Разработка системы обучения персонала

Повышение квалификации и компетентности персонала

Японский опыт непрерывного совершенствования качества продукции во многом был связан с привлечением к проблемам качества всех работников фирмы и внедрением системы непрерывного повышения их профессиональной квалификации. Уровень профессиональной квалификации работников определяет не только возможность достижения и сохранения на период производства значений показателей качества продукции, заложенных в технической документации, но и возможность обеспечения расчетных нормативов технологических операций, невыполнение которых по любым причинам приводит к повышению издержек производства. Поэтому вопрос подготовки и переподготовки персоналаявляется одним из важнейших и во многом определяющих успех программы обеспечения качества нового изделия. Этот вопрос напрямую связан с кадровой политикой предприятия, важной частью общей политики качества. Кадровая политика предприятия должна быть направлена на закрепление веры в ее накопленные ценности или руководящие принципы, согласно которым работники предприятия хотят улучшить свою работу, сделать больше. Кадровую политику предприятия, с точки зрения менеджмента качества, можно рассматривать в трех направлениях :

- управление персоналом, включающее правильную расстановку работников и необходимость постоянного повышения их квалификации,

- создание корпоративной культуры, включающее повышения мотивации работников к качественному труду,

- совершенствование системы управления предприятием, включающее совместное влияние системы качества и роста квалификации персонала.

Подготовка персонала. создание системы непрерывного обучения работников предприятия.

Виды обучения: обучение вновь принятых работников, обучение при изменении в должности, обучение как повышение квалификации, обучение с целью изменения психологического климата в коллективе, обучение при изменении технологии выполняемых процессов, обучение при изменении состава продукции.

Технология обучения может производиться следующими способами: без отрыва от производства, с отрывом от производства в специализированных учреждениях, путем самообразования с аттестацией в специализированных учреждениях, самообучение без аттестации, на рабочем месте.

Для создания интереса к учебе формы обучения для одного работника, как правило, не повторяются: церемония приема на работу, двухнедельное обучение с отрывом от работы, полутора- или двухгодичное обучение без отрыва от работы, аттестация, обучение на целевых курсах, обучение силами руководителя, стажировка в различных отделах своей или другой фирмы, заграничные стажировки, самообразование. Система обучения на предприятии для каждого работника должна предусматривать повышение квалификации, как в области профессиональных знаний, так и знаний в области качества. Обучение в области качества в рамках базового образования проводится по категориям работников: для руководства высшего звена; для руководства среднего звена и его резерва; для инженерного и мастерского состава; для рабочих.

Программа обучения для каждой категории работников предприятия должна быть тщательно проработана. Вместе с этим можно предложить примерную программу обучения персоналав области качества, в значительной степени общую для различных категорий работников предприятия

а) Проблемы обеспечения качества, включающие в себя основные понятия качества; перспективы повышения качества продукции с учетом отечественного и мирового опыта; воздействие качества продукции на эффективность производства; качество труда рабочих и служащих; переход к системе управления, обеспечивающей лучшие, из мирового опыта, результаты деятельности.

б) Оценка состояния качества продукции на предприятии, включающая перспективные цели предприятия в области качества; реакцию потребителей на качество продукции; анализ конкуренции; эффективность работ по обеспечению качества на предприятии; роль службы технического контроля и службы качества по обеспечению качества.

в) Издержки вследствие низкого качества на различных стадиях ЖЦИ

г) Роль руководителя в повышении эффективности производства и качества продукции, в том числе: изменение поведения работников; определение требований потребителей; измерение показателей качества; анализ деятельности подразделений по обеспечению качества процессов и продукции.

д) Характеристики процессов улучшения работы, в том числе производства, маркетинга, обслуживания, финансовых операций, административных служб, проектно-конструкторских разработок.

е) Методы обеспечения качества, включающие средства контроля процессов, статистические методы регулирования технологических процессов, методы приемочного контроля, планирования эксперимента.

ж) Коллективное управление, в том числе виды коллективного участия работников.

з) Контроль функционирования системы управления качеством.

и) Управление процессом повышения эффективности и качества.

Обучение при формировании СМК.На этапе организации разработки СМК последовательно проводится обучение следующих групп.

Высшее руководство: целесообразность внедрения СМК, самооценка организаций на основе крите­риев Премии по качеству; разработка Политики в области качества; определение главных целей и их развертывание;роль человеческого фактора при раз­работке СМК.

Рабочая группа. Уровень подготовленности рабочей группы является важным фактором, именно рабочая группа проектирует и создает СМК и от ее профессионализма и качества ее работы зависит продолжительность разработки этой системы. В программу может входить:

требова­ния стандартов серии ИСО 9000 и методов менедж­мента качества; опыт разработки СМК другими ву­зами; применение процессного подхода. Группа внутреннего аудита проходит специаль­ную подготовку в образовательных учреждениях, ак­кредитованных Госстандартом России, и имеет соот­ветствующую квалификацию.

Среднее звено: этапы разработки и внедрения СМК, ее документирование, процедуру разработки этой сис­темы, статистические методы УК, построение документированных процедур. Обучение позволяет среднему звену разрабатывать документы СМК на необходимом и достаточном уровне, быть компетентным в вопросах, связанных с ее функцио­нированием. По окончании обучения выдается сви­детельство Центра менеджмента качества.

На этапе проектирования и документирования СМК проводится обучение исполнительного персо­нала. Исполнительный персонал должен уметь спроектировать этапы формирования СМК в соответствии с требованиями международно­го стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 и опреде­лять необходимые ресурсы.

На этапе внедрение СМК можно обучить уполномоченных но качеству Вопросы по форми­рованию и документированию СМК, измерению этой системы, мониторингу и улучшению.

Факторы, определяющие эффективность процесса обучения: мотивация обучения; талант преподавателя; этапность обучения; поощрение обучаемых; создание среды обучения.


Наши рекомендации