Сущность инновационной деятельности организации (предприятия) и связь ее с технологическими укладами.

Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научных исследований и разработок либо иных научных достижений) в технологически новые производства или усовершенствованные продукты (услуги) с целью внедрения их на рынке.

Инновационная деятельность предприятия выступает как способ удовлетворения взаимосвязанных экономических интересов производства и покупателя, который осуществляется путём использования и коммерциализации результатов научных исследований и разработок для качественного и непрерывного обновления технической и технологической базы производства, организации труда, производства и управления, с целью освоения и выпуска новой конкурентоспособной продукции, получившей признание на внутреннем и мировых рынках товаров и услуг.

Процесс становления и развития комплексов технически сопряженных производств, обусловленных нововведениями, представляет собой шесть технологических укладов, смена которых способствует созданию производств новых видов продукции, техники и технологии.

Первый уклад (1790—1830 гг.) связан с промышленной революцией в Англии, которая породила крупные нововведения в текстильной промышленности. Машина заменила человека при выполнении операций непосредственного воздействия на предмет труда. Увеличение количества одновременно действующих орудий потребовало применения парового двигателя

Второй уклад (1830—1890 гг.) связан с модернизацией производства практически всех видов продукции на базе использования парового двигателя. Происходит концентрация производства создание крупных предприятий, развитие тяжелого машиностроения

Третий уклад (1890-1940 гг.) базировался на использовании в промышленном производстве электроэнергии, расширен электротехнической промышленности, на новых открытиях в области химии и укреплении химического комплекса. Доминирующее положение занимает двигатель внутреннего сгорания.

Четвертый уклад (1940—1980 гг.). Это период массового производства, что определило дальнейшее совершенствование энергетики, средств связи, производства новых синтетических материалов.

Пятый уклад (1980-2000 гг.) базировался на достижениях в области микроэлектроники, информатики, биотехнологий, генной инженерии в использовании новых видов источников энергии, в освоении космического пространства, спутниковой и сотовой свя­зи. Развитие коммуникаций характеризуется созданием уникаль­ной всемирной сети для передачи информации - Интернет.

Шестой уклад (конец XX — начало XXI вв.) характеризуется появлением нанотехнологий, нетрадиционной энергетики, раз­витием базисных информационных технологий, современной транс­портной инфраструктуры, обрабатывающей промышленности. Создаются предпосылки для перехода к инновационному типу экономики.

Инновации: понятие, классификация и жизненный цикл. Экономическая оценка инновационной деятельности организации (предприятия). Научно-технологический потенциал организации (предприятия): понятие, показатели и методы их расчета.

Инновации- это создаваемые и осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера.

Классификация:

1.по степени новизны: -мировой новизны, не имеющих аналогов; локальной новизны-В масштабах страны, отрасли, предприятия, не применявшиеся ранее в данной стране, отрасли, на предприятии.

2.по объекту применения: -продуктовые(ориентированы на производство и использование новых продуктов или услуг, новых материалов и т.д.); -технологические(означают создание и применение новых технологий в различных отраслях производства и областях человеческой деятельности);-процессные(инновации ориентированы на создание и функционирование новых организационных структур)-комплексные(сочетание различных инноваций).

3.по степени значимости:- пионерные или базисные инновации; принципиально новые инновации; улучшающие инновации; простые или кодификационные инновации.

4.по масштабам распостранения:-транснациональные;-межотраслевые;-региональные;-отраслевые;-в рамках п/п.

5.по причинам возникновения: стратегические; -адаптивные;

6.по эффективности реализации:-экономическую;-социальную;-экологическую;-интегральную эффективность.

Структура инновационного цикла: фундаментальные исследования; прикладные исследования; маркетинговые исследования; разработка(технические, технологические); проектирование; освоение; промышленное производство; реализация.

4 стации инновационного цикла: исследование, разработка, производство, реализация.

Инновационная деятельность -вид деятельность, связанный с трансформацией идей в технологически новые производства или усовершенствованные продукты или услуги с целью внедрения их на рынок, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства услуг, использованные в практической деятельности.

ИД предприятия выступает как способ удовлетворения взаимосвязанных экономических интересов производства и покупателя, который осуществляется путём использования и коммерциализации результатов научных исследований и разработок для качественного и непрерывного обновления технической и технологической базы производства, организации труда, производства и управления с целью освоения и выпуска новой конкурентоспособной продукции, получившей признание на внутреннем и мировых рынках товаров.

ИД включает: 1- получение новых знаний (открытие новых закономерностей, явлений и свойств материального мира, изобретений, научные и технические рекомендации); 2 – использование научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения новой продукции, технических средств, технологий, материалов, новых методов организации и управления производством. 3- коммерческая реализация новых продуктов, которая удовлетворяет потребности рынка в новшествах и обеспечивает экономический доход, социальный, экономический или новый эффект. Главными источниками доходов предприятий являются не только реализация новой научно-технической продукции, но прежде всего – широкая продажа права использования производственных объектов интеллектуальной собственности.

Этапы инновац. деятельности: идея - НИР- ОКР- Опытное произ-во- Освоение- Производство- Рынок.

ИД позволяет повышать КС продукции и за счёт неценовых факторов, т.к. новые изделия с улучшенными технико-экономическими параметрами привлекают потребителей.

ИД позволяет реализовывать стратегию развития предприятия, обеспечивать получение запланированной прибыль.

Ещё одна важнейшая характеристика черта ИД- взаимосвязь уровня новизны продукции и эффективности использования ресурсов.

Научно- технологический потенциал- совокупность имеющихся материально-технических, кадровых, информационных ресурсов , обеспечивающих разработку и освоение в производстве технических средств, новой продукции, новых форм и методов организации производства и труда направленных на повышение эффективности работы предприятия.

Показатели: -Затраты на исследования и разработки в % , -Численность персонала; -коэффициент изобретательской активности; -Доля наукоёмкой продукции в общем объёме промышленного производства; -Доля новой промышленной. продукции в общем объёме продаж; -Число созданных передовых, произв. технологий ; -Доля готовой продукции в структуре экспорта; -Среднегодовой объём выручки от продаж лицензий; -Уровень производительности труда; -Уровень механизации, автоматизации, компьютеризации производства.; -Социально-экономический эффект.

Количественные и качественные показатели научно-технического потенциала организации:

• материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами и проч.;

• кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;

• научно-теоретические, характеризующие результаты поисковых и фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии;

• информационные, характеризующие состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной периодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации;

• организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;

• инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.;

• рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок и проч.;

• экономические, характеризующие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности;


Наши рекомендации