Основные формы несовершенной конкур. Антимонопольное законодательство.

Монополия – это тип рыночной структуры, при котором весь объём отраслевого предложения концентрируется у 1 продавца, реализующего продукт, не имеющего близких заменителей, а появление в отрасли др. продавцов заблокировано. Признаки:

-1 фирма

- уникальный продукт

- воздействует на рын цену

- вступление в отрасль заблокировано

- ограничения в доступности информации.

Типы монополий: 1. закрытая – монопольное положение фирмы на рынке защищено законодателем. Закрытая монополия представляет собой наиболее устойчивую форму монопольной власти, которая чаще всего и обусловливает получения монопольно высоких прибылей, т. к. предоставление исключительных прав всегда сопровождается ограничениями в отношении уровня цен и нормы прибыли( правительство предоставляет изобретателю права на временную монополию); 2. открытая – когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт – новая технология). Специфика – временный характер, поскольку нововведения могут быть превзойдены или скопированы конкурентами. В условиях открытой монополии фирма наиболее полно реализует рыночную власть и получает монопольно высокую прибыль; 3. естественная – характерна для тех отраслей, в которых присутствие единого производителя обусловливают минимальные АС производства при обеспечении всего рыночного спроса. Причина возникновения естественных монополий – проявляющаяся в положительном эффекте масштаба взаимосвязь между объёмом рыночного спроса и эффективном размером предприятия. Такие монополии находятся под наблюдением государства, регулирующим их деятельность (ж/д, Газпром)

Монополистическая конкуренция – множество фирм производят дифференцированные товары, продукция близкая, но не полностью заменимая (рестораны, пекарни, производство мыло, пасты). Черты:

-убывающая кривая спроса, ищет цену (чист монополия)

- доступ фирм свободен (конкур)

- отсутствует зависимость, сговор

- ценовая и неценовая конкуренция при соперничестве.

Олигополия – на рынке господствует несколько фирм, каждая способна оказывать влияние на рыночную цену, вход в отрасль ограничен высокими барьерами. (пр-во алюминия, автомобильная промышленность). Взаимозависимость фирм, необходимо предвидеть реакцию конкурента на изменение ценовой стратегии.

Монопсония – монопольная власть у покупателя. Одна фирма – покупатель на отраслевом рынке при отсутствии возможностей альтернативного сбыта для продавцов. Монопсонист влияет на цены закупаемых благ. Если монополист пользуется рыночной властью, чтобы производить меньшее количество блага по более высокой цене, то монопсонист – для того, чтобы меньше покупать по более низким ценам (военная промышленность-продукцию покупает гос-во). Двусторонняя монополия – монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя. Особенность: хотя продавец и обладает монопольной властью, монопольное положение покупателя позволяет ему рассматривать кривую МС продавца в качестве кривой отраслевого предложения, т. е. аналогично условиям совершенной конкуренции, поэтому покупатель установит цену ниже той, которую запросит продавец. Договорная цена и количество находится в пределах между предложениями покупателя и продавца, а конечный результат сделки – функция от степени информированности сторон друг о друге и способности каждой из сторон вести переговоры. Модель двусторонней монополии часто встречается на рынках вооружения, когда речь идёт о закупках вооружения, которыми обладает одна фирма.




Модели рынка:

Признаки Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень много Много Несколько Одна
Тип продукта Стандартизи-рованный Дифференци рованный Стандартизированный или диф-ый Уникальный, нет близких заменителей
Контроль над ценами Отсутствует Возможен, но в довольно узких рамках Ограничение взаимной зависимостью, значительной при тайном сговоре Значит-ый
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно легкие Существенно затруднены Блокировано
Неценовая конкурен-ция Отсутствует Значительный упор на рекламу, товарные знаки, торговые марки и т.д. Очень распространена, особенно при дифференциации продуктов Гл. образом реклама и отношения с обществен-ностью
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство стали, автомобилей, с/х инвентаря, многих бытовых электроприборов Местные предприятия коммуналь-ного хоз-ва


Антимонопольное законодательство-законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Это регулирование проводится по четырем направлениям: 1. ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрепление производства, а только серьезное ограничение торговли. 2. запрещается слияние конкурирующих компаний. В акте Клейтона, принятом в 1914г. такое слияние расценивалось как усиливающие монополизацию и ослабляющее конкуренцию. 3. запрещается установление монопольных цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен и другие виды сговора в отношении цен). 4. сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах. Т.о. антимонопольное законодательство поставило определенные преграды монополизации рыночной экономики. Одновременно государство выступило гарантом сохранения конкуренции в ее цивилизованных формах.

5. Рынок труда. Ценообразование на рынке труда.

Рынок труда - сфера контрактов продавцов и покупателей трудовых услуг, где противостоят друг другу те, кто желает работать и те кто нанимает работников для пр-ва товаров и услуг. В зависимости от формир-ия спроса и предлож, цены тр, способности покупателей и продавцов тр воздействовать на соотношение спроса и предлож и ур з/п различают: р-к тр совершенной конкуренции и р-к несоверш конкур.Р-к соверш конкур:значител предолж тр и также выс спрос на раб силу+ невозможность д/фирм и раб контрол-ть ур з/п.

В природе нет абсолют совершен р-ка тр, т.е. у нас р-к несоверш конкур,т.е. есть ограничения со стороны спроса и предлож. Р-к несоверш конкур: монополия, олигополия, монопсонический р-к. Для рассмотрения несоверш конкуренции возьмем монопсонию-т.е. на р-ке находится только одна фирма (в малых городах, фирма обладает крайне редким и практически недоступным для конкурентов ресурсом), вследствие чего со стороны предпринимателя сущ контроль ур з/п, путем сокращения или увеличения числа работников. Также, вследствие конкуренции между наемными работниками, происходит обусловленное сокращение заработной платы. Предлож тр явл фиксир величиной, а спрос опр-ся кол-вом мест на дан п/п. Пр: 100 мест, а чел 1000—владелец п/п будет назначать им свою цену. Если он решит взять не 100, а 120 то платить будет не 5т.р., а 4т.р.

Зарплата как цена труда

Зарплата- форма цены трудового фактора.

Труд- процесс потребительного использования рабочей силы, в результате которого создается продукт 9по Марксу).

Рабочая сила- потенциальная способность человека производить определенное количество продукции. Эта способность может быть предметом купли-продажи.

Труд- услуга производственной деятельности, которую предприниматель покупает у работника, осуществляет наём.

Заработная плата:

· Издельная - система оплаты труда по объему выпущенной продукции.

· Повременная - система оплаты по отработанному рабочему времени.

Это формы одного и того же процесса. Затраты труда исчисляются либо в единицах объема, либо в единицах времени.

Заработная плата:

· Номинальная - рыночное выражение стоимости услуг труда

· Реальная – стоимость товаров и услуг, которые могут быть приобретены работником на его номинальную заработную плату (скорректированная величина номинальной з/п)

Характеристики ценовые и налоговые:

ЗПн = Ц + Н

24 часа в сутки- происходит дележка между 2-мя факторами (доход и свободное время) в зависимости от того, сто важнее для человека: больше дохода (больше раб.времени) или больше свободн.времени (отдыха). Можно пожертвовать временем отдыха ради рабочего времени. Эффект дохода выражен в стоимостной цене, показывает увеличение богатства.

Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

1. Большое число фирм и большое число работников. Так много, что каждый в отдельности не может повлиять на условия найма.

2. По качеству- товар одинаковый.

3. Рыночная ставка заработной платы задана. Не контролируется ни фирмой, ни работником.

Сумма спроса: Основные формы несовершенной конкур. Антимонопольное законодательство. - student2.ru

Рыночный спрос можно найти путем суммирования горизонтальных кривых индивидуального спроса.

S
Основные формы несовершенной конкур. Антимонопольное законодательство. - student2.ru

Для фирмы выгодно нанимать дополнительных работников до тех пор, пока увеличение выручки превосходит рост издержек, т.е. пока предельный продукт труда (в денежном выражении) не сравняется с предельными издержками, т.е. с зарплатой (MRP=MRC=Wo).

Изменение зарплаты обуславливает объем спроса на труд. Если зарплата вырастет, то количество нанятых работников сократится, если зарплата упадет, то число нанятых работников вырастет. Т.о. кол-во нанятых работников прямо пропорционально уровню средней заработной плате.

Наши рекомендации