Основные положения закона «О техническом регулировании»

Федеральный Закон Российской Федерации "О техническом регулировании" № 184-ФЗ был принят 15 декабря 2002 года Государственной Думой. Он заменяет Законы РФ "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг". Обязательные технические нормы, согласно принятому Закону, могут быть установлены только в соответствии с "техническими регламентами", принимаемыми федеральными законами и международными договорами, и, при особой необходимости, указами Президента и постановлениями Правительства РФ на определенный срок. Закон предусматривает освобождение предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти, повышение уровня правового регулирования и имеет целью устранение необоснованных технических и административных препятствий в развитии предпринимательства, прекращение хозрасчетной деятельности надзорных органов, упорядочение в целом порядка разработки обязательных технических норм, уменьшение проблем при обязательной сертификации. Данный документ направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, а также требований к работам и услугам в интересах потребителей. Закон вводит новую систему государственного нормирования, систему нормативной документации, вносит ясность во многие понятия, меняет роль и значение стандартизации и стандартов, порядок функционирования различных институтов в данной области, меняет порядок установления требований к проведению работ и оказанию услуг.

Технический регламент (ТР) (на основании российского законодательства о техническом регулировании) - это документ, который устанавливает обязательные требования к продукции, работам, услугам и процессам. Техническим регламентом может называться документ, принятый по специальной процедуре и устроенный особым образом. Принятие технических регламентов подразумевает, что министерства и ведомства не могут устанавливать обязательные требования в этой сфере:

Процедура принятия технических регламентов федеральными законами является основной. Правом издать указ о техническом регламенте, не придерживаясь процедуры, предусмотренной в Законе, обладает Президент Российской Федерации. Однако такой указ может быть издан в исключительных случаях, при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни и здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Обязательные требования (требования, обеспечивающие: безопасность жизни и здоровья граждан, безопасность имущества физ. и юр. лиц, гос. и муниципального имущества, охраны окр. среды; охраны жизни и здоровья животных и растений, предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей) к объектам технического регулирования составляют основу технического регламента.

В регламенте должен содержаться полный перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования.

Можно выделить следующие ограничения сферы технического регулирования в рамках системы технических регламентов:

ТР-ми регулируются не любые виды безопасности, а лишь связанные с возможностью непосредственного причинения вреда либо самой продукцией, либо в процессе ее производства;

регулируются лишь те виды деятельности, к субъектам которых государством не могут быть предъявлены обязательные требования иначе, чем посредством технического законодательства;

регулируется исключительно сфера технической безопасности, но не безопасности вообще;

покрывается преимущественно сфера регулирования государством разного рода видов деятельности (ограничения прав граждан); но не сфера выполнения государственными органами функций по обеспечению безопасности граждан, национальной безопасности и т.п.

Базовым принципом новой системы технического регулирования является ограничение обязательных требований исключительно параметрами, обеспечивающими безопасность (но не потребительские достоинства, качество и т.п.).


Наши рекомендации