Оценка экономических показателей

Как и во всех проектах рассчитывается:

· Капитальные вложения

· Эксплуатационные затраты

Используются экономические долгосрочные нормативы, но ограничение в масштабе.

Направления кап.вложений разбиваются на различные виды оборудования.

Структура капитальных вложений

1. Здания (примерно 13% КВ)- считаем по экономическим нормативам- административные заводские сооружения

2. Сооружения (примерно 15% КВ)- считаем по нормативу КВ на единицу объема- резервуары, емкости. Нв (норматив вложений)= НКv*V(куб.м.)

3. Передаточные устройства (18%)- трубопроводы, водопроводы, энергетика Кп.у.= НКп.у.*L(км)

4. Рабочие машины (48%)- норматив КВ на каждой установке. Рассчитывается смета (смета: транспорт, монтаж, подготовка к работе) или суммарная цена установки с ее монтажом. Цена техн.установки по балансу предприятия.

5. Прочие- в процентах от суммы всех перечисленных

Эксплуатационные затраты

Общие ЭЗ- сумма следующих составляющих:

· Затраты на сырье (Ц*Qс, Ц -цена договорная)

· Затраты на сбор и транспорт

· Заработная плата = норматив численности на ТУ* средняя зарплата по базовому году + страховые выплаты

· Аморттизационные отчисления- На по всем тех.установкам, на все остальное- средняя норма ам.отчислений

· Затраты на ремонт (в %- от суммы КВ)

· Затраты на потери

· Затраты на прочее (в % от суммы всех предыдущих)

101**. Особенности проектирования нефтегазовых транспортных систем

Документы, которые используются для проектирования:

1. Государственные элементные сметные накладные – ГЭСН-25 – указана численность рабочих, трудоемкость по всем вариантам строительства. Когда составляется проект, берется сборник и считается весь объект.

2. Комплект документов ФЕР-2 - федеральные единичные расценки

Все трубопроводы входят в состав государственной компании Транснефть. В России нефтепроводов на 50тыс км.

Стадии разработки проекта:

1. ТЭО

2. Проект

3. Рабочая документация (рабочие чертежи, по которым строят проект)


Сейчас обычно 2 стадии: ТЭО - делают расширенно и уже определяют оценочную стоимость, а на стадии рабочего проекта уже прикидывают сметы. В сметах закладываются накладные расходы и плановые накопления. Цена договорная. Накладные расходы – 15%, плановые накопления – 8% - это все было раньше. Сейчас накладные расходы и плановые накопления берутся от фонда оплаты труда: накладные расходы=120% ФОТ, прибыль=60% ФОТ.

Сколько стоит проектирование:
Принятые нормы стоимости проектирования плавающие: от 2 до 20% от стоимости работ. Магистральные трубопроводы 2-3%, ВСТО $17 млрд. Проектируют специальные проектные компании, которые географически ближе к проектируемому трубопроводу. Институт «Гипротрубопровод», и институт «Гипроспецгаз». Есть еще 2 института в Киеве и 2 в Донецке. Цена нефиксированная, она договорная. Проектирующая компания, которая соглашается выполнить проект за меньшую сумму будет генеральной проектной компанией.




102**. Формы участия иностранного капитала в освоении ресурсов нефти и газа

Из всех форм участия ин. капитала в освоение нефти и газа самой сложной и ответственной можно назвать прямое инвестирование, которое осуществляется через концессии и контракты. Принципиальное различие: в случае создания концессии государство — собственник недр уступает право с-ти на них концес­сионеру, а в случ. подписания подрядного соглаш.- контракта- оставляет эти права за собой.

Концессия. В гл. 54 Гражданского Кодекса РФ коммерческая концессия оп­ределяется как договор, при котором «правообладатель обязует­ся предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграж­дение на срок или без указания срока право использовать в пред­принимательской деятельности пользователя комплекс иму­щественных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе... на другие, предусмотренные договором объекты исклю­чительных прав...»

Сейчас во всём мире концессии разделяют на традиционные и модернизированные. Традиционные КС в большинстве случаев заключались между крупными сырьевыми корпорациями и колониальными или зависимыми странами. Заключались на явно невыгодных для при­нимающей стороны усл..

Как правило, типичная модернизированная К явл-я в наше время арендным соглашением, усл. кот-го стали бо­лее благоприятными для принимающей страны. Обычно строго оговари­вается уровень капиталовложений ин. компании с разбив­кой по годам, при этом устанавливается минимальный объем тех или иных видов работ. Ин. партнер, как правило, несет обязательства по найму и обучению местной рабочей силы, по ох­ране окр. среды.

СРП. Наиболее типичен контракт о разделе продукции, этот вид кон­тракта впервые был заключен в 1966 году Индонезией и впослед­ствии стал широко применяться в практике многих стран.

Весь риск поисково-разведочных работ возлагается в этом случае на компа­нию-подрядчика, затраты которой на это не возмещаются, если в оговоренные сроки коммерческие запасы не удается обнаружить. Кроме того она полностью финансирует обустройство и эксплуата­цию месторождения в том случае, если запасы нефти все-таки бу­дут найдены.

В случае удачного результата капитальные и текущие затраты компании - контрактора погаш-ся после начала эксплуатации м-я путем предоставления ей отчасти сырьевой прод-ции («компенсационной нефти»), доля которой оговаривается в кон­тракте. Как правило, эта доля колеблется от 20-50%.

Естественно, доля этой нефти тем больше, чем сложнее усло­вия ее поиска и добычи; чем эта доля ниже, тем продолжительнее период амортизации инвестиций, что в принципе выгодно прини­мающей стране.

Остальная часть добытого сырья распределяется в заранее ого­воренной пропорции между принимающим государством (государ­ственной компанией) и иностранным участником, составляя их прибыль. Размеры вознаграждения, получаемого компанией - контрактором, варьируют в весьма широких пределах: от 85% всей прибыльной продукции в Чили, и до 15% в Египте; однако доля государства, как правило, преобладает.

Сервисные контракты. По условиям этих контрактов ин. компания несет все расходы по разведке и обустройству месторождений и связанный с этим риск. В случае обнаружения коммерческих запасов эти расходы вме­сте с определенным %, составляющим прибыль иностран­ного контрактора, возмещаются ему, но не сразу, в течение несколь­ких лет после начала промысловой добычи.

Эксплуатация м-ий может вестись и фин-ся самостоятельно нац-ой компанией, либо — также за опре­деленную плату — иностранным контрактором. Однако в обоих случаям собственником всего добытого сырья является принимаю­щая страна. Возмещение расходов контрактора и оплата его услуг осуществляется либо в денежной форме, либо путем предоставле­ния ему на опр-ый период права приобретения части про­дукции (20-50%) по льготным ценам (на 3-5% ниже рыночных). Прибыли контрактора облагаются подох. налогом, предусмат­ривается также выплата роялти.

В отличие от перечисленных форм соглашений, предусматри­вающих проведение всего комплекса работ по разведке и разработ­ке месторождений в обмен на долгосрочные поставки сырья, со­глашения о технических условиях предполагают осущесгвление иностранным подрядчиком лишь отдельных видов работ (напри­мер, строительство трубопроводов, геологоразведки и т.п.) за га­рантированное денежное вознаграждение без какой-либо доли уча­стия и риска. По условиям управленческих контрактов на иност­ранные компании ложатся общая организация и текущее управле­ние производством, а в ряде случаев — и подготовка национальных кадров.

В конечном итоге использование той или иной формы соглаше­ний зависит от экономического, технологического и финансового потенциала страны, а также от степени разведанности и величины запасов полезных ископаемых.

103**. Закон «СРП»: основные положения

Состоит из 3 глав и 26 статей

Регламентирует отношения, возникающие в процессе осуществления инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на условиях раздела продукции

Соглашение о разделе продукции (далее— соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация пре­доставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее— инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключи­тельные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных ра­бот за свой счет и на свой риск.

Поскольку недра, находящиеся в государственной собствен­ности, могут предоставляться только в пользование, одной из сторон соглашения всегда выступает государство. Конституцией Российской Федерации предусмотрено совме­стное ведение Российской Федерации и субъекта фе­дерации по вопросам владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, в частности, недрами. Поэтому во всех случаях, когда речь идет о недропользовании, под государством следует понимать Российскую Федерацию и субъекта фе­дерации, на территории которого находится соответствующий участок недр.

При этом госу­дарство осуществляет как властные (административные) функ­ции, когда организует лицензирование предоставления участков недр в пользование, так и функции, присущие юридическому лицу, когда заключает соглашение, определяет его условия, обеспечивает реализацию. Государство берет на себя надзор и контроль за исполнением определенных требований коммерческого и организационно-правового харак­тера при пользовании недрами.

В качестве инвестора могут выступать граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц. (Пункт 1 ст. 3)

В статье 8 закона «О соглашениях о разделе продукции» описаны основные элементы оригинального механизма экономических расчетов, на базе которых строится специ­фический фискальный механизм.

Экономическая природа системы раздела продукции харак­теризуется следующими особенностями:

— компенсация затрат и получение прибыли сторонами согла­шения осуществляется в форме раздела произведенной про­дукции посредством ее стоимостной оценки;

— компенсация затрат инвестора осуществляется за счет доли добытой продукции, т.н. компенсационная продукция , предельная величина которой, является пред­метом соглашения и колеблется от 20—40 до 100 процентов; при этом компенсации подлежат ВСЕ затраты по соглаше­нию — капитальные и эксплуатационные, механизм амор­тизации, как правило, отсутствует;

— платежи за добычу полезных ископаемых (в законе указано «платежи за пользование недрами») вычитаются из стоимости произведенной продукции и от остав­шейся суммы ведется расчет компенсационной продукции;

— оставшаяся часть, представляющая собой произведенную про­дукцию, за вычетом компенсационной продукции и роялти, называется прибыльной продукцией, которая подлежит в установленной в соглашении пропорции разделу между инвестором и государством.

Система раздела продукции предусматривает передачу в соб­ственность инвестора определенной части произведенной про­дукции для возмещения его затрат на выполнение работ по со­глашению. Эта часть продукции в законодательстве получила наи­менование компенсационной.

Закон «О СРП» предусматривает установление предельного значения (лимита) объема компенсационной продукции, кото­рая по условиям соглашения передается инвестору для покрытия его затрат. Лимитирование объема компенсационной продукции в оп­ределенном смысле выполняет роль регулятора периода окупае­мости капитальных вложений: чем выше ее доля, тем быстрее инвестор имеет возможность окупить свои затраты.

Конкретная величина предельного значения компенсаци­онной продукции является предметом переговоров. В мировой практике наиболее характерными являются значения 30—50%. В российской практике, в силу относительно низкой продук­тивности и сложных условий освоения месторождений, а сле­довательно и эффективности инвестиций, используются значе­ния порядка 80—95% и даже 100%.

Общая схема российского варианта раздела продукции, со­держащаяся в законе, полностью соответствует схеме широко используемой во многих развивающихся нефтедобывающих стра­нах.

Государство гарантирует инвестору «право свободного дос­тупа на договорной основе к объектам трубопроводного транс­порта».(Пункт 1 ст. 12) Важность такой гарантии определяется монопольным ха­рактером трубопроводного транспорта. Вместе с тем опасение вызывает положение о договорной основе доступа. Тарифы на транспорт и другие условия доступа к «трубе» регламентируются государством.

Поэтому право на сооружение объектов инфраструктуры (Пункт 2 ст. 12), необходи­мых для осуществления работ по соглашению, создает для инве­стора комфортные условия, при которых он имеет возможность выбора, использовать уже имеющиеся объекты на договорной основе либо строить свои.

Закон вводит по существу принципиально иной механизм уплаты налога на прибыль. В качестве базы налогообложения принимается не реальный финансовый результат, т.е. прибыль или убыток, а расчетная величина, стоимость части прибыльной продукции, принадлежащей инвестору по условиям соглашения. В результате в первые годы добычи, пока она ещё относительно мала, когда еще не окупились затраты, инвестор реально имеет убытки, но должен уплачивать налог на прибыль. Следует отметить, что это «российское изобретение». Идея о при­нятии в качестве базы для исчисления налога на прибыль доли прибыльной продукции, являющейся собственностью инвестора была высказана Е. А. Дьячковой.

Введение в условия СРП требований о преимущественном использовании национальных кадров и отечественного оборудо­вания, технических средств, работ и услуг широко практикуется в мировой практике. В ряде стран государство прямо запрещало импорт товаров и услуг, которые могли быть получены на наци­ональной территории по удовлетворительным ценам, качеству и срокам поставки. Все это можно рассматривать как один из элементов государственной политики защиты эко­номических интересов государства. В этом плане российское за­конодательство о СРП развивается традиционным путем. Закон «О СРП» содержал декларативное положение о том, что соглашением должно предусматриваться обязатель­ство инвестора «по предоставлению российским юридическим лицам преимущественного права на участие в выполнении работ по соглашению в качестве подряд­чиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на ос­нове договоров (контрактов) с инвесторами» (ст. 7, п. 2).

Закон «О СРП99» ввел ограничения в отношении масшта­бов привлечения иностранного персонала, установив, что в со­глашении должно содержаться обязательство инвестора по «при­влечению работников — граждан Российской Федерации, коли­чество которых должно составлять не менее чем 80 процентов со­става всех привлеченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ по со­глашению или при отсутствии рабочих и специалистов — граждан Российской Федерации соответствующих квалификаций».

Для обеспечения этого требования в заключенных соглаше­ниях содержатся обязательства инвестора еще и в части подго­товки специалистов, особенно из состава жителей этого региона. Подобное обязательство должно быть во всех соглашениях.

Закон устанавливает, что инвестор обязан осуществлять работы по геологическому изучению, разведке, добыче и другую деятельность, предусмотренную соглашением, в соответствии с проектной технологической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требо­вания, и со сметой затрат на выполнение работ. Инвестор обязан при осуществлении работ по соглашению соблюдать требования закона и иных нормативных правовых ак­тов об охране окружающей среды и о безопасности работ. Инве­стор несет ответственность за нарушение указанных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

104**. Схема раздела продукции (в соответствии с Законом «О СРП»)

Оценка экономических показателей - student2.ru

В настоящее время закон «О СРП» предусматривает возмож­ность использования трехступенчатой схемы раздела продукции (так называемая индонезийская модель - см. Схема 1) и одноступенчатого (так называемая ливийская модель или прямой раздел – см. Схема 2).

В соответствии с трехступенчатой схемой текущий (кварталь­ный или годовой) раздел продукции между Государством и инвестором, определяющий их доходы в процессе разработки и эксплуа­тации месторождения УВ, должен осуществляться с помощью сле­дующих видов налогов и параметров раздела продукции, устанавливаемых в долях единицы или процентах:

- налог на добычу (роялти) (8,25%);

- максимально-допустимый объем (предельная доля) компен­сационной продукции;

- пропорции раздела прибыльной продукции между Государ­ством и инвестором;

- налог на прибыль инвестора (24%).

Во время переговоров могут устанавливаться два параметра раздела продукции — предельная доля компенсационной продук­ции и пропорции раздела прибыльной продукции. В соответствии с Налоговым кодексом РФ ставка налога на добычу полезных иско­паемых (нефть, газ — 16,5%) в случае заключения СРП уменьша­ется в два раза и должна быть равной 8,25%, а ставка налога на прибыль должна устанавливаться на весь срок действия СРП в раз­мере этой ставки, действующей на момент заключения СРП. Расче­ты инвестора с Государством могут осуществляться как в натураль­ной форме, так и в стоимостном эквиваленте добываемой продук­ции.

Инвестор освобождается от всех других видов налогов (за ис­ключением налога на добавленную стоимость (НДС) в случае реа­лизации добываемой продукции на территории РФ, и единого со­циального налога, базой начисления которого является фонд опла­ты труда (ФОТ) российских граждан, участвующих в реализации СРП).

Инвестор имеет право на экспорт всей принадлежащей ему до­бываемой продукции (если такие возможности у него имеются).

Налог на добычу обеспечивает владельцу недр — Государству, устойчивый доход, не зависящий от результатов коммерческой дея­тельности инвестора. Инвестор должен регулярно выплачивать его в размере устанавливаемой части от общего объема произведенной продукции за рассматриваемый период (квартал, год).

Произведенная продукция соответствует общему объему угле­водородов, добытых и доставленных в пункт раздела, фиксируе­мый в условиях СРП. Пункт раздела является пунктом транспортной системы, до которого затраты инвестора относятся к возмеща­емым.

Затраты, понесенные инвестором, делятся на две категории — возмещаемые (за счет компенсационной продукции) и невозмеща­емые. Состав возмещаемых затрат устанавливается в СРП.

К возмещаемым затратам относятся капитальные затраты (по­иски, разведка и разработка месторождений), эксплуатационные затраты (добыча) и транспорт УВ до устанавливаемого пункта раз­дела, а также отчисления в ликвидационный фонд.

Максимально допустимый объем (предельная доля) компенса­ционной продукции, т.е. продукции, выручка от продажи которой идет на погашение затрат инвестора, устанавливается в СРП в про­центах от распределяемого объема УВ. Этот параметр выполняет функцию регулятора скорости возмещения затрат инвестора и оп­ределяет объем прибыльных УВ (аналог налогооблагаемой прибы­ли). Предельная доля может устанавливаться на уровне 10%, что определяет «появление» прибыльной продукции только после пол­ного возмещения затрат инвестора.

Распределяемый объем УВ представляет собой часть произве­денной продукции, уменьшенной на величину налога на добычу (роялти).

Объем компенсационной продукции, соответствующий рассмат­риваемому периоду (квартал, год), может быть равен максимально допустимому ее объему, если накопленные затраты инвестора пре­вышают стоимость этого объема продукции. Компенсационная про­дукция может быть равна накопленным затратам, если накоплен­ные затраты оказываются меньше стоимости максимально допус­тимого ее объема.

Накопленные к рассматриваемому периоду (год, квартал) зат­раты представляют собой сумму невозмещаемых к его началу воз мешаемых затрат и возмещаемых затрат рассматриваемого перио­да. Они «предъявляются» инвестором к погашению за счет ком­пенсационной продукции.

Общая прибыльная продукция представляет собой разность между распределяемой продукцией и компенсационной продукци­ей.

Размеры прибыльной продукции Государства и инвестора оп­ределяются делением общей прибыльной продукции соответствен­но установленным пропорциям.

Чистая прибыль инвестора определяется как его прибыльная продукция, уменьшенная на объем выплат в соответствии с нало­говой ставкой на прибыль. При этом надо учитывать, что величина налогооблагаемой прибыли может уменьшаться на размер факти­ческих платежей по обслуживанию кредитов, а также на величину различных платежей Государству, не возмещаемых за счет компен­сационной продукции. Кроме того, если инвестор получил убыток в предыдущие годы, то этот убыток переносится на прибыль буду­щих лет.

Общий доход Государства в основном формируется суммой налога на добычу (роялти), стоимостью его прибыльной продук­ции и суммой налога на прибыльную продукцию Инвестора. Кро­ме этого, в доход Государства могут входить величина налога на добавленную стоимость (НДС), социальные отчисления, различ­ные виды выплат Инвестора в бюджеты всех уровней (бонусы, воз­мещение прошлых затрат Государства, арендные платежи и т.д.).

В некоторых случаях может устанавливаться иной порядок раздела продукции, так называемый прямой раздел или односту­пенчатая схема раздела продукции между инвестором и государ­ством. В этом случае доля инвестора не должна превышать 68% от добытого продукта. Одноступенчатая схема раздела продукции была законодательно принята в 2003 года.

Условия СРП могут предусматривать неизменные параметры раздела продукции в течение срока его действия (предельная доля компенсационной продукции и доля инвестора в прибыльной про­дукции). Эти параметры раздела могут ставиться в зависимость от текущих значений различных количественных и качественных по­казателей, достигаемых в ходе реализации проекта (объем добыва­емой продукции, внутренняя норма доходности, индексы доходно­сти и т.д.), а также от календарного времени реализации СРП.

***Законы развития регионов.

Экономические законы (объективные тенденции) регионального развития в усл. регулируемого рынка.

Наши рекомендации