Роль ПМ в системе рыночных отношений

Роль ПМ в системе рыночных отношений

ПМ - целенаправленное воздействие на все сферы деятельности предприятия (работников, коллективов) и на эффективность использования его ресурсов для достижения заранее намеченных результатов, составляющих часть общей системы управления на уровне страны.

ПМ является подсистемой менеджмента. Он базируется на знании таких дисциплин как экономическая теория, основы менеджмента, маркетинг, б\у, организация производства, финансовый менеджмент и др.

Цель - достижение конкурентоспособности и эффективных управленческих решений и системы менеджмента фирмы в целом в условиях рынка.

Менеджмент приобретает осо­бое значение по следующим причинам:

- переход экономики к рыночным отношениям требует изучения форм и методов управления на уровне предприятия;

- реальное применение такого опыта это одна из важнейших задач менеджмента;

Сущность системы ПМ и его подсистемы (целевая, обеспечивающая)

Система ПМ- система научных подходов и методов менеджмента, способствующие принятию и реализации конкурентоспособных решений. СПМ предпри­ятия охватывает все стороны производственно-хозяйственной, коммерческой и со­циальной деятельности, обеспечивает эффективное функциониро­вание предприятия на основе планомерного выполнения комплекса организационных, научно-технических, экономических, социальных и идеологических мероприятий, регламентируемых директивными документами государственного и отраслевого управления, стандар­тами и т.д.

Целевая подсистема СПМ:

1. Повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг

2. Ресурсосбережение

3. Расширение рынка сбыта товара

4. Организационно-техническое развитие производства

5. Социальное развитие коллектива

6. Охрана окружающей среды

Обеспечивающая подсистема СПМ:

1. Методическое обеспечение

2. Ресурсное обеспечение

3. Информационное обеспечение

4. Правовое обеспечение

Сущность системы ПМ и его подсистемы(функциональная, управляющая)

Система ПМ- система научных подходов и методов менеджмента, способствующие принятию и реализации конкурентоспособных решений. СПМ предпри­ятия охватывает все стороны производственно-хозяйственной, коммерческой и со­циальной деятельности, обеспечивает эффективное функциониро­вание предприятия на основе планомерного выполнения комплекса организационных, научно-технических, экономических, социальных и идеологических мероприятий, регламентируемых директивными документами государственного и отраслевого управления, стандар­тами и т.д.

Функциональная подсистема СПМ:

1. Планирование деятельности организации

2. НИОКР

3. Организационно-технологическая подготовка производства

4. Организация производства

5. Тактический маркетинг

6. Сервис товаров у потребителей

7. Регулирование
Управляющая подсистема СПМ:

1. Управление персоналом

2. Социология и психология менеджмента

3. Разработка и реализация управленческих решений

4. Анализ в принятии решений

5. Прогнозирование в принятии решений

4.Управление как одна из функций ПМ - целенаправленное воздействие на все сферы деятельности предприятия (работников, коллективов), для достижения заранее намеченных результатов.

Система управления – действия направленные на сбор анализ и переработку информации для будущего развития субъектов хозяйствования любой формы собственности.

Выделяют следующие уровни управления: высший, средний и низший. Высший уровень представлен председателем совета директоров, президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывают политику фирмы.

Средний уровень обеспечивает реализацию политики, функционирование фирмы. Это руководители отделений. Низший уровень – мастера , бригадиры, администраторы, кот выполняют не только управленческие но и исполнительные функции.

Объект управления – отдельная фирма, на кот направлено управление.

Субъект – орган либо лицо, осуществляющее управление.

Научные подходы к ПМ

Системный подход– исследование объекта как системы;система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. В системе предприятия «вход» перерабатывается в «выход».

Комплексный подход–здесь должны учитываться технические, экологические, организационные, социальные, психологические, политические, демографические аспекты управления и их взаимосвязи.

Интеграционный подход – нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и компонентами; между стадиями жизненного цикла объекта управления; между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, предприятие, его подразделения); между субъектами управления по горизонтали.

Виртуальный подход – заключается в применении сети Интернет, сотовой связи и других средств электронной связи с целью формирования виртуальных организационных структур, получения, обработки, использования и передачи информации для удовлетворения потребностей при возможности действовать не только на местном уровне, а конкурировать в глобальном масштабе без прямых контактов с клиентами

Маркетинговый подход – предусматривает ориентацию на потребителя.

Структурный подход –определение значимости приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов в их совокупности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов.

Функциональный подход – потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта.

Деловой подход – сложный подход, так как у каждого руководителя свое понимание этого подхода, связанное с индивидуальным характером, его воспитанием и образованием.

К объективным факторам относятся: конкурентоспособность внешней среды; качество информационных связей; система учета, контроля и мотивации качественного решения; система ценностей, организационная культура и миссия организации и др.

К субъективным факторам относят: уровень культуры и национальные традиции; деловые качества работника; темперамент человека; характер человека; способности человека; целенаправленность личности; эмоциональность человека и др.

Интуитивный подход –данный подход зависит от интуиции работников управляющего звена.

Динамический подход– объект управления рассматривается в динамическом развитии.

Оптимизационный –переход от качественных оценок к количественным при помощи методов исследования операций, инженерных расчетов, статистических методов, экспертных оценок и др.

Административный подход – регламентация функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, планы, программы, положения, методики и т. п.).

Воспроизводственно-эволюционный подход – постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими затратами на единицу полезного эффекта.

Процессный подход – процесс управления является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию. В центре круга - координация работ.

Нормативный подход –заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам СПМ..

Стандартизационный подход – упорядочение деятельности в какой-либо сфере, формулирование и рациональная унификация (сокращение) понятий, типоразмеров, составных частей какого-либо объекта или его инфраструктуры.

Количественный подход – заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспериментальных оценок, системы баллов.

Ситуационный (вариантный) подход –пригодность различных параметров и методов управления определяется конкретной ситуацией в конкретном месте и в конкретное время.

Эксклюзивный подход – приобретение субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством в любой области деятельности или егоконкурентным преимуществом.

Логический подход – логика - наука о мышлении, основана на принципах диалектической и формальной логики. Принципы диалектической логики: принцип объективности рассмотрения, всесторонность рассмотрения, принцип историзма. Принципы формальной логики: принцип тождества, принцип непротиворечия, принцип достаточного обоснования.

Инновационный подход – ориентация развития экономики страны на активизацию инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей, являющихся двигателями развития экономики.

Глобальный подход – при формулировании и решении большинства проблем обеспечения конкурентоспособности крупных объектов точка обзора мысленно должна быть над глобальной системой, а не на уровне, где находится анализируемый объект.

Принципы регулирования в ПМ

Целевой совместимости и сосредоточения (создание целенаправленной системы управления, при кот.все ее звенья образуют единый механизм, направленный на решение поставленной цели).

Непрерывности и надежности функционирования системы (создание таких орг.-хоз.условий, при кот.достигается непрерывность заданного режима произ-го процесса).

Планомерности, пропорциональности, динамизмавыражает­ся в том, что система управления должна быть нацелена на решение не толь­ко текущих, но и долговременных задач развития предприятия. Система хо­зяйственного управления связывает во времени действия людей, количество, ассортимент и качество расходуемых ресурсов.. Завершение одного этапа работ, скажем, производства заготовок, являет­ся началом следующего этапа - обработки заготовок.

Научности и обоснованности принимаемых решений (метод и, формы и ср-ваупр-ния должны быть научно обоснованы и выверены на практике).

Эффективности управления (основан на наличии альтернативных путей достижения целей).

Совместимости личных, коллективных и госуд.интересов (опр-ся общ-ным характером производства).

По правовому положению

- единое предприятие

- объединение предпринимателей (полное, коммандитное, товорищества)

- объединения капиталов основанные на личном участии их членов (АО, ООО, ОДО)

2. по характеру собственности: частные фирмы, малые фирмы, государственная, кооперативная, коллективная, арендная

3. по принадлежности капитала: иностранная фирма, национальная, смешанная

4. по целям объединения степени самостоятельности, характеру хоз. отношений участников

· Картель - это объединение фирм одной отрасли, кот вступают между собой в соглашение, касающееся совместной коммерческой деятельности, для регулирования сбыта.

· Синдикат - разновидность картельного соглашения, котороепредполагает, сбыт через единый сбытовой орган в форме ООО.

· Пул — объединение предпринимателей картельного типа, имеющего обычно временный характер, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников (в заранее установленных пропорциях).

· Концерн(форма объединений предприятий для совместной деятельности на основе добровольных функций по управлению научно-технич, производственной, финансовой деятельностью)

· Холдинг– общество, создается собственниками для управления дочерними фирмами через системные участия; объединение любой организационно-правовой формы, которое владеет контрольным пакетом акций других юридически самостоятельных компаний в целях установления господства и контроля над ними.

· Консорциум – временное соглашение между несколькими банками или промышленными компаниями для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов или акций,осуществление единого промышленного проекта, по принципу деятельности близок к картелю.

· Конгломерат — организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности.

· Ассоциация– договорное объединение предприятий в целях координации производственно-хозяйственной деятельности, развитие коопераций и организациясовместных производств на основе объединения участников финанс. и матер.ресурсов, для удовлетворения собственных потребностей или производства продукции для реализации третьим лицам.

· Корпорации - фирма, имеющая форму юридически независимого объединения, в котором собственность разделена на части т ответственность каждого ограничена его вкладом.

· Бесприбыльные фирмы (церкви, колледжи, госпитали, профсоюзы и т.д.) – имеют юр. статус корпорации, но в отличие от них в бесприбыльных фирмах нет акционеров, они управляются независимой группой попечителей.

· Кластер – сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, финансовых организаций, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу.

Планировка цеха,участка.

Планировка –план расположения технологического оборудования и раб мест. На плане д/б показаны: строительные элементы,стены,колоны,дверные,оконные проемы, складские площадки; транспортные ср-ва; поточные линии или участок как правило располагаются вдоль пролетов. При этом оборудование м/б размещено в 1-2 и более рядов. План поточной линии должен отвечать принципу прямоточности.В связи с этим станки располагаются последовательно в соответствии с технологическими операциями. Для многопредметных линий, участков задача планировки сводится к тому, чтобы определить места расположения оборудования на выделяемых для этого площадях. При этом необходимо соблюдать выбранный критерий оптимальности, в качестве которого принимают миним. суммарные затраты на транспортировку, соответствующие миним. грузопотоку, что обеспечивает и миним. производственный цикл.

Контроллинг на предприятии

Контроллинг — комплексная система поддержки управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджмента.

Современныйконтроллинг включает в себя управление рисками, обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых показателей, управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества.

В систему контроллинга включаются следующие аспекты:

· определение целей деятельности;

· отражение этих целей в системе эффективных и сбалансированных показателей (KPI);

· регулярный контроль (измерение) фактических значений показателей;

· анализ и выявление причин отклонений фактических значений показателей от плановых;

· принятие на этой основе управленческих решений по минимизации отклонений.

Целевая задача контроллинга — построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.

Основные задачи, которые нужно решить:

· Оптимизация управления организационной структурой.

· Организация эффективной системы учёта операций и результатов.

· Внедрение систем планирования, контроля и анализа деятельности.

· Обеспечение мотивации персонала в повышении эффективности работы компании.

· Автоматизация систем учёта и управления компанией.

«Горизонтально» можно описать любую контроллинговую работу следующей структурой:

1. Планирование

2. Реализация и контроль

3. Анализ и обработка

4. Самосовершенствование

71 Контроллинг- функциональное обособленное направление экономической работы на пр-ии, система упр-ия экономической политикой пр-ия,ориентир на принятие оперативных и стратегич-х целей, объединяющ. Инф-оеобеспечение,планирование,учет, анализ, контроль и координацию принятия решений.Принципы: непрерывность деят-типр-ия.(предполаготсутсвие у пр-ия намерений самоликвидации); открытость – система д/б открытой для взаимодействия.; ориентация на будущее, ориентация на рез-ты; оценка рез-товдеят-ти структурных подразделений. Принцип приемственности

Американская модель контроллинга: Планирование ; Информационный менеджмент и отчетность; Специальные экономические задачи, например, оценка инвестиции; Внутренний учет; Финансовая бухгалтерия; Налоги и страхование; Информационные технологии;Внутренняя ревизия

Немецкая модель: Планирование; Информационный менеджмент и отчетность; Специальные экономические задачи, например, оценка инвестиции; Внутренний учет.

Бюджетный метод руководства

Бюджетирование является составной частью финансового планирования обеспечивает взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувязки показателей развития пр-ия и его финансовыми ресурсами. Метод вкл совокупность скоординир-х предвидений, дающих возможность заранее предвидеть условия при которых будет осущ-сядеят-тьпр-ия и иметь предварительное представление на будущее об остальных статьях, входящих в счет прибылей и убытков, систематическое сопоставление в установленные периоды рез-тов фактически достигнутых в различных областях упр-ия на пр-ии с запланированными. К функциям бюджетированиотнпланиров, коммуникация,координация, контроль. Бюджетный метод рук-ва м/б частичным,теприментолько к одной части деят-типредприят.При неполном методе применения бюджетного рук-ва могут отсутствовать или предвидение или четкая формулировка целей.

Система точно в срок.

Точно-в-срок (анг. Just-in-Тime, JIT, точно вовремя) —один из базовых столпов Производственной Системы Toyota, метод организации производства. Заключается в том, что во время производственного процесса необходимые для сборки детали оказываются на производственной линии точно в тот момент, когда это нужно, и в строго необходимом количестве. В результате компания, последовательно внедряющая подобный принцип, устраняет простои, минимизирует складские запасы, или может добиться сведения их к нулю. Основные характеристики – иметь только необходимые запасы, когда это необходимо; улучшать качество до состояния «ноль дефектов»; уменьшать длительность цикла путем снижения времени оснащения, размер очереди и величину производственной партии; постепенно модифицировать сами операции; и выполнять эти виды деятельности с минимальными издержками.

Метод «точно-в-срок» изобретен в 1954г. в корпорации Тойота. Он возник на основе экономических ограничений, которые господствовали тогда в Японии. Так как у Японии было немного естественных ресурсов и очень высокие цены на недвижимость, нужно было японским фирмамнельзябылодопускать расточительство, к примеру, склады для больших запасов возможно излишних товаров. Эффективность метода была подтверждена в 1973 году посредством продолжительного успеха корпорации Тойота(время нефтяного кризиса в Японии).

Сетеобразная структура

Современные представления о сетевой организации определяют ее как совокупность предприятий или специализированных единиц, координируемых рыночными механизмами, и характеризующуюся устойчивыми и относительно замкнутыми связями между постоянными партнерами. Вследствие ограниченности собственных ресурсов автономные участники сети для достижения общих целей постоянно прибегают к политике коллективного самоограничения.

Сетевая организация одинаково применима как в качестве модели внутриорганизационного сотрудничества между потенциальными ресурсами предприятия, так и между компаниями и группами компаний. В экономике наиболее известными являются две модели сетевой организации бизнес-процессов: компания-сеть (деловая сеть) и сеть-компания (внутрифирменная сетеобразная структура). В качестве различия между этими двумя моделями выступают:

– признак собственности;

– целеполагание;

– наличие функциональной специализации.

Компания-сеть представляет собой создание вокруг крупной фирмы-ядра сети имущественно-независимых партнеров с относительно узкой функциональной специализацией, являющихся либо ее поставщиками, либо ее дистрибьюторами, и имеющих свои собственные цели развития.

Создание сети-компании предполагает объединение равноправных партнеров в рамках одного имущественного комплекса, большинство из которых являются юридически самостоятельными лицами, объединенных не только одной целью, но и взаимодействующих в едином пространстве потоков.

Первая модель «сетизации» наиболее распространена в материальной сфере при производстве различных видов товаров, где между предприятиями-производителями успех в конкурентной борьбе связывается не с аккумуляцией ресурсов и контролем, а с производством меньшего количества товаров более высокого качества при меньших затратах.

Создание второй модели «сетизации» – внутрифирменных сетевых структур – осуществляется в том случае, когда возникает необходимость в аккумуляции ресурсов в целях снижения будущих затрат. Типичной данная ситуация является для сферы услуг, в частности – торговли. Концентрация денежных и товарных потоков, управление их движением из одного центра позволяет устанавливать длительные хозяйственные связи с поставщиками товаров, снижать издержки обращения.

Роль логистики в СПМ.

Логистика является частью процесса цепи поставок, где эффективное планирование, осуществление и контроль над подзаданиями включает передвижение и хранение продукции, а также направление связанных с этим услуг и .

При решении вопросов, связанных с логистикой, можно выделить четыре возможных подхода:

Логистика как оперативная деятельность - транспорт, склады, оборудование, обслуживание клиентов, маркетинг, бухгалтерский учет и обмен информацией.

Логистика как деятельность, связанная с управлением предприятия предоставляет все возможности для успешного совместного управления и обеспечивает гибкость в условиях конкуренции.

Логистика как способ мышления предоставляет возможность рассматривать различные логистические процессы в совокупности, имеющее взаимные причинно-следственные связи. Логистика как область науки исследует различные методы, используя функционирование логистических процессов и связанных с ними явлений. Логистика является в первую очередь стратегическим управлением, при помощи которого можно улучшить стратегическое положения предприятия и поднять его конкурентоспособность.

внутриорганизационные (стратегия, производство) и внеорганизационные (индикаторы, характеризующие рынок) факторы влияют на бизнес-модель конкурентов и создают особую среду для определенного сегмента рынка. В частности, стратегическое планирование, исследования и разработки, предшествующие организации продаж, находятся под очень сильным влиянием от окружающей среды. Для иллюстрации воздействий окружающей среды часто используются предложенная Портером так называемая модель пяти сил, которая характеризует различные влияния, которые действуют на рынках.

Этими пятью анализирующими силами являются:

потребитель (клиент); поставщик; конкуренты; заменяющие продукты; преграды выхода на рынок.

Реинжиринг бизнес-процесса.

Реинжиниринг – сис-ма, кот.объединяет в единое целое все процессы, происходящие на предприятии для достижения поставленной цели получения максимального эф-та с использованием инф-х технологий. Применение реинжиниринга связ с уменьшением затрат на протяж всего пр-го цикла, увелич дохода пр-ия. Он хар-т рост мобильности персонала,уменьшение численности работающих. В качестве инструментария проведения реинжиринга бизнес- процессов имеет место логистика и контроллинг.

Роль ПМ в системе рыночных отношений

ПМ - целенаправленное воздействие на все сферы деятельности предприятия (работников, коллективов) и на эффективность использования его ресурсов для достижения заранее намеченных результатов, составляющих часть общей системы управления на уровне страны.

ПМ является подсистемой менеджмента. Он базируется на знании таких дисциплин как экономическая теория, основы менеджмента, маркетинг, б\у, организация производства, финансовый менеджмент и др.

Цель - достижение конкурентоспособности и эффективных управленческих решений и системы менеджмента фирмы в целом в условиях рынка.

Менеджмент приобретает осо­бое значение по следующим причинам:

- переход экономики к рыночным отношениям требует изучения форм и методов управления на уровне предприятия;

- реальное применение такого опыта это одна из важнейших задач менеджмента;

Наши рекомендации