Статистика потребления товаров и услуг.
Потребление населением товаров и услуг характеризуется показателями объема, состава, динамики потребления в натуральном и стоимостном выражении по классам, социальным группам, территориям, типам потребления и т.д.
При этом показатели потребления продовольственных товаров рассчитываются, как правило, за год по населению в целом, а также на душу населения в денежных, натуральных и условно-натуральных измерителях.
Показатели потребления непродовольственных товаров краткосрочного пользования (одежды, обуви и т.д. определяются также и в расчете на душу населения). Для характеристики потребления предметов длительного пользования: автомобилей, холодильников и т.д. – используются показатели обеспеченности ими в расчете на 1000 человек или на 100 семей (ДХ).
При этом услуги, потребляемые населением в аналитических целях подразделяются на рыночные и нерыночные. Для изучения динамики показателей потребления товаров и услуг используется индексный метод.
Индивидуальные индексы потребления определенных товаров рассчитываются по всему населению и на душу населения по формулам:
q0 и q1 – объемы потребления населением конкретного вида товаров в отчетном и базисном периодах. S0 и S1 – Среднее численность населения. Iqs – индекс численности населения. Iq - индивидуальный индекс потребления. Так же определяются индивидуальные индексы потребления услуг.
Сводный индекс потребления населением товаров и услуг рассчитывается по формуле.
– стоимость потребленных товаров.
– стоимость потребленных населением услуг в постоянных ценах.
Сводный индекс потребления товаров услуг на душу населения будет равен
Для исчисления потребления товаров и услуг в постоянных ценах используются индивидуальные или групповые индексы цен на товары и тарифов на услуги.
Объем и структура потребления зависят как от суммы дохода населения, так и от количества имеющихся на рынке товаров и услуг, а также цен на них и т. д.
Уровень покупательной способности может быть выражен как товарный эквивалент различных видов товаров и услуг, характеризующий количество товаров-представителей, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход.
Покупательная способность по i-тому товарному эквиваленту рассчитывается по формуле:
Для количественного выражения зависимостей между динамикой доходов населения или цен и уровня потребления отдельных товаров и услуг рассчитывают коэффициенты эластичности, которые показывают, насколько процентов изменяется уровень потребления товара или услуги в расчете на душу населения при изменении среднедушевого дохода или цены на 1%.
ng w:val="EN-US"/></w:rPr><m:t>x</m:t></m:r></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> абсолютные приросты среднедушевого дохода или потребления и цены товара
Важной обобщающей характеристикой потребления населением товаров и услуг является показатель фактического конечного потребления домашних хозяйств. Величина ФКП определятся как сумма произведенных ДХ РКП и социальных трансфертов, полученных ДХ от государственных учреждений и НКО, обслуживающих ДХ
ФКПДХ тесно связано с другими макроэкономическими показателями, характеризующими результаты функционирования экономики страны.
ª12. Статистика внешнеэкономических связей.
1) Показатели внешнего счета товаров и услуг.
2) Счет внешних первичных доходов и текущих трансфертов
3) Счет внешних операций с капиталом