Основные типы рыночных структур

Конкуренция характеризуется как форма взаимного столкновения интересов всех субъектов рыночного хозяйства.

Конкуренция выполняет важные функции в рыночной экономике. Ее регулирующая функция проявляется в воздействии на производство товаров и услуг таким образом, чтобы оно осуществлялось в соответствии со спросом потребителей, и также в ограничении или лишении рыночной власти. Аллокационная функция, или функция размещения состоит в том, что производственные ресурсы - труд, земля, капитал - направляются туда, где они используются наиболее эффективно. Инновационная функция обусловливает необходимость инновации как определяющего средства повышения экономической эффективности деятельности фирм (предприятий).

Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

Различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка). По степени убывания конкуренции они могут быть представлены следующим образом: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция - это экономическая ситуация, в которой никто не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара.

Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:

• множеством покупателей и продавцов;

• контроль над ценами отсутствует;

• отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

• однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;

• равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией.

Несовершенная конкуренция - это экономическая ситуация, в которой фирма обладает определенной властью над ценой.

Различают три основные вида несовершенной конкуренции:

1)чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;

2)олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;

3)монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.

Чистая (абсолютная) монополия - это рыночная структура, в которой:

• одна фирма является единственным производителем продукта, поэтому отрасль - синоним фирмы;

• производимый и реализуемый продукт не имеет близких заменителей и в этом смысле он уникален;

• чистый монополист диктует цену. Он обладает рыночной властью: назначает и контролирует цены, объем поставок товаров на рынок. Неценовой конкуренции почти нет;

• для входа в отрасль конкурентов существуют естественные и искусственные барьеры.

Монополистическая конкуренция:

• число производителей и продавцов относительно большое;

• производится дифференцированная продукция;

• конкуренция не только ценовая, но и неценовая;

• контроль над ценами ограничен;

• относительная легкость вступления фирм в отрасль (рынок).

В данной модели сочетаются монопольная власть над товаром и конкуренция.

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют несколько крупных продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.

В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

Первая характерная черта олигополии заключается в том, что на рынке господствует относительно малое число фирм.

Основная причина существования олигополистической структуры - значительный эффект масштаба, т.е. эффективность требует, чтобы производственная мощность фирмы занимала большую долю совокупного рынка. Доступ к такому производству труден, так как для организации крупного предприятия необходимы большие инвестиции. Это является основным барьером для вступления в олигополистическую отрасль. Другими барьерами могут быть, например, патент или лицензия на какую-либо технологию или владение территорией, на которой находится сырьевое месторождение.

В олигополистической отрасли могут производиться как дифференцированные (автомобили, бытовые электроприборы), так и стандартизированные (медь, цинк, сталь) продукты. Поэтому рынок олигополии подразделяют на два типа: олигополия первого типа - это отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий; олигополия второго вида - это положение, когда несколько продавцов продают дифференцированные товары. Классические примеры олигополии - автомобильная промышленность, производство стали, пива, электрооборудования, компьютерное производство, где несколько фирм имеют тенденцию господствовать на национальном рынке.

Третьей характерной чертой олигополии является взаимосвязь фирм-участников: действия одного немедленно отражаются на положении другого.

• на рынке доминирует относительно малое число крупных фирм;

• производятся однородные и дифференцированные товары;

• контроль над ценами ограниченный. Неценовая конкуренция типична, особенно при дифференциации продукта;

• вхождение фирм в отрасль наталкивается на существенные препятствия.

Методы контроля за ценами: 1. Метод тайного сговора – фирмы, входящие в олигополию, договариваются о установлении единой фиксированной цены на производство или продукцию, при этом учитываются интересы всех фирм, которые входят в это объединение. 2. Метод лидерства цен – фирма-лидер имеет право назначать свои цены, и остальные фирмы вынуждены следовать этим ценам.

Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигополистического состоит в особенностях изменения цен. Если в конкурентном рынке цены изменяются непрерывно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются фирмами-олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно фирме выгодно в случае колебаний спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены, как правило, связано со значительными издержками – нужно менять и печатать новые прейскуранты, тратить деньги на оповещение покупателей, не говоря уже о потере доверия клиентов. Удержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного периода оно неприменимо.

Характерные черты основных типов рыночных структур

Тип рыночной структуры Число фирм Тип продукта Контроль над ценой Условия вступления в отрасль
Чистая (совершенная) конкуренция Очень большое Стандартизи-рованный Отсутствует Очень легкие, препятствия отсутствуют
Монополистическая конкуренция Много Дифференци-рованный Некоторый, но в довольно узких пределах Сравнительно легкие
Олигополия Несколько Стандартизи-рованный или дифференци-рованный Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Наличие существенных препятствий
Чистая монополия Одна Уникальный, нет близких заменителей Значительный Блокировано

Кроме основных типов рыночных структур существуют еще множество других.

Монопсониявозникает при наличии на рынке лишь одного покупателя.

Двусторонняя монополияимеет место, когда на рынке сталкиваются монополист-продавец и монополист-покупатель.

Дуополиянаблюдается при условии функционирования в отрасли лишь двух монополий.

В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений. В ходе дальнейшего изложения закономерностей рыночного механизма это важнейшее положение будет конкретизировано.

На каждом рынке характер конкуренции уникален, но ее проявления на всех рынках имеют много общего. В целом конкуренция на рынке является результатирующей пяти перечисленных ниже сил:

1) соперничество между конкурирующими продавцами одной отрасли;

2) попытки компаний из других отраслей привлечь покупателей покупать их товары-заменители;

3) угроза входа в отрасль новых фирм;

4) рыночная сила и контроль за условиями сделки со стороны поставщиков ресурсов;

5) рыночная сила и контроль за условиями сделки со стороны покупателей товара.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации