Классификация видов контроля качества продукции
Контроль качества – одно из важнейших технологических звеньев производственного процесса, обеспечивающих качество продукции. Можно отметить, что научный подход к методам контроля качества продукции привел к созданию системы управления качеством. Общеизвестно, что первая научная система управления качеством «система Форда-Тейлора» полностью базировалась на контрольных операциях отбраковки негодной продукции.
И вторая научная система управления качеством «система Шухарта» была связана с контролем, но уже статистическим. Японская система управления качеством TQC (Total Quality Control) именно на основе тотального контроля качества процессов продвинуло уровень качества японских товаров на невиданную до сих пор высоту. И только последующие системы управления качеством, поставив в основу системы управления понятие «менеджмент», отодвинули «контроль» на свое историческое место.
Чем это вызвано? Лучше всего на этот вопрос ответил президент Европейской организации качества Г. Сегецци (Швейцария): «Контроль, представляющий собой довольно быстрый способ предотвращения поставки некачественной продукции, решает проблемы потребителей. Решение проблемы дефектных изделий через усиление контроля их качества равносильно увеличению расходов, то есть сокращению прибыли, росту цены товара, снижению уровня конкурентоспособности».
Следует ожидать, что роль операций контроля в обеспечении качества продукции в 21 веке будет постепенно снижаться. Это вызвано не столько применением автоматических и компьютерных средств проверки, а все возрастающим участием в обеспечении и контроле качества процессов всех работников предприятия, таких методов управления качеством, при которых не возникает брака и не требуются контрольные операции [2, 8].
Рассмотрим формы и виды применения контроля в производстве. Производственный технический контроль качества включает в себя:
- входной контроль сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструментов,
- пооперационный (межоперационный) контроль продукции и соблюдения установленного технологического режима,
- систематический контроль состояния оборудования, машин, режущего и измерительного инструментов, контрольно-измерительных приборов, прецизионных средств измерения, весового хозяйства,
- контроль моделей и опытных образцов,
- приемочный контроль готовой продукции (деталей, блоков, сборочных единиц, изделий).
Качество продукции зависит от многих факторов, потому формы, виды, методы и объекты контроля весьма разнообразны. Наиболее распространенные формы отражены на рис. 2.1.
Рассмотрим применяемость отдельных видов контроля. Так, например, входной контроль предназначен для проверки качества материалов, полуфабрикатов, покупных комплектующих, а также технологической оснастки. Приемочный контроль предназначен для проверки качества любой готовой продукции. Сплошной контроль применяется в следующих случаях:
- при низком уровне качества поставляемых материалов, полуфабрикатов, изделий,
- когда оборудование или особенности технологического процесса не обеспечивается однородность изготавливаемых изделий,
- при сборке в случае отсутствия взаимозаменяемости,
- после операций, имеющих решающее значение для качества последующей обработки или сборки,
- после операций с возможным высоким размером брака,
- при испытаниях готовых изделий ответственного назначения.
Модели затрат на качество
Оценкой затрат на качество занимались многое известные ученые США и Японии: А. Фейгенбаум, Э. Деминг, Д. Джуран, К. Исикава, Г. Тагути. Можно выделить четыре различных подхода к оценке затрат на качество [26]:
- модель «всеобщего блага общества»,
- стоимостная модель процесса,
- модель PAF (расходы, связанные с предупреждением, оценкой и отказами).
- модель сбалансированных оценок.
Концепция «всеобщего блага общества».
Эту концепцию выдвинул известный японский ученый Г. Тагути. Концепция основана на положении, что всякие затраты на качество необходимо рассматривать с позиции общих потерь всего общества (территории, страны и т. д.), образующихся в результате несовершенства продукции или услуг. Тагути считает, что «потери для общества возникают после отгрузки продукции». При этом, по его мнению, эти потери могут быть двух типов: либо потери, связанные с изменчивостью функции (продукции), либо связанные с вредными побочными эффектами, в том числе для окружающей среды. Этот подход к определению качества не традиционен, так как оно (качество) оценивается не через увеличение эффективности продукции, а через недостаток качества. Определение затрат на это качество (по Тагути) трудно применять на практике, так как в рыночной экономике достаточно сложно учесть потери общества. Вместе с этим всегда полезно посмотреть или оценить, какую ответственность несет предприятие перед обществом и в каком состоянии находится его политика по качеству в отношении окружающей среды.
Стоимостная модель процесса.
По этой концепции учитываются все затраты на выполнение процесса, который имеет свои входы и выходы, как желательные, так и нежелательные. «Желательные» входы идут от поставщиков материалов и комплектующих, а выходы идут к потребителям готовой продукции (рис. 4.3) [26].
Стоимостная модель процесса предполагает, что все затраты на продукцию могут быть разделены на две категории: конформные затраты, связанные с достижением соответствия по качеству (costs of conformance), и неконформные затраты, связанные с несоответствием по качеству (costs of nonconformance). Обе эти категории затрат рассматриваются в равной степени как потенциальные источники экономии. При этом в затраты на несоответствие по качеству входят только те затраты, которые вызваны отступлением от конструкторской, технологической, нормативной, организационной документации, и не входят расходы на предупреждение отступлений от документации (повышение квалификации персонала, испытания на надежность и т. д.).
Очевидно, что основное внимание в стоимостной модели процесса уделяется сокращению затрат на реализацию процессов (снижение нормативов на трудоемкость работ, материалы, сырье, накладные расходы).
Модель PAF (prevention, appraisal, failure – предупреждение, оценка, отказ).
В этой модели затраты, связанные с обеспечением качества, разбиваются на две основные категории: затраты, связанные с несоответствием по качеству (безвозвратные), и затраты, связанные с достижением соответствия (профилактические) по качеству (рис. 4.4) [27].
Затраты, связанные с соответствием, делятся на затраты на оценку и предупреждение, а затраты, связанные с несоответствием, – на внутренние отказы и внешние отказы. Определение всех этих четырех видов отказов заимствовано из Британского стандарта BS 4778. В соответствии с этим стандартом рассмотрим номенклатуру затрат всех видов.
Затраты на предупреждение:
- планирование качества, разработка и конструирование измерительного и испытательного оборудования,
- анализ качества и проверка конструкции,
- проверка и техническое обслуживание оборудования для измерения и испытаний,
- проверка и техническое обслуживание производственного оборудования, используемого для оценки качества,
- гарантии поставщиков,
- подготовка кадров в области качества,
- анализ качества и программы по совершенствованию качества.
Затраты на оценку:
- предпроизводственная проверка,
- выбор способа контроля,
- проведение лабораторных приемных испытаний,
- контроль и испытание,
- контрольное и испытательное оборудование,
- материалы, расходуемые при проведении контроля и испытаний,
- анализ и доклад о результатах испытаний и контроля,
- полевые испытания на работоспособность, утверждение и одобрение, оценка складских запасов,
- инвентаризация складирования.
Затраты на оценку будут оправданы при условии, что несоответствие обнаружат до того, как продукция попадет к потребителю. Такими действиями могут быть [28]:
- испытания продукции или проверка документации до того, как ее передадут потребителю,
- проверка документов и исправление ошибок до того, как они попадут на почту,
- контроль работы оборудования или поставщиков,
- реставрация поврежденных поверхностей,
- хранение сверхнормативного запаса компонентов для замены дефектных комплектующих,
- проверка подготовленных счетов перед отправкой их потребителям для оплаты.
Выявление несоответствий на этой стадии исключает серьезные затраты на отказы и сбои в будущем, а также помогает разрабатывать более эффективные методы контроля.
Выявление несоответствий на этой стадии исключает серьезные затраты на отказы и сбои в будущем, а также помогает разрабатывать более эффективные методы контроля.
В литературе [10, 24] затраты на соответствие часто называют профилактическими, или предупредительными, затратами на повышение качества. Такие затраты являются выгодными инвестициями в улучшение качества.
Рассмотрим номенклатуру потерь, связанных с внутренними отказами:
- брак,
- замена, переделка и ремонт,
- поиск и устранение неисправностей или анализ дефектов и отказов,
- повторные испытания и контроль,
- отказы у субподрядчиков,
- разрешение на модификацию и уступки,
- понижение класса качества,
- простои.
Потери, связанные с внешними отказами:
- жалобы,
- гарантийный возврат,
- отвергнутая и возвращенная продукция,
- уступки,
- потери продаж,
- расходы на отзыв продукции,
- ответственность за продукцию.
Потери, связанные с отказами, в литературе обычно называют безвозвратными затратами на качество. Эти затраты составляют (4–5)% от объема продаж. Усилия по исправлению несоответствий, выявленных вне компании, обычно направлены на восстановление доверия потребителей, иначе это грозит потерей рынка.
Чтобы получить полную картину потерь, надо, помимо традиционных затрат, учесть и скрытыезатраты на несоответствие [28]:
- содержание дополнительной сервисной службы,
- задержки с выполнением планов,
- задержки с оформлением документов,
- страховые запасы комплектующих и узлов,
- дополнительные перевозки,
- ошибки в оформлении счетов на оплату,
- неполное выполнение принятых заказов,
- доработка конструкции несоответствующей продукции,
- потери времени на контакты с неудовлетворенным потребителем,
- неиспользованные производственные мощности и др.
Эти не отраженные в бухгалтерских документах расходы составляют не менее (15–20)% от общего объема продаж.
Скрытые затраты, связанные с внешними отказами, могут быть вызваны следующими обстоятельствами:
- изучение и удовлетворение жалоб,
- выполнение необоснованно взятых обязательств,
- исправление ошибок в счетах,
- выезд специалистов непосредственно к потребителю при возникновении неполадок,
- возмещение затрат потребителю, вызванных несвоевременным выполнением обязательств,
- снижение возможного уровня неудовлетворенности за счет отзыва продукции.
При наличии информации о различных видов затрат, связанных с качеством, можно:
- сравнивать характеристики затрат разных подразделений,
- сравнивать характеристики затрат при использовании разных производственных линий,
- сравнивать свои характеристики затрат с характеристиками конкурентов,
- анализировать тенденции, наметившиеся в затратах,
- планировать будущие конформные затраты на обеспечение качества,
- устанавливать целевые пределы будущих неконформных затрат,
- решать, где можно снизить расходы, связанные с качеством, и какие дополнительные вложения в некоторые статьи затрат на качество могут привести к экономии средств.
Сравнивая стоимостную модель управления затратами на качество и PAF, можно отметить, что затраты на оценку качества и предотвращение отклонений можно отнести к конформным затратам, а внутренние и внешние затраты – к неконформным.
43. Понятие процессного подхода. Определение бизнес - процесса.
Понятие «процессный подход» появилось впервые после выхода в свет новой версии международных стандартов ИСО 9000:2000. Под «процессным подходом» в ИСО 9001:2000 понимается такое функционирование организации, при котором она должна «определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности».
Модель, основанная на таком процессном подходе, приведена на рис. 1.
деятельность, добавляющая ценность
потоки информации
Существует две точки зрения на то, что представляет процесс:
1. процесс – это организация ресурсов,
2. процесс – это организационная деятельность.
«процесс – некоторая логическая последовательность связанных действий, которая преобразует вход в результаты или выход». Определение по ИСО 9000:2000 звучит несколько шире: «процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы». Такая деятельность может быть любого рода: планирование, производство, торговля, исследование, администрирование и т. д. «бизнес-процесс – цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта с целью достижения определенных результатов для удовлетворения внутренних или внешних потребителей». В процессном подходе к управлению качеством участвуют только бизнес-процессы, как процессы деятельности.
Процессы должны быть:
- непрерывными, последовательными, документально оформлены,
- нацеленными на создание результата, имеющего ценность для потребителя,
- контролируемы, то есть, обеспечены точками, методами и средствами контроля,
- рационально выстроены,
- снабжены каналами передачи информации и пр.
Процесс является объектом управления, для чего необходимо предусмотреть наличие следующих факторов:
- ресурсы, необходимые для функционирования процессов с заданной эффективностью и результативностью,
- средства и способы достижения запланированных результатов и установленных целей,
- процедуры управления изменениями процессов,
- порядок действий и принятия решений в случае появления несоответствия или сбоев в процессе и т.д.
Впервые схему процесса в виде модели «черного ящика», в котором есть вход и выход, предложил известный кибернетик Н. Винер еще в середине прошлого века. При этом входы в общем случае представляют собой сырье, энергию, исполнителей, документацию и информацию, инструменты и оборудование, условия окружающей среды, а выходами служат продукция, услуги, решения, информация и прочее.
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Этот принцип является практически новым для систем менеджмента качества. В стандартах ИСО серии 9000 версии 2000 года конструирование системы менеджмента качества начинается с разработки процессной структуры, ориентированной на удовлетворение запросов потребителей. Все виды действий, совершаемых в организации, имеет смысл рассматривать как процессы.
Под процессами понимают логически упорядоченные последовательности этапов (шагов, элементов), преобразующих входы в выходы. Такое понимание близко к представлениям об алгоритмах и это не случайно, т.к. в жизни организаций все большую роль играют информационные технологии (ИТ). Процессный подход удобен прежде всего потому, что открывает широкие возможности для визуализации, а значит, и для вовлечения сотрудников, а также обеспечивает выявление и описание всех процессов, предоставляющих интерес для качества и для управления вообще. При таком подходе создается процессная структура, которая связывает все элементы общего процесса производства между собой и ориентирует каждый из них на достижение общей цели, каковой является удовлетворенность потребителей.
Реализация этого принципа в организации предполагает следующие действия:
ü Определение именно того процесса, с помощью которого достигается желаемый результат.
ü Определение и измерение входов и выходов этого процесса.
ü Выявление интерфейса (способа «общения») процесса с функциональными подразделениями организации.
ü Оценивание возможных рисков, их последствий и вкладов в процессы для
потребителей, поставщиков и иных заинтересованных лиц процесса.
ü Установление четкой ответственности, полномочий и учета для управления процессом.
ü Выявление внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных лиц процесса.
ü Рассмотрение при разработке процессов их этапов, действий, потоков, методов контроля, потребностей в обучении, оборудования, технологий, информации, материалов и других ресурсов, требуемых для достижения желанного результата.