Менеджмент, его сущность и значение для современной организации. Отличие понятий управление и менеджмент
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующей в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:
§ ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намеченную прибыль;
§ постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
§ хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем лицам, которые несут ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
§ постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
§ выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
§ необходимость использования современной информационной базы для проведения многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Термин «менеджмент» по сути является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности
Различия между понятиями «управление» и «менеджмент»
Управление | Менеджмент |
Понимание функции управления как удовлетворение интересов вышестоящего органа | Понимание функции менеджмента как удовлетворение экономических интересов предприятия |
Деятельность руководителя основана на игнорировании заинтересованности персонала в конечных результатах труда | Деятельность менеджера основана на обеспечении заинтересованности персонала в конечных результатах труда |
Оценка труда руководителя определяется степенью выполнения директив вышестоящего органа | Оценка труда менеджера определяется конечной эффективностью |
Низкая восприимчивость к нововведениям | Готовность к восприятию нововведений |
Приоритет процесса управления над его результатом | Приоритет результата менеджмента над процессом |
Концентрация властных полномочий и ответственности в одних руках | Делегирование полномочий и ответственности на низшие иерархические уровни менеджмента |
Стиль руководства подчиненными ближе к стилю армейского начальника | Стиль руководителя близок к стилю тренера спортивной команды |
Руководитель выступает в основном как администратор | Менеджер выступает в основном как лидер |
Цели и задачи менеджмента
Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Важнейшая задача менеджмента заключается в организации производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечении рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях
Организовать - процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.
Организация взаимодействия и полномочия. Следует выбирать такую организационную структуру, которая соответствует стратегическим планам и обеспечивает ей эффективное взаимодействие с окружающей средой и достижение намеченных целей.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.(Маслоу, Герцберг, МакКлелланда). Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей. В процессуальные теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения (теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера).
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
В современных условиях менеджеры крупных компаний одновременно решают практически все вопросы, касающиеся деятельности оперативно-производственного подразделения, и должны обладать высокой компетентностью как в вопросах маркетинга, планирования, финансов, мотивации персонала, так и в области технологии производственного процесса и внедрения инноваций.
Этого требует применение в менеджменте комплексного подхода при решении поставленных целей и задач