Организация (предприятие) как рыночный субъект хозяйствования: понятие, цели, функции и процесс создания.

Экономика организации (предприятия) — наука об экономической эффективности производства в условиях ограниченных ресурсов. Понятия «организация» и организационно-экономический механизм функционирования организации (предприятия).

Экономика предпр – наука, изучающая варианты выбора эффектив-ного ведения хозяйства на предпр в условиях огранич ресурсов с целью удовлетворен потребностей. Критер-иями процесса пр-ва продук-ции и ее реализации предпр-ми явл. Пр-во конкурентоспособ и рентаб прод, получение макс прибыли, обеспечение финнансово-экономич стабильности предпр и расширенного воспроизводства.

Предметом исследования экономики предпр. явл. хозяйствование - принятие решений об использ огранич ресурсов на ос­нове выбора альтернатив по достижению заданной цели. При этом предпр должно быть ориентировано не только на максимиз прибыли, покрытие затрат, снижение убытков, но и на повыш техн уровня оборудо и машин, улучшение качества продукции, со­вершен-ие оплаты труда, условий труда и отдыха, а также на предотвращ ущерба окруж среде снижение уровня загрязнения воды и воздуха, уменьш. количества отходов и их переработка.

Содержанием хозяйствования явл выявление и устранен всех проблем предпр при помощи критерия эффективности. Этот критерий лежит в основе рациональных действий не только на предприятии, но также и во взаимоотношениях между предприятием, государством. Соотв-но целям предпр различают эконом, техн, соц и экологическую эфф-ть.

Эконом эфф-сть характ связь между кол-вом ед. ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе пр-ва, и получаемым какого-либо продукта. Большее кол-во продуктов, получ от данного объема затрат, означает повыш эфф-ти. Все стремятся эфф-но использ рес-ы. Они стараются получить максим кол-во товаров и услуг, произведенных из ограниченных ресурсов.

Предпр - самостоятельно действующий субъект, обладающий правами юр.лица, деятельность которого осущ-ся на свой риск и под свою ответственность для пр-ва прод, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общ-ых потребностей и получ приб. Предпр в условиях рыночной экономики самостоятельно осущ свою деят: оно само определяет организационно-правовую форму, ассортимент и объём пр-ва продукции, решает вопросы оплаты труда, ценообразования, распоряжается полученной прибылью.

Жизненный цикл предприятия вкл след этапы: - создание и юр оформление нового предпр; - функционирование предприятия; - реорганизация или прекращение деятельности предприятия

Ор-ция - устойч объединение людей, взаимодействующих между собой для достиж стоящих перед ними целей. Любая орг обладает определенной структурой, которая подраздел на три составляющие: 1).техническая - это совокупность матер элементов орг (зданий, сооружений) 2).социальная- вкл в себя совокуп участников, формальн и неформальн группы, определение связей между ними, норм поведения и сфер влияния; 3).социотехническая вкл в себя рабочие места.
Определен стр-ры орг придает ей устойчивость и возможность противостоять и развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды.
Суть экономич механизма управления предпр сводится к экономич обоснованию и выбору оптимального управленческого решения по развитию предпр. В процессе разработки экономич механизма управления предпр в рыночной экономике, необходимо учитывать, что основой принятия управленческих решений по развитию предпр является: определен цели, желаемых конечных результатов, которые, как правило, должны быть достигнуты на предпр с помощью принимаемых решений; знание об­стоятельств изменяющейся внешней среды.

Приоритетные направления развития промышленного комплекса на современном этапе. Направления структурных изменений в промышленности, их значение для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Отрасль промышленности представляет собой совокупность предприятий и производств, характеризующихся единством назначения производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров, специфическими условиями работы. Пром-ть страны состоит из ряда отраслей взаимосвязанных между собой. Основными признаками, отличающими одну отрасль промышленности от другой, являются: назначение производимой прод-ии, характер потребляемых материалов, техническая база производства и технологический процесс, профессиональный состав кадров.

Основной стратегией структурных преобразований в экономике пром-ти явл стратегия «передовых рубежей», суть которой состоит в разработке и создании новых технологий и товаров на основе достижений НТП и расширения инвестиций. Приоритетными целями структурной перестройки промышленности являются: а) снижение доли и масштабов энерго- и материалоемких производств; б) замена неэффективных производств новыми в) информатизация и программное обеспечение производства и его управления; г) модернизация предприятий промышленности. В процессе структурной перестройки промышленности необходимо исходить из того, что к числу приоритетных отраслей промышленности относятся: освоение и расширение производств V и VI технологических укладов прежде всего в электронике, точном машиностроении, приборостроении; информационные технологии; микроэлектроника и оборудование для ее производства; приборостроение; техника для быта и здравоохранения; высокоточная техника и оборонные технологии.

Вед. место пром-ти в экон. страны опред. тем, что эта отрасль играет основополог роль в повышении конкур. способн. нац. экон., обеспечивает устойчивое функциониров др.отр. народно-хозяйственного комплекса, удовлетворен потребностей населен в товарах, формирует экспортный потенциал страны, ее экон. безопасность и обороноспособность. В частности: а)развитие отр.пром-ти таких, как электроэнергетика, машиностроение и химическая пром-ть явл. основой для ускорения НТП по всей нац. экон.;б) пром. -явл. «поставщиком» новой техники и технологий, обеспеч. расширенное воспроизводство и экон. развитие всех субъектов хозяйствования страны;в)от развит.всей пром., и в особенности легкой и пищевой, зависит обеспеч. населения страны товарами народного потребления. Экон. эффект-ть пром. во многом опр.соответствием отр.структуры пром-ти потребностям общества в произ.этой отраслью товарах и услугах. Отр.стр-ра пром.-это состав отраслей, количественные соотношения между ними, основанные на взаимных производ.связях. Воспроизводственнная стр.-это стр.,кот.,с одной стороны,хар-ся объектами и соотношением средств их воспроизводства, с др.,пропорциями типов воспроизводства. Технологическая стр.-хар-ся соотношением использ.технологий по их возврасту (более 20лет;10-20;5-10; до 5лет), а также по новизне.Территориальная (региональная)стр.обусловлена размещением предпр-ий на территории страны. Хар-ся опред. Уровнем производительных сил, занятости населения, запасами прир.ресурсов по отдельным регионам. Инфраструктура пром. вкл. в себя предприятия, обслуж-щие пром.производство(автом. железн. дороги, энерго-и газоснабжение, связь, кредитные и финансовые учреждения

Инновации: понятие, классификация и жизненный цикл. Экономическая оценка инновационной деятельности организации (предприятия). Научно-технологический потенциал организации (предприятия): понятие, показатели и методы их расчета.

Инновации- это создаваемые и осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера.

Классификация:

1.по степени новизны: -мировой новизны, не имеющих аналогов; локальной новизны-В масштабах страны, отрасли, предприятия, не применявшиеся ранее в данной стране, отрасли, на предприятии.

2.по объекту применения: -продуктовые(ориентированы на производство и использование новых продуктов или услуг, новых материалов и т.д.); -технологические(означают создание и применение новых технологий в различных отраслях производства и областях человеческой деятельности);-процессные(инновации ориентированы на создание и функционирование новых организационных структур)-комплексные(сочетание различных инноваций).

3.по степени значимости:- пионерные или базисные инновации; принципиально новые инновации; улучшающие инновации; простые или кодификационные инновации.

4.по масштабам распостранения:-транснациональные;-межотраслевые;-региональные;-отраслевые;-в рамках п/п.

5.по причинам возникновения: стратегические; -адаптивные;

6.по эффективности реализации:-экономическую;-социальную;-экологическую;-интегральную эффективность.

Структура инновационного цикла: фундаментальные исследования; прикладные исследования; маркетинговые исследования; разработка(технические, технологические); проектирование; освоение; промышленное производство; реализация.

4 стации инновационного цикла: исследование, разработка, производство, реализация.

Инновационная деятельность -вид деятельность, связанный с трансформацией идей в технологически новые производства или усовершенствованные продукты или услуги с целью внедрения их на рынок, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства услуг, использованные в практической деятельности.

ИД предприятия выступает как способ удовлетворения взаимосвязанных экономических интересов производства и покупателя, который осуществляется путём использования и коммерциализации результатов научных исследований и разработок для качественного и непрерывного обновления технической и технологической базы производства, организации труда, производства и управления с целью освоения и выпуска новой конкурентоспособной продукции, получившей признание на внутреннем и мировых рынках товаров.

ИД включает: 1- получение новых знаний (открытие новых закономерностей, явлений и свойств материального мира, изобретений, научные и технические рекомендации); 2 – использование научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения новой продукции, технических средств, технологий, материалов, новых методов организации и управления производством. 3- коммерческая реализация новых продуктов, которая удовлетворяет потребности рынка в новшествах и обеспечивает экономический доход, социальный, экономический или новый эффект. Главными источниками доходов предприятий являются не только реализация новой научно-технической продукции, но прежде всего – широкая продажа права использования производственных объектов интеллектуальной собственности.

Этапы инновац. деятельности: идея - НИР- ОКР- Опытное произ-во- Освоение- Производство- Рынок.

ИД позволяет повышать КС продукции и за счёт неценовых факторов, т.к. новые изделия с улучшенными технико-экономическими параметрами привлекают потребителей.

ИД позволяет реализовывать стратегию развития предприятия, обеспечивать получение запланированной прибыль.

Ещё одна важнейшая характеристика черта ИД- взаимосвязь уровня новизны продукции и эффективности использования ресурсов.

Научно- технологический потенциал- совокупность имеющихся материально-технических, кадровых, информационных ресурсов , обеспечивающих разработку и освоение в производстве технических средств, новой продукции, новых форм и методов организации производства и труда направленных на повышение эффективности работы предприятия.

Показатели: -Затраты на исследования и разработки в % , -Численность персонала; -коэффициент изобретательской активности; -Доля наукоёмкой продукции в общем объёме промышленного производства; -Доля новой промышленной. продукции в общем объёме продаж; -Число созданных передовых, произв. технологий ; -Доля готовой продукции в структуре экспорта; -Среднегодовой объём выручки от продаж лицензий; -Уровень производительности труда; -Уровень механизации, автоматизации, компьютеризации производства.; -Социально-экономический эффект.

Количественные и качественные показатели научно-технического потенциала организации:

• материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами и проч.;

• кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР;

• научно-теоретические, характеризующие результаты поисковых и фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии;

• информационные, характеризующие состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной периодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации;

• организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками;

• инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.;

• рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок и проч.;

• экономические, характеризующие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности;

Содержание и характерные черты менеджмента.

Содержание менеджмента.

Менеджмент можно рассматривать как науку, практику и искусство:

Как наука управления – возникла на базе практической деятельности по управлению организациями и имеет свой предмет изучения, принципы, функции, методы, свои специфические проблемы и подходы к их решению;

Как практика управления – эмпирические навыки предыдущих поколений менеджеров и опыт, приобретенный в результате управленческой деятельности;

Как искусство управления – сфера деятельности, требующая высокой степени умения и мастерства.

Менеджмент можно рассматривать как функцию и как институт:

Как функция в самом широком смысле охватывает все задачи в следующих сферах управления фирмой: планирование, организация, управление, контроль;

Как институт управления охватывает всех должностных лиц предприятия, имеющих право принимать решения и давать распоряжения

Менеджмент включает три уровня управления: высший (президенты, ген.директора, управляющие); средний (директора филиалов, начальники цехов, отделов); низовой (начальники участков, прорабы, бригадиры, мастера)

Характерные черты менеджмента

Характерные для управления черты включают экономический, социально-психологический, правовой, организационно-технический аспекты.

Экономический аспект - координация материальных и трудовых ресурсов

Социально - психологический аспект характеризует деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы.

Правовой аспект отражает структуру государственных, политических и экономических институтов.

Организационно - технический аспект включает оценку ситуации ,отбор целей и задач, упорядочение ресурсов, рациональное проектирование, мотивацию и вознаграждение и т.д.

Содержание функции организации. Развитие функции организации при стратегическом подходе к управлению.

Содержание функции организации

Функция организации — важная функция управления, заключающаяся в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы.

Пути реализации функции управления: административно-организационное управление и оперативное управление.

Административно-организационное управление предполагает:

♦ определение структуры фирмы;

♦ установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями;

♦ предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.

Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом путем периодического сравнения фактических и плановых показателей, с внесением (при необходимости) корректировки. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Организационная структура фирмы и ее управление постоянно изменяются и совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями.

Развитие функции организации при стратегическом подходе к управлению

Развитие функции организации при стратегическом подходе к управлению направлено на использование инжинирингового подхода при формировании организационной структуры и создание организационной культуры, в наибольшей степени, способствующей проведению необходимых стратегических изменений.

Непосредственное влияние на выбор конкретной организационной структуры оказывают внутренние переменные, характеристики предприятия, и факторы внешней среды:

♦ цели и стратегии предприятия;

♦ размер предприятия и степень диверсификации его деятельности;

♦ география размещения подразделений предприятия;

♦ технология производственной деятельности и управления;

♦ динамика основных характеристик и факторов внешней среды;

♦ внутренний рабочий климат предприятия.

Организационная структура устанавливает границы взаимосвязи подразделений, способствующие реализации стратегии, а также определяет оптимальное соотношение обязанностей, прав и ответственности персонала.

Инжиниринговый подход к формированию организационной структуры. Содержательная часть разработки организационной структуры для реализации стратегического плана, непосредственно влияющая на уровень затрат ресурсов при достижении желаемого результата, определяется путем проектирования работы в рамках реализации конкретных бизнес-процессов на предприятии. Проектирование конкретной работы осуществляется на основе анализа необходимых технических факторов, а также возможностей и квалификационных факторов персонала. Результатом проектирования является перечень необходимых рабочих мест и содержание работ персонала на каждом рабочем месте (включая квалификационные требования к персоналу), обеспечивающих реализацию соответствующего бизнес-процесса.

Содержание и формы управленческого контроля.

Управленческий контроль реализует учет, контроль и анализ достигнутых показателей деятельности предприятия для обеспечения своевременного принятия корректирующих воздействий, обеспечивающих достижение его целей.

Управленческий контроль как функция управления является одним из главных инструментов принятия управленческих решений, обеспечивающих успешное функционирование предприятия и достижение его целей в долгосрочной перспективе и текущей деятельности.

Основные задачи управленческого контроля:

1) сбор, обработка и анализ фактических результатов деятельности всех подразделений предприятия, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и причин этих отклонений;

2) анализ причин отклонения текущей деятельности от запланированного поведения предприятия и выявление возможных негативных тенденций их развития для принятия необходимых действий, препятствующих развитию кризиса в деятельности предприятия;

3) разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей (предприятия, и принятие конкретных управленческих решений, обеспечивающих их реализацию;

4) создание системы отчетности на предприятии, сбор и анализ данных этой отчетности по результатам хозяйственной деятельности предприятия в целом и каждого отдельного подразделения.

В практике внутрифирменного управления широко используются две формы управленческого контроля: финансовый контроль (общий управленческий контроль) и оперативный (административный) контроль.

Финансовый контроль использует в качестве информационной базы систему финансового учета и отчетности, действующую на предприятии.

Оперативный (административный) контроль в большей мере ориентирован на обеспечение децентрализованного управления предприятием.

Управленческий контроль служит средством централизации управления и контроля выполнения планов предприятия и его подразделений высшим руководством предприятия. Одновременно он обеспечивает реализацию децентрализованного контроля производственно-сбытовой деятельности структурных подразделений соответствующими руководителями всех уровней управления и позволяет достигать оптимального соотношения централизации и децентрализации контроля и управления деятельностью предприятия в целом.

Содержание инновационной деятельности и сущность инновационного менеджмента на предприятии.

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования.

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

• проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению образцов новой продукции;

• подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

• разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

• проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники;

• разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений;

• исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

• подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

• проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

• организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций.

Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Инновационный менеджмент можно представить как процесс управления созданием новых знаний, творческим потенциалом создателей новых знаний, внедрением новшеств, социальными и психологическими аспектами нововведений.

Данный процесс можно рассматривать в трех аспектах: как науку управления инновациями; как вид деятельности с принятием соответствующих управленческих решений; как аппарат управления инновациями.

Цель – определение основных направлений научно – технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции; модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Процесс реализации функций инновационного менеджмента

1.Формирование инновационных целей;2.Планирование инноваций

Организация инноваций связана с определением научно-производственной структуры предприятия, структуры управления инновациями, формы их организации.

Задачи и организационная структура инструментального хозяйства. Планирование потребности в инструменте.

Основными задачами инструментального хозяйства являются:

1. Своевременное обеспечение всеми видами инструмента и оснастки.

2. Правильная эксплуатация инструмента и оснастки в ходе производственного процесса.

3. Снижение затрат на приобретение и изготовление оснастки и инструмента.

Состав инструментального хозяйства определяется характером и типом основного производства, размерами предприятия. В связи с этим структура инструментального хозяйства может быть как цеховой, так и безцеховой.

Наиболее характерным для инструментального хозяйства маши-ностроительного предприятия является следующий состав: Инструментальный отдел. Инструментальный цех. Инструментальная группа при отделе материально-технического снабжения. Центральный инструментальный склад (ЦИС). Цеховые инструментально-раздаточные кладовые (ИРК). Количество инструмента, которое необходимо изготовить на заводе или приобрести на стороне в плановом порядке определяется исходя из норм расхода инструмента и изменения оборотного фонда, с учетом фактического остатка инструмента на ЦИС. Под оборотным фондом понимается количество инструмента, которое необходимо иметь в эксплуатации и в запасе для обеспечения бесперебойного хода производства. Величина потребности предприятия в инструменте на планируемый период в штуках определяется по формуле:А = Rc +Fo -Fн ,где Rc – суммарный расход инструмента на планируемый период;Fo – нормативный оборотный фонд инструмента;Fн – фактический оборотный фонд инструмента на начало планового периода.Норма износа Tи определяется по формуле:Tи =[(Z/ L)+1)]tст(1-ηи), где Z – величина рабочей части инструмента, стачиваемой при переточке, мм;L – величина слоя, снимаемая с рабочей части при каждой переточке, мм;tст – стойкость инструмента (время машинной работы инструмента между двумя переточками), час;ηи – коэффициент преждевременного выхода инструмента из строя.Определение расхода инструмента может быть основано на нормах его расхода.Норма расхода – это количество инструмента, необходимого для выполнения определенного объема работ. Помимо определения расхода инструмента для определения потребности в нем необходим также расчет нормативной и фактической величины его запаса, который называют оборотным запасом. В общем виде оборотный запас (R) складывается из запаса на рабочих местах (Rрм), в заточке, ремонте или проверке (Rз,р); в инструментально-раздаточных кладовых (Rирк); на центральном складе (ЦИС) (Rцис), т.е. R= Rрм+ Rз,р+ Rирк+ Rцис. При периодическом снабжении инструментом рабочих мест число режущего инструмента (в шт.) на рабочих местах составляет Rрм = (Тп/Тс)mn+nφ где Тп – периодичность подачи инструмента на рабочие места, час;Тс – периодичность съема инструмента со станка, час;m – число инструмента, одновременно применяемого на одном рабочем месте, шт.;n – число рабочих мест, одновременно применяющих данный инст-румент;φ – страховой запас инструмента на рабочем месте, шт.Резервные (страховые) запасы (Rстр) создаются на случай повышенного расхода или несвоевременного получения инструмента. Переходящие (расходные) запасы (Rпер) изменяются от максимума до нуля. Максимальный переходящий запас равен размеру партии поставки инструмента.Тп – период времени между двумя очередными поставками инструмента в ИРК или ЦИС;Т3 – период времени выполнения заказа.Заказ очередной партии инструмента осуществляется при достижении запаса определенного уровня, так называемой точки заказа Rзак, который учитывает время выполнения заказа.Rзак=Rmin+tзакPс где tзак – время выполнения заказа, сутки;Рс – среднесуточный расход инструмента, шт.Rперmax=tп.п Pс tп.п – период поставки инструмента, сутки.

88.Понятие, задачи и структура ремонтного обслуживания производства. Система планово-предупредительного ремонта (ППР) оборудования.

Ремонтом называется комплекс операций по восстановл исправности,работоспособ или ресурса оборудов или его составн частей. Исправление неполадок и неисправностей в работе оборудования. Востановление его нормального состояния, пригодного для работы.

Задачи:

1.сохранение оборудов в рабочем,технич исправном состоянии.

2.сокращение времени и затрат на обслуж и все виды ремонтов.

Система ППР представ собой совокупнорганиз и тезничмереприятий по уходу,надзору,обслуж и ремонту оборудов,проводимпрофилактич по заранее составл плану с целью предотвращпреждевременн износа и т.д. Система ППР предусм проведение след работ:1.межремонтное обслуживание.2.осмотры состояния оборудования и т.д.3.плановые ремонты(текущий,средний и капитальный). Важнейшими норматив ППР явл:1.длит межремонтного цикла.2.структура межремонтного цикла.3.длительность межремонтного и межосмотрового периодов.4.категория сложности ремонтов.5.нормативы трудоемкости.

Организация энергетического хозяйства на предприятии. Планирование потребности предприятия в энергоресурсах.

Задачи:1.бесперебойное обеспечение пред-ии всеми видами энергии.2.достижение максим экономии использования всех видов энергии.3.поддержание энергетических коммуникаций и сетей в надлежащем порядке.4.постоянный дефференцированный учет всех видов энергии во всех подразделениях предприятия. Общий расход энергии по предприятию условно делится на 2 части –переменную Эпер, и постоянную Эпост, не зависящую от объемов выпуска продукции. Переменную часть составляет расход энергии на выполнение основных технологич операций.

Эдв = Р уст* Fэф* Kод* Kз /K1 *K2,где

1.Установ мощность, 2.эффектив фонд работы оборуд,3.коэффиц одовременн работы оборудов(0,6-0,7),4.коэфф загрузки оборуд(0,8-0,96),5.коэфф учит потери в сети(0,96),6.коэфф полез действ(0,85-0,9)

Постоянную часть составл расход на освещение,привод вентиляционных устройств,отопления и др. определ по норматив освещаем,отопления и т.д.

При определении потребности в энергоносит важно иметь реальную возможность учета расхода всех видов энергии для чего след использовать современные электронные приборы учета энергии(воды,тепла)в противном случае планирование потребности не имеет смысла.

92.Задачи и содержание технической подготовки производства. Структура подразделений технической подготовки.

Основная задача тех контроля-предотвращение выпуска бракованной продукции. Форма и методы контроля достаточно разнообразны. Выбор конкретной формы или метода зависит от конкретных условий производ-ва. Технич контроль различают по видам:1.по объему контроля-контроль качества продукции и тех процесса.2.по стадиям жизненного цикла изделия.3.по этапам производств процесса-входной,операционный,приемочный.4.по полноте охвата-сплошной,выборочный.5.по связи с объктом контроля во времени-летучий,непрерывный,периодический.6.по характеру воздействия на объект контроля-разрушающий,неразрушающий.7.по способу использования ср-в контроля-измерительный,регистрирующий,по контрольному образцу,визуальный,технич осмотр. Организацией работ по техническому контролю на предприятии занимается служба технического контроля,подчиненная непосредственно руководителю предприятия. Структура ОТК включает:

Начальник ОТК:

-общезаводские подразделения входного хозяйства

-техническое бюро

-зам начальника ОТК(цеховое бюро тех контроля;контролеры по видам работ)

-группа инспекционного контроля

-лаборатория испытания

93.Организация конструкторской подготовки производства. Сущность и значение конструкторской стандартизации и унификацию.

Организация проектирования и производства в значительной степени зависит от сложности создаваемой техники.

Разработка нового изделия производится в большинстве случаев научно-исследовательским институтом (НИИ), который специализируется в той или иной области. Разработчиками новых изделий могут также являться опытно-конструкторские бюро (ОКБ) или специальные конструкторские бюро (СКБ) предприятий. В роли заказчика выступают организации и предприятия, которые покупают и эксплуатируют изделия и имеют для этого финансовые возможности. Технические, юридические и финансовые отношения между разработчиком и заказчиком регламентируются договорными отношениями и законодательством государства.

Процесс разработки новых изделий осуществляется в несколько стадий – это структурное, функциональное, схемотехнические и конструкторское проектирование.

При структурном проектировании на основании технического задания (ТЗ) разрабатывается структурная схема, определяющая структурные основные части изделия (устройства, блоки, их взаимоотношения взаимосвязи). При функциональном проектировании разрабатываются подробные функциональные схемы устройств, агрегатов, блоков. При схемотехническом проектировании разрабатываются принципиальные схемы устройств. При конструкторском проектировании выбирается структура пространственных, энергетических взаимосвязей частей конструкции, определяются материалы, комплектующие изделия и т. д.

Техническое задание является основным документом ОКР. Оно составляется исполнителем, на основании требований предъявляемых к изделию заказчиком и устанавливает основное назначение, показатели качества изделия, технические, экономические и другие специальные требования, предъявляемых к разрабатываемому изделию, объемам, срокам и стадиям разработки, комплектности и составу технической документации, порядку испытаний, вводу в эксплуатацию, объем финансирования, гарантийные обязательства и т.д.

При разработке сложного изделия на основании общего технического задания составляются частные технические задания на отдельные составные части (устройства, блоки, узлы), разработка которых может осуществляться различными субподрядными организациями, подразделениями и службами. Объем производственных и экономических требований в частном техническом задании меньше, однако технические требования, которые являются частью технического задания, излагаются более подробно и содержат дополнительные данные.

В процессе выполнения ОКР проводятся все конструкторские и технические расчеты, а также необходимые экспериментальные исследования. ОКР заканчивается разработкой полного комплекта конструкторской и технологической документации на изделие и предъявлением заказчику опытного образца или опытной партии изделия, выполненного по этой документации.

94.Сущность технологической подготовки. Технологическая стандартизация и ее эффективность.

Технологич подготовка-это совокупность работ, определяющих последоват выполнения произв процесса нового или модернизир изделия наиболее рациональными способами с учетом конкретных условий произв-ва данного предприятия. Технологическая подготовка производства охватывает работы по следующим направлениям:

-отработка конструкций на технологичность,

-проектирование технологических процессов,

-проектирование и изготовление техн оснастки,

-освоение технологич процессов.

Важную роль в ускорении техн подготовки пр-ва,сокращение затрат и цикла создания и освоения новой продукции должна сыграть реализация мер эконом программ.

Стандартизация-это установление обязательных требований к изделиям,методам,терминам.

Задачами тех подготовки произ-ва являются:-проектирование прогресивной технологии и прогрессивного оснащения,-обеспечение высокого качества изготовления изделий и создание условий для соблюдения принципов рациональной организ производственных процессов,-улучшение использования оборудования и производственных площадей,-рост производительн

Наши рекомендации