Ноу-хау как объект интеллектуальной собственности

Основным источником инновационного развития экономики являются знания, научно-технические достижения, опыт специалистов, а также технологические, производственные и иные секреты, без которых практически невозможно создание новой продукции, оказание качественно новых услуг, участие в международном технологическом обмене. Значительное место здесь занимают ноу-хау, определяемые как знания и опыт конфиденциального характера, имеющие коммерческую ценность. От умения выделить ноу-хау в конкретной разработке или сфере деятельности сохранить его в тайне оценить экономическую значимость зависит коммерческий успех инновации (нововведения).

Анализ различных подходов к определению самого понятия ноу-хау и его экономической функции позволяет выделить основные формы, в которых проявляется ноу-хау. Это, во-первых, знания технического характера, которые могут включать: незапатентованные изобретения, нераскрытую часть описания запатентованных изобретений, формулы, расчеты, чертежи, рецепты, рекомендации по размещению оборудования, конкретные режимы выполнения технологических приемов, предписания для производственного персонала, неохраноспособные результаты научных исследований, проектные, производственные и др. секреты.

Во-вторых, ноу-хау управленческого характера, включающие рекомендации по выбору наиболее эффективных организационных структур и методов управления, разработке и применению автоматизированных систем управления, созданию информационных сетей, функциональному взаимодействию структурных звеньев организации, содержанию и распределению функциональных обязанностей персонала, методам организации производственных процессов и т.п.

В-третьих, ноу-хау в финансовой сфере, включая сведения о наиболее выгодных условиях использования финансовых ресурсов, в т.ч. денежных средств, ценных бумаг, акций, облигаций, эффективных сферах и формах осуществления инвестиционных проектов, особенностях налоговых и таможенных систем и др.

В-четвертых, это знания и опыт коммерческого характера, содержащие сведения о конъюнктуре рынка, о цене коммерческих сделок, об эффективных схемах реализации продукции, о наиболее предпочтительных формах рекламы, о выборе схем движения товарно – материальных ценностей о клиентах, поставщиках, посредниках и т.п.

Таким образом, подноу-хауследует понимать совокупность полностью или частично конфинденциальных знаний и опыта, включающих сведения научного, технического, управленческого, финансово-экономического и коммерческого характера, использование которых обеспечивает наиболее эффективное осуществление различных видов деятельности и дает определенные преимущества их владельцу.При этом знания, опыт, а также навыки технического характера в большинстве своем реализуются во взаимосвязи со знаниями и опытом в области управления, экономики и финансов.

Ноу-хау не является объектом охраны авторским либо патентным правом. Конфиденциальность информации о ноу-хау обеспечивается режимом коммерческой или служебной тайны. Поэтому для сохранения ноу-хау в тайне большое значение имеют такие нормативные правовые акты как договор о найме либо контракт, регулирующий взаимоотношения нанимателя и работника, отдельный договор о конфиденциальности относительно конкретной информации, а также приказы, инструкции, распоряжения, регулирующие порядок обращения с информацией, содержащей коммерческую или служебную тайну. Разглашение ноу-хау любым способом (публикацией, выступлением, сообщением во время ведения переговоров, передачей отчета и т.п.) лишает его потенциальной ценности и дает возможность неограниченного использования третьими лицами.

Как показывает практика, субъекты хозяйствования и государство многое теряют зачастую из-за непонимания сути ноу-хау непринятия надлежащих мер по их выявлению и сохранению в тайне. При современном уровне развития техники и технологии, возрастающей сложности технических и организационно- управленческих решений ноу-хау приобретают исключительную значимость, как для собственного производства товаров, так и для успешной коммерческой реализации их на внешних рынках.

Наши рекомендации