Корпорация и среда ее функционирования /1/.
Рисунок 1.2.
Корпорация – открытая социально-экономическая система /1/
Оcнoвнoй экoнoмичecкoй пpичинoй вoзникнoвeния пpoблeмы кopпopaтивнoгo yпpaвлeния являeтcя oтдeлeниe влaдeния oт нeпocpeдcтвeннoгo yпpaвлeния coбcтвeннocтью. В peзyльтaтe тaкoгo oтдeлeния нeизбeжнo вoзpacтaeт poль нaeмныx мeнeджepoв, ocyщecтвляющиx нeпocpeдcтвeннoe yпpaвлeниe дeятeльнocтью акционерного общества (эмитeнтa). Вcлeдcтвиe oтдeлeния влaдeния oт нeпocpeдcтвeннoгo yпpaвлeния coбcтвeннocтью вoзникaют paзличныe гpyппы yчacтникoв oтнoшeний, cклaдывaющиxcя в cвязи c тaким yпpaвлeниeм. Кaждaя из таких групп участников пpecлeдyeт cвoи coбcтвeнныe интepecы.
Деятельность корпорации не возможна без эффективной управленческой деятельности. Есть достаточно много общего между некорпоративным управлением и управлением корпорацией. Вместе с тем, понятие корпоративный менеджмент шире. Корпоративное управление предусматривает не только организацию ведения бизнеса, но также формирование системы взаимодействия между множеством лиц и организаций по самым разным аспектам функционирования корпорации. Важнейшим элементом такой системы является, прежде всего взаимодействие между собственниками (акционерами) компании и теми, кто ею управляет, т.е. менеджерами. Следовательно, ключевая проблема корпоративного управления связана с обособлением прав собственности от прав управления в условиях распыленных прав собственности между множеством акционеров. Отличительные особенности корпоративного и некорпоративного управления приведены в таблице 1.5.
Таблица 1.5.
Отличительные особенности корпоративного и
некорпоративного управления /2/
Корпоративное управление | Некорпоративное управление |
Разделение прав собственности и полномочий управления | Объединены функции собственности и управления |
Формирование нового самостоятельного субъекта корпоративных отношений – наемных управляющих | Управление осуществляется самими собственниками |
Вместе с функцией управления собственники теряют связь с бизнесом | Собственники связаны между собой отношениями по вопросам управления |
Отношения между собственниками отсутствуют и заменены на отношения собственников и корпорации | |
В федеральном законодательстве США ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов выделена как отличительная черта корпорации (инвесторы не несут личной имущественной ответственности по обязательствам корпорации, в которую они инвестируют/ вкладывают свои средства. Максимальные потери акционеров – инвесторов – это невозврат вложенных средств |
Таким образом, корпоративный менеджмент– это совокупность организационных и методических решений, обеспечивающих достижение двух целей:
1. увеличение капитализации корпорации (стоимости бизнеса за счет увеличения котировки акций и/или дополнительной эмиссии), в том числе при поглощении или присоединении;
2. обеспечение баланса интересов собственников/ инвесторов корпорации, ее менеджмента и других финансово-заинтересованных сторон (местных и государственных органов управления и пр.).
Принципиальная схема корпоративного управления представлена на рисунке 1.3.
Кроме участников корпоративных отношений, указанных на рисунке 1.3., к последним относятся также рядовые служащие корпорации, кредиторы и государственные органы управления. Функции и интересы различных участников корпоративных отношений приведены в таблице 1.6.
Если в открытом акционерном обществе (ОАО), номинально признанном корпорацией, управление осуществляется не наемными управляющими, а собственниками, то, по сути, отсутствует предмет корпоративных отношений, т.е. ОАО в этом случае не является корпорацией.
Подводя итог, можно дать следующее определение корпоративного управления (менеджмента): профессионально осуществляемое руководство деятельностью корпорации в рыночных условиях, направленное на достижение целей деятельности и получение прибыли путем рационального использования ресурсов.
Рисунок 1.3.
Принципиальная схема корпоративного управления /2/
Таблица 1.6.
Функции и интересы различных участников корпоративных отношений /3/
№ п/п | Группа участников корпоративных отношений | Функции | Интересы |
1. | Акционеры | Являются инвесторами корпорации. | Заинтересованы в получении дивидендов и высоком курсе акций в случае их продажи |
2. | Наемные менеджеры | Осуществляют все функции управления корпорацией | Заинтересованы в устойчивости компании и своего положения в ней |
3. | Служащие компании | Непосредственно осуществляют всю производственно-хозяйственную деятельность в компании | Заинтересованы в устойчивости компании и своего положения в ней |
4. | Государственные органы управления | Формируют нормативно-правовую базу корпоративных отношений | Заинтересованы в устойчивости компаний, их способности уплачивать налоги и создавать рабочие места |
5. | Кредиторы | Участвуют в финансировании производственно-хозяйственной и иной деятельности компаний | Заинтересованы в устойчивости компаний, их способности возврата полученных средств и процентов, предусмотренных договорами |
Различают:
· внутрифирменный корпоративный менеджмент;
· управление компанией как субъектом рынка.
Эти два аспекта в управлении корпорацией жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней сред компании (рисунок 1.4.). Внутренняя среда компании является по существу реакцией на внешнюю среду.
Корпоративный менеджмент включает три основных аспекта:
· «кто» управляет «кем» (институциональный аспект);
· «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
· «чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).
В деятельности любой компании следует выделять цели и ограничения, такое выделение позволяет решать следующие основные задачи:
· сопоставлять существующее состояние с желаемым (целевым) («где мы?» и «куда идем?»);
· определять руководящие требования к действиям («что надо сделать?»);
· выполнять оценку и определять критерии принятия решений («какой путь лучший?»);
· выбирать инструменты контроля («куда мы в действительности пришли?» и «что из этого следует?»).
Рисунок 1.4.
Основные информационные и материальные потоки во внешней и внутренней сферах корпорации /1/
В таблице 1.7. приведены основные категории корпоративного менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия управления компанией.
Таблица 1.7.
Состав основных категорий корпоративного менеджмента /1/
Объект | Определение |
Объекты | Компания. Сознательно координируемое сообщество людей. Функциональные области деятельности в компании или ее хозяйственных звеньев (рисунок 1.5.). |
Субъекты | Руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в компании и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности, в том числе: · руководители компании; · руководители структурных звеньев; · организаторы определенных видов работ (администраторы). |
Иерархичес-кие уровни | Высший, средний и нижний (рисунок 1.6.). |
Функции | Определяют устойчивый состав специфических видов деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Различают общие (формирование целей, планирование, организация и контроль) технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента. |
Виды корпоративного менеджмента (по признаку объекта) | Общий или генеральный менеджмент – управление деятельностью компании в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев. Функциональный или специальный менеджмент – управление определенными сферами деятельности компании или ее хозяйственных звеньев (управление инновационной деятельностью, управление персоналом, маркетингом, финансами и т.п. |
Виды корпоративного менеджмента (по признаку содержания) | Нормативный менеджмент, предусматривает разработку и реализацию философии компании, ее предпринимательской политики, определение позиции компании в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений. Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха компании и обеспечение стратегического контроля их реализации. Оперативный менеджмент предусматривает технических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития компании. |
Методы | Система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития компании. |
Принципы | Общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие компании. |
Рисунок 1.5.
Объекты корпоративного менеджмента /1/
Рисунок 1.6.
Иерархические уровни корпоративного менеджмента /1/