Различия между формальной и неформальной группой

Сравниваемый параметр Формальная группа Неформальная группа
Цели деятельности Официально предписаны Определяются самими членами
Взаимоотношения между членами группы Официальные Неофициальные
Характер (структура) отношений Вертикальное соподчинение Отношения равноправные, дружеские, хотя и выделяется лидер
Организационная основа взаимодействия Права и обязанности Власть и политика
Основное внимание уделяется Должности Каждому человеку как личности
Возглавляет Руководитель (формальный лидер) Неформальный лидер
Источник власти лидера Делегируется руководством Личностный, исходит от группы
Регулятор поведения в группе Правила Нормы
Способы приведения членов группы в соответствие с нормами и правилами Вознаграждения и штрафы Санкции

Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе

Преимущества работы в группе

Отдельный человек, выполняя индивидуально какую-либо работу, может найти верное решение.

Работа в группе стимулирует взаимное доверие, уверенность в коллегах, особенно если при совместном решении сложных проблем им приходилось преодолевать трудности. У членов группы появляется «чувство локтя».

Группа добивается повышения гибкости, оперативности, качества принимаемых решений. Использование групповых форм работы способствует индивидуальному развитию членов группы.

Группы имеют значительные преимущества по сравнению с индивидуальной работой. Менеджеры должны быть предельно внимательны по отношению к потенциальным опасностям.

Команды в современных организациях

Рабочая группа и команда: сходство и различие

Одни исследователи отождествляют понятия «рабочая группа» и «команда», другие находят между ними различия, главное из которых состоит в том, что команды достигают более высоких результатов, приобретая коллективный синергетический эффект.

Превращение группы в команду происходит, когда:

- все ее члены рассматривают достигнутый успех как общий;

- доверие друг к другу и к руководителю постоянно растет;

- культивируется и усиливается чувство принадлежности к команде;

- принадлежность к команде считается престижным состоянием;

- цели команды постоянно реализуются.

Таким образом, команду можно рассматривать как вид группы в организации, находящейся на более высокой ступени развития. Основные различия между рабочей группой и командой представлены в таблице 5.

Таблица 5

Различия между рабочей группой и командой

Сравниваемый параметр Рабочая группа Команда
Лидер Ярко выражен Лидерство поделено между членами
Ответственность Личная Личная и взаимная групповая
Миссия Совпадает с миссией организации или обусловлена ею Собственная
Производятся продукты Индивидуальной деятельности Коллективной деятельности
Формы совместного решения проблем Собрания Свободные встречи
Оценка эффективности Косвенная Непосредственно по произведенному продукту
Процесс работы Обсуждение Решение Делегирование полномочий Обсуждение Решение Совместное выполнение
Состоит из работников Одного уровня управления Всех уровней и подразделений

Модель развития команды

Различают следующие типы групп и команд в их развитии.

1. Рабочая группа. Взаимодействие членов группы в ней осуществляется в основном для обмена информацией и опытом. Для нее характерна персональная ответственность членов группы за результаты их деятельности.

2. Псевдокоманда. Члены ее могут повысить эффективность совместной деятельности, но не прилагают к этому ни малейших усилий.

3. Потенциальная команда. Члены ее осознают необходимость общей цели, согласованности совместных действий, направленных на ее достижение. Они пытаются выработать эффективные приемы и методы сотрудничества.

4. Настоящая команда. Члены ее обладают взаимодополняющими навыками и умениями, имеют общие цели и задачи, выработали эффективные методы совместной деятельности.

5. Высокоэффективная команда. Это группа, обладающая всеми характеристиками настоящих команд и способствующая индивидуальному развитию ее членов. Результаты ее деятельности превосходят ожидания окружающих людей.

Командная деятельность должна строится на следующих принципах:

- отбор членов команды с учетом их навыков, умений и возможностей;

- четкие правила поведения членов команды и определение целей совместной работы;

- осознание всеми участниками команды новых прав;

Наши рекомендации