу фрикционной безработицы.
Структурная безработицасвязана с технологическими изменениями и сдвигами в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу. Структурная безработица обусловлена возникновением профессионально-квалификационного несоответствия между структурой свободных рабочих мест и структурой работников.
Развитие экономики постоянно сопровождается следующими структурными изменениями: возникают новые технологии, новые товары, вытесняющие старые. Происходят сдвиги в структуре спроса на рынке капиталов, рынке товаров и рынке труда. В результате этого происходят изменения в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы, что требует ее постоянного территориального и отраслевого перераспределения.
Сезонная безработицаобусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельского хозяйства, строительства, промыслов, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд.
Сезонные колебания спроса на труд, как правило, определяются особенностями ритма производственного процесса. Поэтому размеры сезонной безработицы в общем виде могут быть спрогнозированы и учтены при подписании договоров между работодателями и работниками.
Циклическая безработица.Ее основой являются циклические колебания объемов выпуска продукции и занятости, связанные с экономическим спадом и недостатком спроса. Циклическая безработица связана с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы, что ведет к росту числа безработных.