Кафедра экономики и организации

Сельскохозяйственного производства

“Управление сельскохозяйственным производством”

КУРС ЛЕКЦИЙ

Для высших сельскохозяйственных учебных заведений

Общее количество часов: 32

Витебск 2009

Темы лекций

1. Тема: « Основы научного управления сельскохозяйственным производством».

2. Тема: « Функции управления».

3. Тема: « Структуры управления»

4. Тема: «Методы управления»

5. Тема: «Социально-психологические методы управления».

6. Тема: « Управленческие решения»

7. Тема: «Теоретические основы маркетинга».

8. Тема: «Оперативное управление и диспетчеризация».

9. Тема: «Кадры управления».

10. Тема: «Организация управленческого труда».

11. Тема: «Стиль руководства в новых условиях хозяйствования».

12. Тема: «Управленческая и деловая этика».

13. Тема: «Управление качеством, стандартизацией и сертификацией продукции на сельскохозяйственных предприятиях».

14. Тема: «Эффективность менеджмента (управления)».

15. Тема: «Управление предприятиями в АПК».

Лекция 1

Тема: « Основы научного управления сельскохозяйственным производством». 2 часа.

Цель лекции: изучить основы научного управления сельскохозяйственным производством, законы, закономерности и принципы управления.

Вопросы:

1. Сущность управления производством. Менеджмент и управление, соотношение понятий.

2. Предмет и методы науки управления, системный подход к управлению.

3. Законы и принципы управления.

4. Особенности управления сельскохозяйственным производством.

Литература. Основная.

1 Н. А. Пиличев. Управление агропромышленным производством. М.: Колос, 2001. – 296 с.

2 Л. А. Воробьев. Основы управления производством. Минск.: Ураджай, 1996. – 127 с.

3 Управление в АПК/ Ю.Б. Королев [и др.]; под ред. Ю.Б. Королева, - М.: Колос, 2006. – 376 с.

4 Управление в АПК: Практикум/ Ю.Б. Королев [и др.]; под ред. Ю.Б. Королева, - М.: Колос, 2004. – 365 с.

Дополнительная.

1 Н. И. Кабушкин. Основы менеджмента. Учебник для вузов. – Минск: БГЭУ, 1996. – 284 с.

2 И. Н. Герчикова. Менеджмент. Учебник для экономических специальностей вузов. 2-е изд. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995. – 478 с.

3 Брасс А.А. Основы менеджмента: Курс лекций / А.А. Брасс. – Минск: Акад. Управления при Президенте РБ, 2005. – 224 с.

1.Сущность управления производством. Менеджмент и управление, соотношение понятий.

Термин « управление» первоначально означал умение объезжать лошадей и ими править. Затем этим термином стали обозначать умение владеть оружием и управлять колесницами. Сегодня мы говорим об управлении людьми и предприятиями. Однако просто сказать, что « управление – это процесс руководства людьми или предприятиями», недостаточно, поскольку такое определение не раскрывает содержание этого понятия.

Понятие « управление» и « регулирование» основываются на понимании управления как информационного воздействия на различные процессы для достижения поставленной цели.

В этом смысле основой теории управления является кибернетика как общая наука об управлении и регулировании систем взаимосвязанных процессов.

Термин « кибернетика» впервые в прошлом столетии употребил в своей систематизации наук французский физик и математик А. М. Ампер, понимавший под этим термином научную дисциплину, исследующую способы управления обществом.

Термин « кибернетика» от греческого « кибернетес» - кормчий в последствии был забыт, его снова возродил Норберт Винер в своей работе « Кибернетика или управление и связь в животном и машине». « Кибернетика – это аналитическое исследование гомоморфизма (подобия) передачи информации и управления в организмах, механизмах и обществе» ( Винер). Таким образом, можно дать следующее определение управлению: управление – целенаправленное информационное воздействия одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.

Существует управление техническими, биологическими и социальными системами. В свою очередь существует три вида социального управления – экономическое ( производством ), социально-политическое ( государством ), духовной жизнью общества.

Социально-политическое управление – целенаправленное воздействие на общество с целью изменения его поведения (сохранения структуры, поддержание режима деятельности, реализация программы достижения целей).

Менеджмент – это профессионально осуществляемое управление предприятием в условиях рыночных отношений в любой сфере хозяйственной деятельности, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов.

Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента, особого вида экономической деятельности.

Выбор методов влияния на подчиненных составляет основу менеджмента.

Менеджер – это должностное лицо, которое эффективным в данных условиях методом влияния направляет подчиненных на достижение цели организации.

Несмотря на разность трактовки менеджмента и управления оба эти понятия имеют тождественное содержание (рис. 1)

 
  Кафедра экономики и организации - student2.ru

Кафедра экономики и организации - student2.ru

Рис. 1. Наиболее часто используемые подходы к определению менеджмента и управления.

Отличие менеджмента от управления.

1. Он присущ новой для нас экономической системе рыночной экономики.

2. Второе отличие заключается в том, что менеджмент в развитых странах является способом экономического управления (в отличие от административного в плановой экономике).

3. Третье отличие вытекает из характеристики менеджмента как профессионального управления, гибкого управления основанного на знаниях науки и использующего искусство организации и координации действий людей. То есть, необходимы специально подготовленные кадры-менеджеры с их активной, творческой работой.

Управление (менеджмент) осуществляется в организациях и сущность их вытекает из сути организаций. Поэтому рассмотрим коротко саму суть организаций.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей (рис. 2).

           
  Кафедра экономики и организации - student2.ru
 
   
Формальные организации  
 
Неформальные организации  

Рис. 2. Сущность организации.

Цель организации одна – получить максимум прибыли. Но все организации имеют общие черты, которые помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять (рис. 3).

 
  Кафедра экономики и организации - student2.ru

Рис. 3. Характеристика организации.

Ресурсы.

В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов.

Зависимость от внешней среды.

Термин внешняя среда включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительство и его акты, законодательство, конкурирующие организации, систему взглядов и т. д. эта сфера находится, как правило, вне влияния менеджеров. С каждым годом руководству приходится учитывать все большее количество факторов внешней среды, которые принимают поистине глобальный характер.

Горизонтальное разделение труда.

Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называют горизонтальным разделением труда. На мелких фермерских хозяйствах этого может и не быть. Но где есть сложная организация, это будет обязательно.

Подразделения.

Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение. За счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся специфических целей. Подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели.

Вертикальное разделение труда.

Поскольку работа в организации разделяется на составные части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Пример с лодкой, должен быть капитан, который координирует действия рулевого и парусов.

Итак, в организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая- это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т. е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

Необходимость управления. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Во всех организациях, за исключением самых маленьких, управление занимает так много времени, что становится все труднее осуществлять его мимоходом. По мере разрастания организации людям сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть отделена от неуправленческой работы, т. е. организации должны назначить руководителей и определить круг их обязанностей и ответственности.

2.Предмет и методы науки управления, системный подход к управлению.

Предметом менеджмента как науки управления является большое число явлений, связанных с управленческой деятельностью. Их можно разделить на 2 группы:

1. Отношение между людьми в процессе управления производством. Их можно классифицировать по следующим признакам:

- по сферам жизни общества (экономические, социальные, политические, духовные);

- по характеру управления (межличностные, межсистемные, смешанные);

- по отношению к рассматриваемой системе (внутренние и внешние);

- по времени действия (временные и постоянные);

- по характеру возникающих связей (линейные, функциональные).

2. Законы, функции, организационные структуры, техника, технология управления и д.р.

Метод –система способов и приемов того или иного вида деятельности. Это логическая организация деятельности. К специальным исследовательским методам управления экономикой можно отнести следующие:

- системный - для решения проблем управления и основан на принципе целостности системы;

- комплексный - предусматривает рассмотрение явлений в их связи и взаимозависимости и предлагает использование в этих целях других наук, изучающих эти явления;

- структурный – основан на разложении сложного явления на составные части;

- ситуационный – предусматривает выбор оптимальных способов управления организацией в зависимости от конкретных внутренних и внешних условий ее деятельности;

- интеграционный – основан на учете данных других методов системного, структурного, ситуационного и др.;

- моделирование – тесно связан с системным подходом. На моделировании строится прогноз эффективности организационных структур;

- математические – основываются на использовании вычислительной техники как инструмента нахождения оптимального варианта решения;

- наблюдения – предусматривает изучение управления в конкретной организации, в определенный промежуток времени. Этот метод позволяет получить большое количество объективных данных, которые используются как база для анализа, обобщений, выводов и прогнозов;

- социологические – включают анкетирование, беседы, интервью, тестирование, анализ, инфраструктуры, взаимоотношений в коллективе, психологического климата в нем.

Виды и уровни управления.

Общий менеджмент характерен для макроэкономики, то есть для всей системы хозяйствования. Он включает три вида менеджмента: практический, инновационный и стратегический. Практический распространяется на все сферы управления. Инновационный – это управление разработками нововведений. Стратегический – стратегическое планирование. Практический менеджмент подразделяется на производственный (предприятия, фирмы, корпорации, то есть то, что относится к микроэкономике), финансовый (банковские операции) и маркетинговый (управление сбытом, продажей товаров). Производственный менеджмент представляет собой процесс управления технологией производства, то есть технологический менеджмент.

Выделяют высший, средний и низший уровни управления. В компаниях, базирующихся на единоличном владении, владелец одновременно может являться менеджером высшего уровня. Средний уровень представляют руководители функциональных подразделений и филиалов отделений, а низший уровень – руководители малых коллективов и групп.

Высший уровень является верхушкой управленческой пирамиды компании. На этом уровне формируются цели, политика, принимаются решения по таким крупным вопросам, как выпуск акций, образование зарубежных филиалов, взаимоотношения с конкурентами, освоение новых рынков, производство новых товаров, то есть все то, что называют стратегическим менеджментом.

Средний уровень обеспечивают разработку и реализацию оперативных планов, формирование процедур внедрения решений, принятых высшим руководством. Менеджеры среднего звена сами решают, сколько необходимо нанять служащих для продажи изделий, какое оборудование следует приобрести, как развивать производство.

Низший уровень – уровень операционного менеджмента. Он является основным и представляет собой низшую ступень управления. В него входят руководители небольших групп, бригадиры, мастера и др. специалисты, осуществляющие руководство работой служащих и рабочих.

Исходя из ниже изложенного, можно утверждать, что управление экономикой необходимо рассматривать как социально- экономическую систему.

Совокупность средств производства, производственных процессов по преобразованию предметов труда в готовую продукцию представляет собой физическую (вещественную), или производственную систему.

Система управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую.

Управляющая подсистема выполняет функции управления производством, она включает в себя аппарат управления со всеми работниками, технические средства связи, оргтехника и др.

Управляемая подсистема осуществляет многообразные процессы производства. В нее входят участки, бригады, фермы, мастерские и другие объекты. Управляющая и управляемая подсистемы образуют систему управления хозяйством.

Управляющая подсистема посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений. Основа выработки управленческих решений информация управляемой подсистемы и информация внешней среды.

Сложность народного хозяйства предполагает необходимость системного подхода к формированию и решению задач управления. Системный подход требует, во- первых, рассматривать каждый объект управления как систему, состоящую из множества подсистем; во- вторых, четко определять цели системы и подсистем; в третьих, эффективно обеспечивать эти цели. Важной чертой системного подхода является то, что здесь не задачи приспосабливаются к сложившейся организации, а организация строится исходя из характера задач и методов их реализации.

Управление выступает как свойство системы, которая постоянно стремится сократить сваю структуру, развивать внутренние связи и на этой основе совершенствоваться.

Система управления отвечает ряду требований.

1. Наличие между элементами причинно- следственных связей, в том числе обратной связи. При ее отсутствии эффективность управления сводится к минимуму.

2. Система управления является динамичной, т. е. обладает способностью менять качественное состояние.

3. Управление осуществляется лишь при наличии в системе параметра, воздействуя на который можно изменить течение процесса.

По функциональному признаку управляемая система подразделяется на ряд подсистем: техническую, технологическую, организационную, экономическую, социальную (дать содержание каждой).

Система управления строится на двух ведущих принципах: иерархичности и обратной связи.

Принцип иерархичности заключается в создании многоступенчатой системы управления, при которой первичные производственные звенья управляются органами, находящимися под контролем органов следующего уровня.

Принцип обратной связи - это сигналы, выражающие реакцию объекта на управляющее воздействие.

Системы на материальных объектах нельзя создавать (выделять) произвольно. Необходимо выработать критерии, которым должна отвечать конкретная система.

В процессе исследования мы рассматриваем не все свойства объекта, а наши усилия направлены на исследования определенной системы, которую мы создаем на данном объекте.

Выделить систему – это значит определить ее границы и связи со средой, структуру, поведение.

С точки зрения связей со средой системы подразделяются на открытые и закрытые. Закрытая система не имеет каких- либо связей со средой. Открытая система связана со средой посредствам входов и выходов. При существующем традиционном подходе предприятие рассматривалось как «закрытая система», считалось, что его успех определяется внутренней рациональной организацией, снижением издержек производства, выявлением внутрипроизводственных резервов.

В условиях рыночных отношений при рассмотрении предприятия используется ситуационный подход. Ситуационный подход – это метод, утверждающий, что оптимальное решение есть результат действия факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные).

Самостоятельные системы с различной структурой и поведением в течении длительного периода времени воздействуют друг на друга (взаимодействуют). И даже если это разные системы, их необходимо разрабатывать комплексно, как единое целое. Так возникает надсистема (метасистема).

С надсистемами в сельскохозяйственном производстве приходится встречается чаще, чем кажется на первый взгляд, так, например, в животноводстве мы имеем дело с двойной системой: организм – среда (рис. 4.) в растениеводстве с тройной системой почва – организм - климат (рис. 5.).

       
  Кафедра экономики и организации - student2.ru
    Кафедра экономики и организации - student2.ru Кафедра экономики и организации - student2.ru Кафедра экономики и организации - student2.ru
 

Кафедра экономики и организации - student2.ru Кафедра экономики и организации - student2.ru Кафедра экономики и организации - student2.ru

Выходы  
Кафедра экономики и организации - student2.ru Кафедра экономики и организации - student2.ru Кафедра экономики и организации - student2.ru
Животное    

Рис. 4. Рис. 5.

Границы между элементами и звеньями системы, а также между целыми системами не всегда легко различимы. Границы следует определять таким образом, чтобы количество связей со средой было наименьшим, и проходили они через соответствующие входы и выходы. Тем самым на предприятии создается хорошо функционирующий производственный механизм.

Нередко административные границы проходят как раз по сгусткам связей – отсюда неповоротливость, а иногда и беспомощность управления.

3.Законы, закономерности и принципы управления.

Под законами понимают отношения, которые носят характер устойчивых, объективных, существенных, необходимых и повторяющихся при определенных условиях явлений. Закон отражает более общее понятие, закономерность – это проявление закона, его часть, его сторона. Принципы – это правила, которыми руководствуются в любом виде деятельности, в том числе и в менеджменте.

Законы функционирования социально-экономических систем.

1 .Закон освоения. Отражает тот факт, что любой новый вид деятельности в начальный период ее осуществления требует значительных затрат, которые дают незначительную отдачу (результат) и лишь впоследствии затраты окупаются и приносят желаемый эффект. В данном случае они представляются «накопительным итогом» с начала осуществления деятельности, в их качестве могут рассматриваться и затраты времени.

Данной закономерности подчиняются многие виды деятельности, связанные с инновациями: освоение новых профессий и специальностей, разработка новых научных направлений, разработка и освоение новых видов продукции и услуг, развитие вновь создаваемых предпринимательских структур и т. д..

С точки зрения менеджмента из этой закономерности следует вывод: нельзя требовать от работников, которым поручено какое-либо новое для них дело, немедленной отдачи, в противном случае результаты будут незначительными. Наоборот, следует по мере возможности создавать все необходимые условия для творческой работы, оказывать необходимую помощь и поддержку. Такой же помощи и поддержки требуют и начинающие предприниматели – как со стороны государственных органов, так и крупных фирм и компаний. Именно этим, в частности, занимаются так называемые «инкубаторы» новых фирм, давно уже функционирующие в странах с развитой рыночной экономикой и начинающие развиваться у нас под названием центров поддержки предпринимательства.

Из рассматриваемой закономерности можно сделать и другой вывод, относящийся к деятельности органов государственной власти и управления стран, переходящих на рыночные отношения. Нельзя требовать от правительства немедленных результатов, в том числе по реализации программных установок, поскольку последние были определены в условиях значительной неопределенности. Вместе с тем не следует и допускать слишком длительного «инкубационного периода» работы правительства, при необходимости необходимо требовать от него решительных действий по устранению кризисных явлений в экономике, а если последнее усугубляется, то и смены руководства.

2. Закон возрастающей сложности информационных систем.

Под информационными системами понимаются системы управления любыми объектами, сложность которых должна возрастать по мере сложности роста объекта управления (увеличение числа элементов в объекте, их разнообразия, связей между элементами и т. д.)

Рассматриваемая закономерность следует из известного закона «необходимого разнообразия», в соответствии с которым, разнообразие органа управления должно быть не меньше разнообразия объекта управления.

С увеличением последнего фактора возрастает сложность системы управления и соответственно затраты на нее. При достаточной сложности объекта управления количество информации в системе управления и затраты на переработку могут стать настолько большими, что это становится экономически не выгодным. Возможно три основных пути решения данной проблемы. Первый – постоянное совершенствование системы управления, прежде всего на основе его автоматизации. Второй – децентрализация управления, которая находит выражение в предоставлении отдельным структурным подразделениям фирмы большей хозрасчетной самостоятельности, деление фирмы на отдельные самостоятельные предприятия, создании филиалов, отделений, представительств и т. д. Каждая из таких в той или иной мере самостоятельных структур имеет свой аппарат управления, что приводит к росту общих управленческих затрат, однако и эффективность производственной системы в целом возрастает. Но следует помнить, что разделение объекта управления на самостоятельные части приводит к положительным результатам лишь до определенной степени деления (при сохранении общественного управления). Дальнейшее расчленение объекта опять ведет к его усложнению.

Третий путь – устранение границ между органами управления. Для фирм это означает прежде всего максимальное привлечение всего персонала к решению производственных и управленческих проблем. Формы такого привлечения уже давно известны и во многих случаях широко используются как за рубежом, так и у нас. В Японии, в частности, это «кружки качества», к деятельности которых привлекаются практически все работники фирм, занимающиеся не только собственно проблемами качества продукции и работ, но и вопросами эффективности производства вообще.

3. Закон понижающейся отдачи ресурсов.

Данная закономерность убеждает, что при неизмененных условиях функционирования организации каждое дополнительное вложение средств в тот или иной ресурс дает все меньшую отдачу. Подобная зависимость характерна для многих видов деятельности. Известен, например, закон «убывающего плодородия почвы», теоретически обоснованный в прошлом веке, который гласит, что каждое вложение капитала в сельскохозяйственное производство приводит к все меньшему приросту урожайности (например, увеличение степени орошения полей при неизменных других факторах производства приводит к увеличению урожайности до определенных пределов). Данная закономерность в целом, однако, может быть не справедлива, если рассматривать процесс развития сельского хозяйства за достаточно долгий период времени: совершенствование сельскохозяйственного производства привело за последние несколько десятков лет к значительному росту его эффективности.

Вместе с тем в ряде случаев данную закономерность следует учитывать при принятии решений, касающихся развития производства. Например, известно, что повышение качества продукции требует значительных затрат, причем дальнейший рост этих затрат часто не дает адекватного эффекта повышения качества. Поэтому заявления ряда руководителей и специалистов «доперестроечного периода» о том, что уровень качества продукции машиностроения по ряду ее видов составлял 0,9 от лучших зарубежных образцов, что мы были близки к "мировому уровню", не соответствовали истине: преодоление оставшихся 0,1 потребовало бы значительных инвестиций и изменений самих подходов к обеспечению качества.

Интересна реализация рассматриваемой закономерности в отношении «экономии на масштабах производства». Известно, что с ростом объемов производства однородной продукции происходит снижение до определенных приделов прямых затрат на единицу выпускаемой продукции (затрат на сырье, материалы, энергии, зарплату производственным рабочим и т. д.). Это происходит в результате улучшения организации производства, роста квалификации работников, повышения производительности их труда, уменьшение потерь от брака и других факторов. С другой стороны, косвенные (накладные) расходы в течение определенного периода остаются либо относительно неизменными, либо возрастают незначительно. В результате общие затраты на производство единицы продукции снижаются. Однако дальнейший рост масштабов производства согласно закону возрастания сложности управления приводит к все большему увеличению накладных расходов, в состав которых входят затраты на управление. Таким образом, в некоторой точке достигается минимум общих затрат на производство единицы продукции, после чего они начинают расти.

В качестве еще одного примера реализации закона уменьшающейся отдачи ресурсов можно привести зависимость эффективности труда работников от уровня их квалификации (или затрат на повышение квалификации). Пока эти затраты оправданы, будет наблюдаться рост эффективности труда, дальнейший рост затрат приводит к все меньшей отдаче (по причине получения избыточной информации, не используемой в конкретной деятельности). Возникает вопрос, какая должна оптимальная величина этих затрат? Фирмы развитых стран расходуют на повышение квалификации своего персонала до 5 процентов общего объема затрат на производство и это дает эффект. У нас – доли процента. Очевидно, что необходимо преодолеть сложившуюся практику, иначе у нас довольно скоро останутся в основном работники, которые будут способны решать только простые задачи. Конечно, при этом требуется совершенствование всей системы повышения квалификации кадров.

4. Закон «стадий роста» является как бы обобщением законов освоения и понижающейся отдачи ресурсов. Он выражает то обстоятельство, что любой вид деятельности имеет три основные фазы: освоение, рост, насыщение (после которого может последовать спад) при неизменных условиях осуществления этой деятельности. Характерным примером может быть «жизненный цикл продукции», известный из теории маркетинга, который характеризует зависимость роста объема продаж от этапа жизни продукции: вхождение на рынок, рост продаж, зрелость, насыщение и спад. Так же как и в отношении производимой продукции, для преодоления «застоя» (насыщения) в любой деятельности необходимо вносить в нее элементы новизны, ставить перед работниками все усложняющиеся задачи.

5. Закон неравенства, имеющий и другое название: «справа почти все, слева почти все». Он выражает зависимость распределения имеющегося объема ресурсов между субъектами в распоряжении которых эти ресурсы находятся. Данная закономерность носит универсальный характер как в природе, так и в обществе. Например, распределение популяций животных по их размеру: слонов и китов гораздо меньше, чем прочей живности; двигателей мощностью несколько сот ватт гораздо больше, чем в несколько киловатт и более и т. д.

Применительно к управлению социальными процессами из данной закономерности можно сделать ряд выводов. Прежде всего, при распределении доходов в обществе возникают значительные социальные напряжения, которые смогут дойти до конфликтов, в том числе военных, наблюдается низкая покупательная способность большинства населения, что естественно ведет к спаду производства и безработице.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что нормальное состояние общества достигается, когда доходы 3 процентов самых богатых граждан и 3 процентов самых бедных разнятся не более чем в 20 раз. По имеющимся оценкам, в странах СНГ эта разница достигает 200 пунктов.

Государство выступает в качестве перераспределителя доходов между отдельными слоями населения, благодаря чему достигается определенная социальная гармония. Однако чрезмерное злоупотребление подобной функцией со стороны государства приводит к негативным последствиям: росту иждивенческих настроений и к застою в экономическом развитии.

На уровне отдельных фирм разница в доходах должна быть еще меньше. Например, президент известного Японского концерна «Асахи» официально зарабатывает лишь в 4 раза больше чем средний сотрудник фирмы. Примерно такого же соотношения в оплате труда придерживается руководство российского концерна «Микрохирургия глаза».

Рассматриваемой закономерности подчиняется и распределение людей по их способностям – общим и специальным (т. е. к конкретному виду деятельности). Согласно оценкам западных социологов, способности людей разнятся не менее чем в 100 раз. Поэтому трудно от большинства граждан требовать, чтобы все они были предпринимателями и творцами, как это сейчас пропагандируется в ряде публикаций. Согласно опросу, проведенному в ряде стран, даже в США, где предпринимательство поставлено «во главу угла», к данной категории отнесли себя лишь 5 процентов опрошенных. По видимому такое соотношение необходимо для нормального функционирования современного общества, обеспечения устойчивости его структуры.

6. Закон монополизма. В условиях свободного рынка фирма, обладающая полной монополиейна производство определенного товара (услуги), пользующегося неограниченным спросом, имеет возможность получать максимальный доход от реализации за счет роста цен и значительном снижении объема производства по сравнению с производственной мощностью.

С ростом цены на продукцию доход растет, постепенно достигает максимума, затем падает. Для идеального случая максимум дохода достигается при объеме производства, равном половине производственной мощности фирмы.

Следует, однако, иметь в виду, что полного монополизма при абсолютно свободном рынке и неограниченном спросе в реальности не встречается.

Использование производственных закономерностей дает возможность менеджерам составить полное представление о законах, которые следует учитывать при управлении социальными и производственными системами.

Закономерности управления – наиболее существенные, неоднократно повторяющиеся процессы, явления и ситуации, свойственные управляющей и управляемой подсистемам.

Важнейшие закономерности управления включают:

- единство системы управления, проявляющуюся через количественные и качественные связи между управляющей управляемой подсистемами. Увеличение управляемой подсистемы диктует необходимость определенного расширения управляющей подсистемы. Чем выше уровень организации в каждой из них, тем меньше управляющая подсистема;

- оптимальный уровень централизации в управлении, т. е. установление правильного соотношения между высшим воздействием и самостоятельностью нижестоящих звеньев управления. От правильного установления уровня централизации зависит эффективность управления;

- выявление главного звена, т. е. постановку руководителем перед коллективом основной задачи на определенный период и направление его усилий на ее выполнение;

- непрерывность управленческого процесса, которая тесно связана с непрерывностью процесса воспроизводства в сельском хозяйстве.

Принципы управления.

Эти принципы затрагивают два основных аспекта. Один из них разработка рациональной системы управления организацией, ее разделение на подразделения и группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. Вторая категория классических принципов касалось построения структуры организации и управления работниками.

Приведем 14 принципов Анри Файоля, многие из них до сих пор практически полезны, несмотря на произошедшие изменения.

1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия. А как обстоит дело в сельском хозяйстве в связи с переходом к рынку, созданием фермерских хозяйств?

С многопрофильным производством узкая специализация просматривается и здесь. Фермы по производству зерна, мяса, молока и т. д.

2. Полномочия и ответственность. Полномочие есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника (обратите внимание приказам, но не советам, указаниям и т.д.).

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена ед

Наши рекомендации