Экономические воззрения А.К. Шторха
Был одним из первых в России пропагандистов экономических идей А. Смита, хотя и не принял некоторые из них, в частности, теорию трудовой стоимости и положения о производительном и непроизводительном труде. Будучи сторонником теории полезности, он считал, что «ценность предметов состоит в их относительной пользе, признанной лицами, которые употребляют их для удовлетворения потребностей» Он упрекал А. Смита за то, что тот ограничил политэкономию только изучением богатства (т. е. материальных вещей), не включив в нее цивилизацию (т. е. внутренние блага). Исходной точкой разработанной А. Шторхом теории цивилизации была теория полезности. Источником богатства является не сокращение потребностей («бережливость», о которой писал А. Смит), а, напротив, возможность их удовлетворения, поскольку сокращение потребностей ведет к одичанию и бедности, тогда как с умножением потребностей растет и производительность труда. А. Шторх полагает, что сбережение, являющееся единственным источником накопления капитала, должно играть такую же роль и в отношении нематериальных капиталов. был противником крепостного права, которое он отождествлял с рабством, противоречащим естественным законам. Раб или крепостной, считал он, не является объектом изучения политэкономии: «Политическая экономия признает в человеке свободное существо, движимое своей собственной волей» не удовлетворялся чисто экономической критикой крепостного права, привлекая к этой критике весь аппарат своей теории цивилизации. По его мнению, крепостное право отрицательно влияет не только на рост материального богатства, но и на развитие внутренних благ, знаний и наук. Кроме того, рабство оказывает развращающее влияние на нравы как господ, так и рабов.
Экономические воззрения Сисмонди
1. предмет изучения сводится в основном к проблематике сферы производства, в отличие от классиков, он считает необход гос-ву управлять «народным богатством» и полагаться при этом не на «абстракции» и «голые цифры», а на «чувства, потребности и страсти людей».
2. метод изучения:
а)каузальный метод анализа основных сфер эк деят людей, что обусловило противопоставление друг другу сфер производства и обращения и признание первой определяющей (доминирующей) сферой общественного хозяйства;
б) классовый метод анализа, в соответствии с которым рассм соц –эк отношения между так называемыми главными классами общества;
в)затратный метод определения стоимости и доходов;непризнание (на основе описательного метода) самостоятельной и значимой роли денег в общ воспроизводстве.
3. теория производительного труда. на его взгляд, производительный труд создает богатство в виде «нового предмета обмена» или увелич стоимости «уже существовавшего предмета», а непроизводительный труд предст собой «труд и наслаждение»
4. теория разделения труда. он предупреждает, что разделение труда, являясь «наиболее мощной причиной увеличения его производительности», все же делает очевидным «значение рабочего не более, чем значение машины», поскольку машина «в действительности может его заменить».
5. теория доходов и прибыль, и рента являются прямым вычетом из дохода рабочих.
6. теория воспроизводства «вследствие концентрации имуществ у небольшого числа собственников внутренний рынок все более и более сокращается и промышленности все более и более приходится искать сбыта на внешних рынках, где ей угрожают великие сотрясения».
7. теория реформ. суть этих идей можно свести к двум положениям:
1.возрождение приоритетной роли крестьянских хозяйств на основе патриархальной собственности;
2.возврат к условиям независимой деят ремесленников, занятых во множестве отдельных самостоятельных мастерских и цехов
Концепция реформ Сисмонди
1.возрождение приоритетной роли крестьянских хозяйств на основе патриархальной собственности (вместо фермерской организации сел\хоз пр-ва);
2.возврат к условиям независимой деят ремесленников, занятых во множестве отдельных самостоятельных мастерских и цехов (вместо крупных фабрично-заводских структур, руководимых одним хозяином).
Для достиж реформаторских положений рекоменд напр деят-ть гос-ва на реализацию след законодат воззваний:
-создать условия «городским» и «сель\хоз» рабочим для взаимодействия на принципах коалиции и свободной кооперации;
-не допускать снижения или фиксирования % ставки;
-запретить общественный труд в воскресные дни;
-ввести возрастной ценз и сократить продолжит раб дня взрослых рабочих;
-освободить от налогов «класс сель\хоз рабочих» и увеличить их размеры «праздным землевладельцам» и «крупным фермерам»;
-обязать нанимателей содержать рабочих на период их болезни, безработицы и старости;
-поощрять дробление наследств, а не их накопление и др.
Концепция реформ Прудона
О необход реформ для решения соц вопроса речь идет в большинстве сочинений П. Прудона. В них, считая своим долгом обосновать концепцию социальной справедливости, он решительно отвергает всякую мысль о революции.
Реформат идеи П. Прудона содержат немало общего, сближающего его с С. Сисмонди:
-сочувственное отношение к положению в обществе так называемых «третьих лиц», т. е. крестьян, ремесленников, кустарей;
-признание приоритетной роли в экономике «мелкой соб-ти и мелкого пр-ва»;
-приверженность принципу соц справедливости, понимаемому как возможность «давать каждому равную часть благ…»;
-исключение из законодат принципа неравенства вознаграждения «под предлогом неравенства способностей»;
К числу же специфических реформ идей отн:
-ликвидация денег и введение вместо них бонов обращения (обмена);
-уничтожение % посредством орг-ции кредита;
-организация Банка народа;
-отмена правительства как итог осущ реформ.