Уровни разработки стратегий предприятия.
Выстраивание стратегической пирамиды —это задача не только высшего руководства. На крупных предприятиях решения о методах управления новыми направлениями развития принимаются корпоративным руководством, руководителями хозяйственных подразделений, главами крупных функциональных отделов предприятия в целом или его подразделений, топ-менеджерами, региональными торговыми представителями и менеджерами среднего звена управления. В диверсифицированной организации стратегии разрабатываются на четырех организационных уровнях:
На одноотраслевом предприятии существуют только три уровня (отсутствует корпоративный). Это продолжается до тех пор, пока во внимание не принимаются попытки диверсифицировать свою деятельность в другие сферы.
Корпоративная стратегия является общим планом управления для диверсифицированного предприятия и распространяется на все предприятие, охватывая все направления деятельности, которыми оно занимается. Она состоит из действий, предпринимаемых для утверждения своих позиций в различных отраслях промышленности.
Деловая стратегия (бизнес-стратегия) обозначает план упр-я отдельной сферой деятельности пред-я и вкл ряд подходов и направлений, разрабатываемых руководством с целью достижения наилучших показателей работы в конкретной сфере деятельности. Функциональная стратегия — управленческий план действий отдельного подразделения или ключевого функционального направления внутри определенной сферы бизнеса. Операционная стратегия представляет собой план управления ключевыми организационными звеньями. Она предусматривает выполнение стратегически важных опер-ых задач, таких, как: закупка сырья, транспортировка.
68. стратегическое планирование на предприятии.
Предприятие — это производственная единица, представляющая собой целостный организм, состоящий из нескольких функциональных подсистем. От качества работы этих подсистем зависит эффективность деятельности предприятия в целом. Принципиально важное значение имеет при этом стратегическое планирование.
Стратегическое планирование (СП) — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей предприятия и путей их достижения.
СП является фундаментом при подготовке всех управленческих решений, функции предприятия, мотивации и контроля. Известны две различные трактовки стратегии:
- в общем виде- это детальный комплексный план, предназначенный д/выполн-я миссии П-я, достиж-я цели
- по форме – разновидность управленческих документов, представленных в виде графиков, таблиц, схем
- по содержанию – модель действий, институт достижения целей П-я СП позволяет организации: осущ-ть адаптацию к внешней среде - распределить внут. ресурсы, осущ-ть внут. коорд-ю, осознать опыт прошл. стратегий.
Этапы СП:
1.Миссия-осн. общая цель орг-ии, объясняющая причину ее сущ-я 2. цели- конеч. результат или желаем. сост-е , которое стремится достичь орг-я 3. Анализ внеш. среды предполагает выявление угроз д/тек. стратегии орг-ии. 5. анализ стратегич. альтернатив 6.Выбор стратегии; 7.реализация стратегии предполагает разраб-ку тактич. планов, процедур и правил; 8. Оценка стратегии предполагает сравнение получ. рез-тов с целями.
69. Основные методы стратегического планирования на предприятии.
При СП применяют различные методы: метод SWOT, метод PEST, матрица BCG, матрица GE, матрица МакКинзи, матрица Томпсона-Стрикленда, метод ADL/LC.
Рассмотрим метод – SWOT. Он предполагает сначала выявление угроз и возможностей, а также сильн. и слаб. сторон, после чего устанавливаются связи между ними, к. в дальнейшем м. б. использованы для формулирования стратегии орг-ии.
Сила- то, в чем орг-ия пеуспела или какая-то особ-ть, предоставляющая ей доп. возм-ти .
Слабость- отсутствие чего-то важного д/фун-я орг-ии или то, что ей не удается или нечто, ставящее ее в неблагопр. усл-я.
Возможности- изменение ф-ров внеш. среды, к. делают более благопр. Ситуацию д/реал-ии стратегии.
Угрозы - изменение ф-ров внеш. среды, к. м. помешать достиж-ю целей
SWOT анализ внеш. среды делят на несколько этапов. на первом этапе заполняется квадрант «возможности», затем – «угрозы». На 2-м этапе заполняются соответственно квадранты «Сильные стороны» и «Слабые стороны».
табл.
Возможности (О) Сильные стороны(S)
Угрозы(Т) Слабые стороны(V)
После того как конкр. список сил. и слаб. сторон, а также угроз и возм-тей составлен, наступ-т этап устан-я связей между ними, для чего состав-ся матрица SWOT
табл.
Возможности: Угрозы:
1. 1.
2. 2.
.. ..
Сильные стороны Поле СИВ Поле СИУ
1.
…
Слабые стороны Поле СЛВ Поле СЛУ
1.
2.
..
Используя матрицу, следует учит-ть, что возможности и угрозы могут переходить в свою противопол-ть. Особенности SWOT анализа:
1.Необходимо строго соблюдать указ. последовательность этапов
2. Анализ сил. и слаб. сторон предприятия на 2-ом этапе жел-но увяз-ть с исслед-ем угроз. и возм-тей.
3. При коллегиальном анализе все зафиксированные данные д. читаться вслух каждым участником анализа.