Группировка затрат по статьям калькуляции в нормативном методе.

1. Стоимость сырья и материалов.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия (при их большом объеме).

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Основная зарплата производственных рабочих.

6. Дополнительная зарплата производственных рабочих.

7. Социальные отчисления.

8. Расходы на подготовку и освоение производства.

9. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

10. Износ инструмента и приспособлений целевого назначения.

Итого технологическая себестоимость.

11. Общецеховые расходы (расходы на управление цехами основного производства, амортизация, содержание и текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования и инвентаря общецехового назначения, охрана труда в цехе и др.).

Итого цеховая себестоимость.

12. Общезаводские затраты (повторяют цеховые, но относятся к персоналу и фондам, которые имеют общезаводское назначение, а также на содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны, подготовку кадров, организация набора рабочей силы и др.).

13. Потери от брака.

14. Прочие общехозяйственные расходы (затраты на научно-исследовательские работы, геологоразведочные работы и др.).

Итого производственная себестоимость.

15. Коммерческие расходы.

Итого: полная себестоимость.

Основнымиисточникамиснижения себестоимости продукции являются:

- увеличение объема производства продукции;

- сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

Резервы– неиспользованные возможности снижения себестоимости продукции, которые выражаются в факторах.

Факторы –причины,под влиянием которых изменяется уровень себестоимости продукции:

Внутрипроизводственные факторы (зависящие от деятельности предприятия):

- повышение технического уровня производства;

- улучшение организации производства и труда;

- изменение объема и структуры продукции;

- улучшение использования природных ресурсов;

- ввод и освоение новых производств.

Внепроизводственные факторы (независящие от деятельности предприятия, отражают изменение условий хозяйствования):

- изменение норм амортизации;

- изменение ставок платы за ресурсы;

- отчисления на социальное страхование;

- изменение тарифов на электроэнергию, грузоперевозки;

- изменение цен на сырье и материалы и др.

Группа факторов «Повышение технического уровня производства»отражает влияние на себестоимость продукции изменений, связанных с развитием техники, внедрением научно-технических достижений в области технологии производства, совершенствованием конструкций и улучшением технических характеристик изделий и другими мероприятиями.

В данной группе факторов выделяются:

• внедрение новой и совершенствование применяемой технологии;

• расширение масштабов применения новой техники, технологии, модернизация и улучшение эксплуатации действующего оборудования;

• применение новых видов и замена потребляемого сырья, материалов, топлива и энергии, улучшение их использования;

• повышение качества продукции, совершенствование конструкций и технических характеристик изделий.

Под экономией от повышения технического уровня производства понимается прямое абсолютное снижение затрат на единицу продукции.

По фактору «Повышение качества продукции»учитываются затраты текущего характера, включая совершенствование конструкций и улучшение потребительских свойств изделий, выпускаемых по действующим стандартам и техническим условиям.

В расчет по данному фактору включается та продукция, изменения потребительских свойств которой характеризует качество одной и той же разновидности изделий, различающихся по качественным характеристикам, не связанным с созданием новых и модифицированных видов продукции. Величина дополнительных затрат на изготовление продукции улучшенного качества определяется исходя из изменения прямых затрат на единицу продукции и общего объема продукции улучшенного качества в планируемом году. В расчете по данному фактору учитывается также изменение затрат на гарантийное обслуживание изделий, на которые установлены гарантийные сроки.

В группе факторов «Совершенствование управления, организации производства и труда» выделяются следующие основные факторы:

• рационализация управления производством;

• улучшение организации и обслуживания производства;

• улучшение организации труда и использования рабочего времени;

• ликвидация излишних затрат и потерь (в том числе потерь от брака).

При расчетах влияния объема и структуры производимой продукции выделяются факторы:

относительное сокращение условно-постоянных расходов (кроме амортизации);

 относительное изменение амортизационных отчислений в результате улучшения использования основных средств;

 изменение структуры произведенной продукции.

Под изменением структуры продукции понимается изменение удельного веса отдельных ее видов в общем объеме производства, связанное с выпуском новых и снятием с производства отдельных изделий, а также разными плановыми темпами роста выпуска различных видов продукции.

Факторы, отражающие изменение условий хозяйствования:

Влияние изменения цен на объем произведенной продукции определяется путем умножения разницы между среднегодовыми ценами на единицу продукции в базисном году и принятыми в плановых расчетах на количество изделий, намечаемых к выпуску в планируемом году.

Влияние изменения цен на потребляемое сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо и энергию определяется в каждом конкретном случае умножением разницы между среднегодовыми ценами в базисном году и действующими на момент расчета на объем потребления этого вида ресурса в планируемом году.

Влияние изменения системы налогообложенияна себестоимость включает расчет абсолютного изменения сумм налогов, отчислений и платежей, включаемых в себестоимость произведенной продукции путем составления действовавших в базовом периоде и вводимых в планируемом периоде норм и нормативов.

7. Ценообразование на предприятии

Цена как экономическая категория. Экономические функции цены.

Внутренние и внешние факторы ценообразования.

Элементы ценовой системы организации (предприятия).

Элементный состав цены и методика исчисления косвенных налогов в структуре цены.

Методы ценообразования.

Цена – денежное выражение стоимости товара, т.е. это количество денег, за которые продавец готов продать, а покупатель купить товара. Она выступает важнейшим инструментом конкурентного процесса.

В условиях рыночных отношений цена выполняет следующие функции:

1. Информационную – проявляется в распространении оперативных сведений о наличии товаров, их дефицитности, об издержках производства, о складывающейся конъюнктуре рынка.

2. Распределительную – выражается в распределении дохода от реализации продукции между производителем, потребителем, государством и другими секторами экономики. Реализуется через включение в цену косвенных налогов (акцизы и НДС).

3. Стимулирующая – проявляется в создании экономической заинтересованности предприятия в развитии инновационной деятельности, повышения качества продукции, снижения издержек производства, т.е. стремлении повысить конкурентоспособность продукции.

4. Уравновешивающую – выражается через сбалансирование спроса и предложения, производства и потребления. Если спрос на товар превышает предложения, цена на него повышается.

5. Обеспечения доходности – проявляется не только в возмещении издержек производства, но и в получении прибыли при достижении объема производства свыше точки безубыточности.

6. Учетную – отражает общественно необходимые затраты на выпуск и реализацию продукции. Цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей.

Ценообразование – это процесс формирования цены на продукцию.

Цены формируются под воздействием внешних и внутренних факторов:

а) внешние:

- спрос и предложение;

- конкуренция или монополия на рынке;

- масштаб государственного регулирования;

- система налогообложения и степень налоговой нагрузки на предприятие;

- доступность факторов производства;

- уровень инфляции;

- протекционистская политика государства.

б) внутренние:

- формирование издержек на производство и реализацию продукции;

- ресурсосберегающие и безотходные технологии производства;

- конструктивное исполнение изделия;

- организация сервиса;

- реклама и продвижение товара на рынке.

Максимальная цена определяется спросом, минимальная – издержками производства.

Состав и структура цены представлены на рисунке 1.

Себестоимость продукции     + Прибыль предприятия   +   Акцизы   + Налог на добавленную стоимость   + Оптовая надбавка   + Розничная надбавка
Цена предприятия -производителя      
Отпускная цена без НДС С НДС    
Оптовая цена  
Розничная цена
         

Рисунок 1- Состав и структура цены

Каждый последующий элемент в составе цены определяется в строгой последовательности и в % к предыдущей базе.

Наши рекомендации