Патологии и дисфункции современной организации

Любая сложная система, в частности, организация, при своем функционировании стремится к адаптации и развитию, т.е. поддержке как внутреннего, так и внешнего (в отношениях с внешней средой) динамического равновесия.

Но в процессе этого функционирования возникает ряд неожиданных и непредвиденных последствий, которые существенно осложняют или даже мешают нормальной деятельности, ослабляя способность организации к адаптации и развитию. Американский социолог Роберт Мертон (Robert Merton) назвал такие последствия дисфункциями.

Если говорить об организациях, то часто дисфункции бывают связаны с субъективными факторами: непродуманностью действий, неправильными решениями, плохой подготовленностью или некомпетентностью руководства или персонала. С другой стороны, высокая неопределенность внешней среды также провоцирует возникновение непредвиденных результатов организационной деятельности.

В то же время существует ряд аспектов организационной деятельности, которые сами по себе являются поводом для возникновения дисфункций. Прежде всего, это аспекты, связанные с основными принципами организации: разделения труда, формализации и иерархии. Как уже было сказано ранее, данные принципы определяют основы существования организации, взаимодействия ее подсистем и элементов, а также развития и взаимодействия с внешней средой. Но в процессе их реализации может проявляться ряд негативных факторов, которые вызывают в организации существенные отклонения от нормы. Совокупность этих факторов принято называть организационными патологиями, по аналогии с техникой или медициной. Так, в каждом человеке живут и действуют группы болезнетворных микроорганизмов, но их деятельность становится дисфункциональной только тогда, когда для этого создадутся определенные условия (переохлаждение, сильный стресс и т.д.). Другими словами, в организме человека заложена потенциальная патология, которая превращается в дисфункцию при определенных обстоятельствах.

То же самое в организации. В силу того, что и разделение труда, и формализация, и иерархия — это принципы, определяющие, прежде всего, жизнедеятельность людей (со всей их поведенческой неопределенностью), организация «страдает» рядом патологий, которые при некоторых условиях отражаются в неожиданных последствиях принятых решений — дисфункциях. Рассмотрим более подробно наиболее распространенные и типичные дисфункции.

Управленческие роли менеджера.

Все роли выполняемые менеджером определяют объем и содержание работы менеджера независимо от характера конкретной организации. Все роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Личность руководителя может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание.

Выделяют 3 категории:

Информационная

Менеджер-собиратель информации и советник-наставник – поиски получения информации, просмотр периодический печати, доклада, поддержание личных конфликтов.

Распространитель информации – направление информации другим членам организации.

Спикер/представитель организации – передача информации внешним адресатам.

Межличностное общение

2.1. Официальный глава организации – церемониальные и символические обязанности (*прием гостей, подписание правовых докладов)

2.2. Лидер – руководство действиями и мотивацией подчиненных, обучение и воспитание, советы и общение.

2.3. Поддержание связей (внутренней и внешней организации)

Принятие решений

3.1 Предприниматель – инициация деятельности по сбору новых идей, проектов, делегирование ответственности другим членам организации, за улучшение работы.

3.2. Арбитр/усмиритель конфликтов – предпринимать действия по разрешению споров, разрешает конфликты, приспосабливается к внешним кризисам (1. Третейский судья – не занимает позиции ни одного из участников. 2. Играющий тренер – формально независим, фактически выступающий за позицию одной из организации)

3.3. Распорядитель ресурсов – принимает решения по распределению ресурсов, планирует сметы, устанавливает приоритеты.

3.4. Ведущий переговоры – представление организации на переговорах.

Ограничения менеджера.

Исследования в области ограничений менеджера провели ученые Френсис и Вундкокк.

Ограничения менеджера – это главное препятствие которое мешает формированию оптимальной модели управляющего.

Неумение управлять собой – неумение управлять своим временем, энергией, справляться со стрессами.

Характеристика менеджера умеющего управлять собой:

Поддерживает свое здоровье;

Ограничивает рабочее время;

Рационально использует время в командировках испытывая минимум потери энергии;

Постоянно ощущает свою энергию (бодр, свеж, готов к решению задач);

Свободно выражает свои эмоции;

Смотрит на неудачи как на неизбежное и полезное;

Способен выносить неодобрение;

Размытость личных ценностей.
На базе ценностей формируются 1 из 4 программ по которым руководители в дальнейшем работает:

I Я – ОК, ТЫ – ОК (сильный внутренний комфорт, видение позитивного);

II Я – ОК, ТЫ – неОК (раздутое самомнение);

III Я – неОК, ТЫ – ОК (бегство от трудностей);

IV Я – неОК, ТЫ – неОК (требуется помощь психолога).

Смутные личные цели – отсутствие ясности в вопросах своей личной и деловой жизни.

Остановленное саморазвитие – отсутствие мотивации, смысла воспринимать новые трудности и успешно их решать.

Неумение решать проблемы, принимать верные управленческие решения.

Недостаток творческого подхода, неспособность формировать новые идеи.

Неумение влиять на людей.

Недостаточное понимание особенностей управленческого труда, незнание факторов мотивации.

Слабые навыки руководства, отсутствие практических способностей добиваться результатов от подчиненных.

Неумение обучать подчиненных.

Низкая способность формировать коллектив.

Наши рекомендации