Традиционные финансовые показатели

Почему традиционные показатели эффективности не подходят для принятия решений на локальном уровне? Давайте рассмотрим их чуть подробнее.

Чистая прибыль (Net Profit, NP) — это разность между суммарной вы­ручкой и суммарными расходами за определенный период времени. Очень часто ее переводят в норму прибыли на единицу продукции. Рентабельность инвестиций (Return on Investment, ROI) — это частное от деления чистой прибыли на сумму средств, потраченных на получение этой прибыли. Чем же нас не устраивают эти показатели?

Дело в том, что они позволяют успешно охарактеризовать цель коммерче­ской организации, но не помогают руководителям подразделений принимать верные решения — ни на локальном уровне, ни на уровне организации в целом.

Давайте рассмотрим пример. Если клиент просит дать ему скидку 5% на очень крупную партию продукции, нужно ли нам соглашаться? Если внезапно появится срочный заказ, следует ли переналадить под него оборудование или лучше отложить этот срочный заказ? Можете ли вы быстро ответить, как повлияет то или иное решение на чистую прибыль и рентабельность инвестиций компании? В каком случае эти показатели повысятся, а в каком снизятся? Не правда ли, не так уж просто связать глобальные финансовые оценки с повседневными решениями?

В большинстве коммерческих организаций повседневные решения нельзя прямо связать со стандартными финансовыми показателями эффективности. Поэтому компании зачастую вводят в качестве замены промежуточные показатели, призванные помочь руководителям подразделений в принятии решений. Таковы прибыль на единицу продукции, затраты на единицу про­дукции, различные коэффициенты эффективности и их варианты. Конечно, эти промежуточные показатели выглядят значительно более удобными, чем традиционные, но действительно ли они лучше помогают принимать верные решения — те, которые принесут пользу организации в целом?

Финансовые показатели ТОС

Теория ограничений предлагает альтернативный набор финансовых по­казателей, которые упрощают принятие как повседневных решений на локальном уровне, так и решений на более высокого уровня1. Основное внимание в управлении ограничениями уделяется генерируемому доходу (Throughput, Т).

Генерируемый доход определяется как скорость, с которой организация зарабатывает деньги (см. Goldratt, 1990). Можно также считать, что это добавленная стоимость, создаваемая компанией. С математической точки зрения генерируемый доход представляет собой разность между суммарным доходом и суммарными переменными затратами. Эти переменные затраты состоят в основном из расходов на сырье, но также могут включать комис­сионные с продаж, стоимость гарантийного ремонта/замены, транспортные расходы. В них не входят ни зарплаты основного или вспомогательного персонала (если только оплата труда не является чисто сдельной), ни иные накладные расходы.

Никакие из так называемых фиксированных затрат в составе переменных расходов не учитываются. Если расход исчисляется за единицу времени (час, день, неделю, месяц, квартал и т. д.), то невозможно считать, что он меняется в зависимости от количества реализованной продукции.

Также отметим, что генерируемый доход — это только новые средства, поступающие в компанию (обычно в результате продажи готовой продукции внешним покупателям). Он не учитывает материальные ценности, передавае­мые по трансфертным ценам внутри компании (между ее подразделениями или филиалами).

Еще два уникальных финансовых показателя ТОС относятся к стоимости генерации дохода. Это вложения (Inventory/Investment, I) и операционные расходы (Operating Expense, ОЕ).

Вложения — это все средства, вкладываемые системой в имущество и материалы, используемые для производства продуктов или предоставления услуг, которые система планирует продать. Операционные расходы — сред-

ства, затрачиваемые системой на то, чтобы превратить вложения в генери­руемый доход (см. Goldratt, 1990).

Еще один способ интерпретации этих трех показателей:

• Генерируемый доход — это все средства, поступающие в компанию.

• Вложения — это все средства, связанные внутри системы, материаль­ные активы компании.

• Операционные расходы — это все средства, выплачиваемые компа­нией.

__________

1Более подробное описание методов финансового учета с применением показателей генерируемого дохода, вложений и операционных расходов можно найти, например, в работах: Corbett, 1998; Noreen, Smith. Mackey, 1995: Smith. 2000.

__________

Наши рекомендации