Различия между формальной и неформальной группой
Сравниваемый параметр | Формальная группа | Неформальная группа |
Цели деятельности | Официально предписаны | Определяются самими членами |
Взаимоотношения между членами группы | Официальные | Неофициальные |
Характер (структура) отношений | Вертикальное соподчинение | Отношения равноправные, дружеские, хотя и выделяется лидер |
Организационная основа взаимодействия | Права и обязанности | Власть и политика |
Основное внимание уделяется | Должности | Каждому человеку как личности |
Возглавляет | Руководитель (формальный лидер) | Неформальный лидер |
Источник власти лидера | Делегируется руководством | Личностный, исходит от группы |
Регулятор поведения в группе | Правила | Нормы |
Способы приведения членов группы в соответствие с нормами и правилами | Вознаграждения и штрафы | Санкции |
Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе
Преимущества работы в группе
Отдельный человек, выполняя индивидуально какую-либо работу, может найти верное решение.
Работа в группе стимулирует взаимное доверие, уверенность в коллегах, особенно если при совместном решении сложных проблем им приходилось преодолевать трудности. У членов группы появляется «чувство локтя».
Группа добивается повышения гибкости, оперативности, качества принимаемых решений. Использование групповых форм работы способствует индивидуальному развитию членов группы.
Группы имеют значительные преимущества по сравнению с индивидуальной работой. Менеджеры должны быть предельно внимательны по отношению к потенциальным опасностям.
Команды в современных организациях
Рабочая группа и команда: сходство и различие
Одни исследователи отождествляют понятия «рабочая группа» и «команда», другие находят между ними различия, главное из которых состоит в том, что команды достигают более высоких результатов, приобретая коллективный синергетический эффект.
Превращение группы в команду происходит, когда:
- все ее члены рассматривают достигнутый успех как общий;
- доверие друг к другу и к руководителю постоянно растет;
- культивируется и усиливается чувство принадлежности к команде;
- принадлежность к команде считается престижным состоянием;
- цели команды постоянно реализуются.
Таким образом, команду можно рассматривать как вид группы в организации, находящейся на более высокой ступени развития. Основные различия между рабочей группой и командой представлены в таблице 5.
Таблица 5
Различия между рабочей группой и командой
Сравниваемый параметр | Рабочая группа | Команда |
Лидер | Ярко выражен | Лидерство поделено между членами |
Ответственность | Личная | Личная и взаимная групповая |
Миссия | Совпадает с миссией организации или обусловлена ею | Собственная |
Производятся продукты | Индивидуальной деятельности | Коллективной деятельности |
Формы совместного решения проблем | Собрания | Свободные встречи |
Оценка эффективности | Косвенная | Непосредственно по произведенному продукту |
Процесс работы | Обсуждение Решение Делегирование полномочий | Обсуждение Решение Совместное выполнение |
Состоит из работников | Одного уровня управления | Всех уровней и подразделений |
Модель развития команды
Различают следующие типы групп и команд в их развитии.
1. Рабочая группа. Взаимодействие членов группы в ней осуществляется в основном для обмена информацией и опытом. Для нее характерна персональная ответственность членов группы за результаты их деятельности.
2. Псевдокоманда. Члены ее могут повысить эффективность совместной деятельности, но не прилагают к этому ни малейших усилий.
3. Потенциальная команда. Члены ее осознают необходимость общей цели, согласованности совместных действий, направленных на ее достижение. Они пытаются выработать эффективные приемы и методы сотрудничества.
4. Настоящая команда. Члены ее обладают взаимодополняющими навыками и умениями, имеют общие цели и задачи, выработали эффективные методы совместной деятельности.
5. Высокоэффективная команда. Это группа, обладающая всеми характеристиками настоящих команд и способствующая индивидуальному развитию ее членов. Результаты ее деятельности превосходят ожидания окружающих людей.
Командная деятельность должна строится на следующих принципах:
- отбор членов команды с учетом их навыков, умений и возможностей;
- четкие правила поведения членов команды и определение целей совместной работы;
- осознание всеми участниками команды новых прав;