Контроллинг в системе внутрифирменного управления организацией
Цель занятия – всестороннее рассмотрение контроллинга в теории и практике современного менеджмента.
Вопросы к теме:
1. Становление и этапы формирования контроллинга. Тенденции развития контроллинга в современных условиях хозяйствования.
2. Структура и основные концепции контроллинга. Функции контроллинга.
3. Место контроллинга в системе управления организацией. Взаимосвязь контроллинга с другими видами и функциями управления. Отличительные особенности контроллинга.
4. Преимущества и недостатки контроллинга.
Изучив данную тему, студент должен
знать:
• Тенденции развития контроллинга в современных условиях хозяйствования.
• структуру и и основные концепции контроллинга;
• требования, предъявляемые к информации в системе управленческого учета;
• Функции контроллинга.
уметь:
• формулировать определение контроллинга;
• анализировать, для каких целей и каким образом используется информация, подготовленная контроллингом;
иметь представление:
Преимущества и недостатки контроллинга.
При освоении темы необходимо:
• изучить материал по данной теме из учебного пособия;
• акцентировать внимание на содержании следующих понятий и терминов контроллинга: понятие контроллинга, его виды, задачи контроллинга; объекты контроллинга; методы контроллинга.
Практическая работа № 3
Затраты как основной объект контроллинга
Цель занятия – сформировать навыки, связанные с определением типа затрат и разделением затрат на постоянную и переменную часть.
Вопросы к теме:
1.Расчет коэффициентов реагирования затрат. Определение типа затрат. Принятие управленческого решения по выделенным типам затрат.
2.Разделение смешанных затрат на постоянные и переменные методом . Составление уравнения совокупных затрат. Построение графика, отражающего поведение совокупных затрат при изменении объема производства.
Изучив данную тему, студент должен
знать:
• сущность калькулирования, его виды и задачи;
• принципы организации калькулирования на предприятии;
• понятие калькуляционной единицы;
• методы учета затрат и калькулирования продукции;
уметь:
строить и анализировать график, отражающего поведение совокупных затрат при изменении объема производства.
• различать виды себестоимости;
• анализировать методы учета затрат;
иметь представление:
• о признаках калькулируемых единиц;
• о группировке калькулируемых единиц.
При освоении темы необходимо:
• изучить материал по данной теме из учебного пособия;
• акцентировать внимание на содержании следующих понятий и терминов контроллинга: понятие калькуляции, плановая калькуляция; сметная калькуляция; фактическая калькуляция; объект калькулирования; понятие себестоимости; цеховая себестоимость, производственная себестоимость, полная себестоимость; калькуляционная единица; метод учета затрат.
Практическая работа № 4
Динамика затрат предприятия
Общие положения
При принятии решений в области политики цен, роста или снижения объема производства, обновления продукции, формирования наиболее рациональной производственной программы для получения максимальной прибыли руководству предприятия требуется информация об ожидаемых затратах и доходах, так как любое решение ориентировано на будущее.
В первую очередь необходима информация о динамике затрат в зависимости от объема производственной деятельности.
Для характеристики поведения затрат в зависимости от объема производства их подразделяют на переменные и постоянные.
Суммарные переменные затраты изменяются пропорционально объему производства. Переменные затраты на единицу продукции являются постоянной величиной.
К переменным производственным затратам относятся стоимость основных материалов, расходы на рабочую силу, расходы на технологическую энергию. К непроизводственным переменным затратам можно причислить комиссионные сборы за продажу, стоимость ГСМ.
Постоянные затраты остаются неизменными при изменении объема производства за определенный период. К ним относятся затраты на амортизацию, оплату труда административно-управленческого персонала, платежи за долгосрочную аренду, возврат кредитов и выплата процентов по ним.
Деление затрат на постоянные и переменные лежит в основе метода расчета критического объема производства и реализации продукции Q кр и понятия маржинального дохода МД (разница между ценой изделия Ц и переменными затратами на его изготовление Зпер):
МД=Ц-Зпер
Точка безубыточности (критическая «мертвая» точка) показывает объем производства, при котором выручка от реализации полностью покрывает расходы. В ней происходит разделение зон прибыльности и убыточности.
Знание постоянных (условно-постоянных) и переменных (условно-переменных) затрат, а также цены товара позволяет рассчитать в натуральном выражении объем производства, обеспечивающий безубыточную работу предприятия, Ккр:
Ккр = З у-п / ( Ц-Зу-пер) или Ккр.= З у-п / МД,
где З у-п – условно-постоянные затраты предприятия, руб.;
З у-пер.- условно-переменные затраты в цене изделия, руб.
2.2 Содержание задания
Мебельная фабрика выпускает диваны. Смета затрат по дивану «Юлия» на 201Х г. представлена в таблице 2.
Определить критическую точку для 2009 г.
Фабрика продала 65 диванов в 201Х г. Сколько прибыли она получит.
Руководитель фабрики составляет план на следующий, 201(Х+1) год, ему необходимо:
а) рассчитать количество диванов, которое фабрика должна продать, чтобы получить прибыль 95400 руб. Предполагается, что цена продажи и затраты остаются неизменными;
б) рассчитать прибыль, если фабрика увеличит объем продаж на 20%, а цена продажи одного дивана уменьшится на 500 руб.;
в) определить критическую точку, если затраты на рекламу увеличатся на 47700 руб.;
г) если переменные затраты на единицу уменьшатся на 10%, определите количество диванов, которое фабрика должна продать, чтобы получить прибыль 125000 руб.
Все варианты для 201(Х+1) г. рассматривать независимо.
Таблица 2 –Исходные данные по вариантам
Затраты | ||||||||||
Переменные затраты на единицу продукции | ||||||||||
Прямые материальные затраты; Прямые трудовые затраты; Общепроизводственные расходы; Затраты на реализацию | ||||||||||
Суммарные постоянные затраты: | ||||||||||
Общепроизводственные расходы Расходы на рекламу Административные расходы | ||||||||||
Цена продаж |
Практическая работа №5