И 22. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Важнейшие экономические группировки. КСП.
С 1992 г. в РФ разработан и функционирует 31 ОК технико-экономической и социальной информации в области С., из них 8 – в др. сферах деят-ти, 23 – в области С. Прав-во постановлением от 1993 г. утвердило перечень министерств и ведомств, которые отвечают за разработку и ведение ОК.
ОК яв-ся основанием для автоматизац. инф-ии на уровне п/п субъекта федерации и страны в целом..
В бухгалтерской и стат. отчётности п/п поставляют коды по таким клас. признакам, как вид деят-ти ОКВЭД, адрес организации по классификатору ОКАТО, № регистрации п/п в ЕГРПО в соответствии с ОКПО, организац. правовую форму п/п в соответствии с ОКОПФ, формы собственности п/п по ОКФС.
ОКУД.
Разрабатывает и вводит изменения в госстандарт РФ. Исп-ся для решения след. задач:
- Регистрация форм документов
- Упорядочение инф. потоков по видам эк. деят-ти.
- Сокращение кол-ва применяемых форм.
- Исключение из обращения неизвестных форм документов.
- Обеспечение учёта и систематизация унифицир. форм документов на основе их регистрации.
- Контроль за составом форм документов и исключение дублирование информации, применяемой в сфере управления.
Первые 2 цифры по ОКУД обозначают сферу применения соответст. документа. На бланках форм документа обычно печатают коды ОКУД. Например, 02 – принадлежит к унифицир. системе организац.-распорядительной документации.
ОКЕИ.
Предназначен для использования при решении задач колич. оценки технико-экономической и соц. показателей в целях осущ. гос. учёта и отчётности анализа и пригнозирование развития эк-ки обеспечения междунар. стат. сопоставлений и т. д.
Разделы: Ед. длины, площади, объёма, массы, технические, времени, экономические.
Разделя: международные ед. измерения, национальные.
ОКОАТД
ОКАТО
Исп-ся для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизир. обработки инф-ии в разрядах АТД.
Объекты классификации: республики, края, области, города и т. д.
ОК эк. регионов:
Здесь выделены 14 классификац. групп. Начинается деление по фед. округам.
ОКПО.
Предназначен для регистрации п/п в соответст. с принципами единого гос. регистра ПО (ЕГРПО).
ЕГРПО – система гос. регистрации юр. лиц. Сущ. эл. версия.
Эту систему ведёт Росстат на основе представленной выписки налогового органа о регистрации или реорганизации юр. лица.
Все юр. лица рег. документы, включая учредит. документы, устав представляют налоговые органы по месту нахождения юр. лица.
Налоговые органы регистрируют п/п в реестре юр. лица и оформляют 13 выписок в органы исполнит. власти, правовые органы и территориальный орган Росстат . с указанием данных от утвержд. перечню.
На основе выписки территориальный орган гос. стат. присвавает коды по ОК данному юр. лицу и оформляет карточку учёта юр. лица, где указывают присвоенные коды по классификатору.
ОКВЭД.
Введён с 01.01.2003 вместо ОКОНХ. Переходным считались 2 года: 2003-2004.
С 1 янв. 2005 г. все п/п перерегистрировались по новому классификатору полностью и указывают ВЭД, проводимые в организации, т. е. классификац. признаком считается ВЫД.
По ОКОНХ объектом классификац. считались п/п, к-е относили к опр- отрасли, в зависимости от сферы деят-ти и предназначения.
ОКВЭД полностью соответст. междунар. стандарту МСОК.
По ОКВЭД с 01.01.2005 проводится группировка деят-ти п/п на хар-ку показателей макроэкономики по СНС и субъектов федерации.
ОКФС
Введён 01.01.2000. Разработан Управлением статистического планирования Госкомстата России
ОКФС предназначен для:
- формирования информационных ресурсов, регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о субъектах гражданского права;
- решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;
- обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико - экономической и социальной информации;
- анализа и прогнозирования социально - экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.
Объектами классификации ОКФС являются формы собственности, установленные Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, а также разл. Федеральными законами.
Каждая позиция в классификаторе содержит:
- двухразрядный цифровой код;
- наименование формы собственности;
- алгоритм сбора.
ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
┌────┬─────────────────────────────────────────────────────┬────────────┐
│Код │ Наименование │ Алгоритм │
│ │ │ сбора │
└────┴─────────────────────────────────────────────────────┴────────────┘
10 РОССИЙСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 11 + 14 + 15
+ 16 + 17 +
18 + 19
11 Государственная собственность 12 + 13
12 Федеральная собственность
13 Собственность субъектов Российской Федерации
14 Муниципальная собственность
16 Частная собственность
18 Собственность российских граждан, постоянно
проживающих за границей
19 Собственность потребительской кооперации
15 Собственность общественных и религиозных организаций 50 + 51 + 52
(объединений) + 53 + 54
50 Собственность благотворительных организаций
51 Собственность политических общественных объединений
52 Собственность профессиональных союзов
53 Собственность общественных объединений
54 Собственность религиозных объединений
17 Смешанная российская собственность 40 + 49
(в ред. Изменения N 1/99, утв. Госстандартом РФ)
20 ИНОСТРАННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 21 + 22 + 23
+ 24 + 27
21 Собственность международных организаций
22 Собственность иностранных государств
23 Собственность иностранных юридических лиц
24 Собственность иностранных граждан и лиц без
гражданства
27 Смешанная иностранная собственность
30 СОВМЕСТНАЯ РОССИЙСКАЯ И ИНОСТРАННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 31 + 32 + 33
+ 34 + 35
31 Совместная федеральная и иностранная собственность
32 Совместная собственность субъектов Российской
Федерации и иностранная собственность
33 Совместная муниципальная и иностранная собственность
34 Совместная частная и иностранная собственность
35 Совместная собственность общественных и религиозных
организаций (объединений) и иностранная
собственность
40 СМЕШАННАЯ РОССИЙСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ С ДОЛЕЙ 41 + 42 + 43
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(введено Изменением N 1/99, утв. Госстандартом РФ)
41 Смешанная российская собственность с долей
федеральной собственности
(введено Изменением N 1/99, утв. Госстандартом РФ)
42 Смешанная российская собственность с долей
собственности субъектов Российской Федерации
(введено Изменением N 1/99, утв. Госстандартом РФ)
43 Смешанная российская собственность с долями
федеральной собственности и собственности субъектов
Российской Федерации
(введено Изменением N 1/99, утв. Госстандартом РФ)
49 Иная смешанная российская собственность
(введено Изменением N 1/99, утв. Госстандартом РФ)
ОКОПФ (организац.-правовые формы).
Записаны особенности формирования и правовые вопросы каждой ОПФ. Действует с 01.01.2005.
Общероссийский классификатор организационно - правовых форм (далее - ОКОПФ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.
ОКОПФ разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами с учетом практического использования Классификатора организационно - правовых форм (далее - КОПФ), утвержденного Постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 г. N 47.
ОКОПФ предназначен для:
- формирования информационных ресурсов регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о хозяйствующих субъектах;
- решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;
- обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико - экономической и социальной информации;
- анализа и прогнозирования социально - экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.
Объектами классификации ОКОПФ являются организационно - правовые формы хозяйствующих субъектов, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также разл. Федеральными законами и нормативными актами:
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
┌────┬─────────────────────────────────────────────────────┬────────────┐
│Код │ Наименование │ Алгоритм │
│ │ │ сбора │
└────┴─────────────────────────────────────────────────────┴────────────┘
39 ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ КОММЕРЧЕСКИМИ 40 + 48 + 52
ОРГАНИЗАЦИЯМИ + 53
48 Хозяйственные товарищества и общества 51 + 60 + 64
+ 65 + 66
51 Полные товарищества
64 Товарищества на вере
65 Общества с ограниченной ответственностью
66 Общества с дополнительной ответственностью
60 Акционерные общества 47 + 67
47 Открытые акционерные общества
67 Закрытые акционерные общества
52 Производственные кооперативы
53 Крестьянские (фермерские) хозяйства
40 Унитарные предприятия 41 + 42 + 68
42 Унитарные предприятия, основанные на праве
хозяйственного ведения
41 Унитарные предприятия, основанные на праве
оперативного управления
68 Дочерние унитарные предприятия
70 ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ 76 + 77 + 78
НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ + 80 + 81 +
82 + 83 + 84
+ 85 + 88 +
89 + 93 + 94
+ 96 + 97
(в ред. Изменения N 1/99, утв. Госстандартом РФ)
85 Потребительские кооперативы
83 Общественные и религиозные организации (объединения)
84 Общественные движения
88 Фонды
81 Учреждения
82 Государственные корпорации
(введено Изменением N 1/99, утв. Госстандартом РФ)
78 Органы общественной самодеятельности
96 Некоммерческие партнерства
97 Автономные некоммерческие организации
93 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
77 Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств
80 Территориальные общественные самоуправления
94 Товарищества собственников жилья
76 Садоводческие, огороднические или дачные
некоммерческие товарищества
89 Прочие некоммерческие организации
(введено Изменением N 1/99, утв. Госстандартом РФ)
99 ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 79 + 87 + 90
+ 92 + 98
(в ред. Изменения N 2/2001, утв. Госстандартом РФ)
79 Финансово - промышленные группы
92 Паевые инвестиционные фонды
87 Простые товарищества
90 Представительства и филиалы
91 Индивидуальные предприниматели 91
(в ред. Изменения N 2/2001, утв. Госстандартом РФ)
98 Иные неюридические лица
23 СТАТИСТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА: понятие, состав и структура.
Показатели объема, структуры и динамики национального богатства
Важнейшим показателем, характеризующим экономическую мощь, потенциал страны, является национальное богатство.
Национальное богатство (НБ)— совокупность накопленных ресурсов в стране (экономических активов), создающих необходимые условия производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.
Объем национального богатства исчисляется, как правило, в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых (постоянных ценах) на определенный момент времени ( обычно на начало и конец года).
Экономические активы, включаемые в состав НБ в соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН, подразделяются на две основные группы: нефинансовые и финансовые.
Нефинансовые активы
В зависимости от способа создания нефинансовые активы в свою очередь подразделяются на нефинансовые произведенные активы и нефинансовые не произведенные активы.
Нефинансовые произведенные активысоздаются в результате производственных процессов и включают три основных элемента: основные фонды (основной капитал), функционирующие в отраслях, производящих товары и оказывающих услуги; запасы материальных оборотных средств и ценности.
1. Основные фонды(основной капитал) — важнейшая часть национального богатства — представляют собой произведенные активы, неоднократно или постоянно используемые для производства товаров и оказания рыночных и нерыночных услуг и функционируют в течение длительного времени. При этом в статистической практике Российской Федерации к основным фондам относятся объекты со сроком службы не менее одного
года и стоимостью выше определенной величины, устанавливаемой в зависимости от динамики цен на продукцию фондообразующих отраслей (с 1 января 1996 г. в размере пятидесяти-кратной установленной законом минимальной месячной оплаты труда на дату их приобретения).
>- Материальный основной капиталсостоит из зданий (включая жилища), сооружений, машин и оборудования, а также выращиваемых активов (стоимость племенного, молочного, тяглового и другого скота, плодовых садов, виноградников и других многолетних насаждений, дающих неоднократные урожаи).
>• К основным фондам относятся и нематериальные произведенные активы— объекты, создаваемые трудом человека, представляющие собой необщедоступную информацию, нанесенную на какой-нибудь носитель. Стоимость этих объектов определяется именно заключенной вних информацией, поэтому они относятся к нематериальным активам. К объектам такого рода относятся стоимость расходов на разведку полезных ископаемых, программного обеспечения, оригинальных произведений развлекательного жанра, литературы и искусства.
2. Вторым элементом, входящим в состав произведенных нефинансовых активов, являются запасы материальных оборотных средств (оборотные фонды)— наиболее мобильный, постоянно возобновляемый элемент национального богатства страны. Включают производственные запасы (сырье, материалы, топливо, инструменты, хозтовары, семена, посадочный материал, корма и фураж, животных на откорме, молодняк животных и др.), незавершенное производство, готовую продукцию и товары для перепродажи, материальные резервы (запасы стратегических материалов зерна и других товаров, имеющих особое значение для страны).
3. В состав произведенных материальных активов включают ценности,т.е. дорогостоящие товары длительного пользования, которые приобретаются и хранятся в качестве запасов стоимости, и как правило, не используются в процессе производства или для потребления. При этом владельцы ценностей рассчитывают на то, что реальная стоимость таких товаров повысится, либо по крайней мере не изменится. К ценностям относятся:
драгоценные металлы и камни, антикварные и ювелирные изделия, имеющие значительную стоимость, уникальные произведения искусств; коллекции.
Нефинансовые непроизведенные активыне являются результатом производственного процесса. Они подразделяются на две группы: материальные и нематериальные.
> Материальные непроизведенные нефинансовые активы -природные активы (земля, богатства недр) , биологические и подземные водные ресурсы. Характерной особенностью этих природных ресурсов является то, что право владения ими может быть установлено и передано от одного субъекта к другому.
Стоимостная оценка земли и других непроизведенных природных ресурсов в практике отечественной статистики до сих пор не производилась. Пока они учитываются только в натуральном выражении. Стоимостные расчеты будут осваиваться по мере вовлечения этих активов в рыночный оборот.
> Нематериальные не произведенные нефинансовые активы
создаются вне процесса производства и право владения ими устанавливается путем юридических или учетных действий. Они включают патенты, авторское право, договора об аренде и другие передаваемые контракты, купленный «Гудвилл» (репутация фирмы, ее название, деловые связи, используемые торговые марки и т.д.) и т.п., которые могут быть переданы или не переданы.
Показатели, характеризующие нематериальные и не произведенные активы, введены в бухгалтерскую и статистическую отчетность.
Финансовые активы
Финансовые активы- активы, которым, как правило, противостоят финансовые обязательства другого собственника. Исключение составляют монетарное золото и специальные права заимствования (СПЗ) Международного валютного фонда. Финансовые обязательства возникают, когда одна институциональная единица предоставляет финансовые ресурсы другой. В этом случае средства кредитора - это его финансовый актив, так как он получает от должника платежи за пользование предоставляемыми резервами. Для должника полученные им финансовые средства - это обязательства.
Финансовые активы включают:
• монетарное золото и СПЗ;
• валюту и депозиты, ценные бумаги , кроме акций;
• акции и прочие виды акционерного капитала;
• займы;
• страховые технические резервы;
• прочие дебиторскую и кредиторскую задолженности;
• прямые иностранные инвестиции (справочно).
В целях осуществления расчетов национального богатства в соответствии с требованиями СНС ООН 1998 г. в России разрабатывается серия общероссийских классификаторов по всем основным видам экономических активов, в том числе и классификатор финансовых активов, аналога которому в нашей стране не было.