Единый тарифно квалицикационный справочник
ЕДИНЫЙ ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ (ЕТКС) — нормативный документ, предназначенный для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, а также для составления программ по подготовке и повышению квалификации рабочих в системе профессионально-технического образования и непосредственно на производстве.
ЕТКС содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, сгруппированные в разделы по производствам и видам работ. Разделы по родственным производствам и видам работ (по признаку отраслевой принадлежности) объединены в отдельные выпуски с присвоением им соответствующих номеров.
ЕТКС обязателен для применения во всех отраслях экономики, где имеются работы, предусмотренные тем или иным выпуском (разделом) Справочника независимо от ведомственной подчиненности организаций (предприятий).
Каждый выпуск ЕТКС содержит:
-введение, в котором указывается, какие производства и виды работ охватываются тем или иным выпуском ЕТКС, какой научно-исследовательской организацией он разработан, др. сведения общего характера;
-тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих по разрядам;
-алфавитный указатель профессий рабочих и перечень измененных наименований профессий с указанием их наименований по ранее действовавшим ТКС.
В Общих положениях ЕТКС изложены:
-указания о назначении и обязательности применения ЕТКС в организациях (на предприятиях) всех отраслей народного хозяйства;
-указания о круге работников, которые не тарифицируются по ЕТКС (их права и -обязанности регламентируются уставами и специальными Положениями);
-сведения о структуре ЕТКС и принципах построения тарифно-квалификационных -характеристик профессий рабочих по разрядам;
-требования, предъявляемые ко всем рабочим, — знание технологических и рабочих -
-особые требования, предъявляемые к рабочим отдельных видов производств (связанные с железнодорожным и водным транспортом, с производством взрывных работ, хранением и применением взрывчатых веществ, ядовитых веществ и т. п.);
-требования к рабочим более высоких разрядов — уметь выполнять работы, -
-порядок тарификации работ;
Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих по разрядам включают 3 раздела: "Характеристика работ", "Должен знать", "Примеры работ".
"Характеристика работ". Приводится описание наиболее типичных для данной профессии и данного разряда работ, которые рабочий должен уметь выполнять, и применяемых при этом орудий и предметов труда с краткими техническими и технологическими характеристиками; указываются широта комплекса выполняемых операций (работ) и степень самостоятельности рабочего при их выполнении, а также при наладке, регулировке оборудования, аппаратов, установок, выборе и установлении режимов выполнения работ."Должен знать". Излагаются основные требования к квалификации рабочего, необходимой для качественного выполнения работ, т. е. знание свойств предмета труда, технологических и конструктивных особенностей орудий труда, последовательности и стадий ведения технологического процесса, технической и технологической документации."Примеры работ". Содержит перечень работ, наиболее типичных для данной профессии и данного тарифного разряда, по аналогии с которыми может быть определен разряд др. работ.
Алфавитный указатель содержит:
-наименования профессий рабочих, указанных в соответствующем выпуске ЕТКС;
-диапазон разрядов по каждой профессии;
-номера страниц, на которых описаны профессии.
Категории персонала предприятия отрасли
Категория персонала - это классификация работающих по найму, исходя из выполняемых ими функций.
В ресторане
Категория первая: администрация ресторана. Это управляющий рестораном, бухгалтерия, кадровая, маркетинговая, рекламная службы, служба персонала, служба логистики и т.д. То есть это люди, которые обеспечивают финансово-административное управление рестораном.
Категория вторая: специалисты кухни. Шеф-повар, повара, кондитеры. Другими словами, это люди, обеспечивающие ассортимент и качество блюд в ресторане.
Категория третья: обслуживающий персонал в зале - официанты и менеджеры зала, то есть это люди, обеспечивающие непосредственный контакт с посетителями ресторана.
Категория четвертая: это подсобные службы - уборка, доставка продуктов, мытье посуды и подсобные работы на кухне. Это люди, обеспечивающие необходимые условия для работы всех других категорий.
В гостинице:
Управляющий(генеральный менеджер)-руководитель гостиничного комплекса, осуществляет руководство работы всех служб.
Служба приема и размещения (Основными функциями отдела приема и размещения являются регистрация приезжающих гостей, распределение номеров, поселение и выписка клиентов и оказание им многочисленных дополнительных услуг)-портье,гардеробщики,консъержи,ресепшионисты,посыльные.
Служба общественного питания(Функции службы общественного питания состоят в обслуживании гостей в ресторанах, барах, кафе, а также в организации и обслуживании банкетов, презентаций и т.д)-метрдотель,хостесс,официанты,повара,бармены и т.д.
Коммерческая служба(занимается вопросами оперативного и стратегического планирования, анализирует результаты хозяйственной и финансовой деятелньости)-коммерческий директор, служба маркетинга, бухгалетры.
Служба безопасности (выполняет функции поддержания порядка и безопасности в гостиничном комплексе)охрана и т.д. может также привлекаться сторонняя организация.
Служба дополнительных и сопутствующих услуг(арендованный транспорт, экскурсионное бюро, оргтехника и пр.)-секретари, переводчики и пр.
Вспомогательные службы-прачечная, уборка помещений, склад и пр.-горничные, и пр.
Дополнительный службы- оказывают платные услуги. Бассейн, баня, сауна, солярий и пр.
Персонал (трудовые ресурсы) предприятия -- это совокупность постоянных работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку и опыт практической работы (деятельности).
Персонал предприятия классифицируется по таким признакам:
1. по участию в производственной деятельности -- персонал, занятый в основной деятельности (производственный персонал), и персонал, занятый в неосновной деятельности (непроизводственный персонал);
2. по характеру выполняемых функций - руководители, специалисты, служащие, рабочие.
Персонал, занятый основной деятельностью (производственный персонал) -- совокупность работников основных, вспомогательных и обслуживающих производств, научно-исследовательских подразделений и заводоуправлений, то есть все работники, занятые в сфере производства или его обслуживания.
Персонал неосновной деятельности (непроизводственный персонал) -- работники организационных образований, непосредственно не связанных с производством, -- работники жилищно-коммунального хозяйства, детских дошкольных и медицинских учреждений, дворцов и домов культуры, учебных центров и других учреждений социального назначения.
Руководители -- работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений, с заместителями руководителей и главными специалистами включительно.
Специалисты -- работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и прочие работы, в частности, инженеры, экономисты, нормировщики, юрисконсульты, социологи, менеджеры по разным видам деятельности.
Служащие -- работники, осуществляющие подготовку и оформление управленческой документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, то есть выполняющие сугубо техническую работу (делопроизводители, учетчики, архивариусы, чертежники, стенографисты, офис-леди и т. п.).
Рабочие -- работники, непосредственно создающие материальные ценности или предоставляющие разнообразные услуги.