Управленческое решение. Этапы и методы разработки и принятия УР.
Под управленческим решением понимается:
Творческий акт субъекта управления, определяющий программу и характер деятельности коллектива по решению назревшей проблемы;
Выбор одного из многих путей действия, который должен обеспечить переход организации от фактического состояния к желаемому.
Существенный признак управленческого решения состоит в том, что оно принимается при наличии назревшей проблемы.
Проблема - это ситуация, когда возникает различие между фактическим и желаемым состоянием системы.
Решения в управлении выполняют следующие роли:
• Направляющую - определяют цели и задачи деятельности;
• Организующую и координирующую - определяют порядок действий и взаимодействия участников
• Обеспечивающую - определяют количество необходимых ресурсов;
• Стимулирующую - определяют порядок поощрения участников.
Типы производственных проблем и методы подготовки управленческих решений
• Стандартная (или рутинная) проблема - отличается полной ясностью и однозначностью целей, затрат и самих решений. Процедура поиска решений осуществляется на основе заранее выработанных правил и методик. Расчеты одновариантны на основе нормативов. Например, определение потребностей в оборудовании, материала в зависимости от производственной программы.
• Слабоструктуризованные проблемы (или смешанные) - содержат как качественные, так и количественные элементы, причем первые - неопределенные - стороны проблемы преобладают.
Решения также могут быть:
• Запрограммированными
• Незапрограммированными.
Классификация УР:
1. По уровню управления УР, принимаемые: на верхних уровнях; на среднем уровне; на низшем уровне.
2. По масштабу воздействия:
- Общие – затрагивают систему в целом;
- Локальные – затрагивают часть системы;
- Частные – затрагивают один элемент системы.
3. По содержанию: научно-технические (новое оборудование); экономические (повышение з/п); организационные (введение материальной единицы)
4. По характеру:
- Операционно-распорядительные – принимаются на уровне секции или отдела и затрагивают стороны их работы;
- Хозяйственно-руководящие – принимаются на уровне директора или министра и затрагивают различные сферы деятельности предприятия или отрасли;
- Нормативные – центральные органы управления;
5. По форме подготовки и принятия:
- Единоличные (руководитель);
- Коллегиальные, позволяют использовать различные знания, опыт и учитывать различные мнения (группа специалистов);
- Коллективные (собрания).
6. По частоте повторяемости:
- Стандартные, принимаются в повторяющихся ситуациях, когда изменяется лишь определенное количество показателей;
- Творческие решения, возникают в неординарных ситуациях.
7. В зависимости от информации:
- Детерминированные, принимаются на основе достоверной, проверенной информации;
- Вероятностные – неточная, неполная информация.
8. В зависимости от цели управления: стратегические (на будущее); оперативные (текущие).
9. По организационному статусу: жесткие (не подлежат изменению); гибкие.
10. По форме осмысления:
- Интуитивные, основанные на собственных ощущениях по рациональности, шансы на правильные выбор;
- Решения, основанные на суждении – принимаются исходя из знаний, осмыслений прошлого опыта и здравого смысла. Данные метод не надежен, т.к. не каждая ситуация имела место быть раньше;
- Рациональные, основаны на методах экономического анализа.
11. По сфере деятельности: экономические, организационные, социальные, технические, технологические, комплексные.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
- минимальное число корректировок;
- сбалансированность прав и обязанностей менеджера, принимающего решения, т.е. ответственность должна быть равна его полномочиям;
- обоснованность, т.е. научность подтверждаемых действий (принятие на базе полной и достоверной информации. Знание особенностей, путей развития управленческой системы и окружающей среды; тщательный анализ ресурсного обеспечения, научно-технических возможностей, эконом., соц., перспектив развития, национальной и мировой экономики. Всесторонняя обоснованность требует поиска новых форм и путей обработки науч.- технич. и соц.- эконом. информации.);
- единство распорядительства, т.е. решение и указание действий по нему должны исходить от одного руководителя;
- реальность, поставленных задач и сроков принятое решение не должно ни отставать ни опережать потребности и задачи соц.-экономич. системы;
- УР должны отвечать требованиям повышенной эффективности производства;
- экономичность, т.е. УР должно быть материально выгодным;
- гибкость, т.е. любое УР должно соответствовать духу времени и обладать способностью изменения в соответствии с окружающими изменениями;
- конкретность и адресность - должны быть определены его исполнителем, место и время, сроки;
- непротиворечимость, т.е. должно быть согласованно с другими производственными решениями;
- полнота содержания - решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы деятельности, все направления развития (цель функционирования и развития системы, средства и ресурсы, используемые для достижения этих целей; сроки достижения; порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями; организацию выполнения работ на всех этапах).
- всесторонняя обоснованность решений (наличие потребности и возможностей ее удовлетворения);
-правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);
-обеспеченность ресурсами;