Закон межрег-ой эк. интеграции и укрепления эк-их основ государственности, либерализма.
Закон работает на потребление государственности. Доказано, что обоснованные небольшие территории в хозяйственном отношении нежизнеспособны, неустойчивы в развитии и не способны к самостоятельному прогрессированию. Иное дело – крупные производственные комплексы. Поэтому межрегиональная экономическая интеграция способствует укреплению экономических и политических основ федеративных отношений, гарантирует целостность государства.
Интеграции способствует деятельность 8-ми межрегиональных ассоциаций взаимодействия были основаны в 1922 году) и образование федеральных округов (2000 год).
Различают следующие направления консолидации регионов:
а) комплексы районов для создания мощных производственно-коммерческих структур (корпорации, концерны, ТНК), создание зональных рынков, ресурсной и финансовой баз;
б) комплексы производственно-сбытовых зон (топливно-добывающая и перерабатывающая и т.п.);
в) комплексы зональных коммуникационных систем (транспортных, электрических, информационных и т.д.)
***Задачи региональной экономики.
Как негативный фактор при переходе к рынку проявляет себя неоднородность экономического пространства России. Если московская агломерация вступила в постиндустриальную стадию развития, имея высокий уровень промышленности с преобладанием сервисных видов деятельности, то, например, Калмыкия практически лишена промышленности и пребывает в доиндустриальной стадии => необходима регионализация реформы:
1. учет ее особенностей в регионах разного типа. Перенос ряда направлений реформы на региональный уровень в ряде сфер предпроизводства, социальной области, охране природы и т.п.
2. децентрализация процесса управления реформой. Активация деятельности на местах.
3. содействие в социально-экономическом развитии регионов:
А) реконструкция экономики старопромышленных регионов путем конверсии оборонных отраслей, модернизация инфраструктуры, оздоровление экологической обстановки и т.д.
Б) преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока и др. Возрождение малых городов и российского села.
В) стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно с сырьевой ориентацией. Создание условий для возрождения малочисленных народов.
Г) переспециализация новых пограничных регионов. Создание новых рабочих мест.
Д) преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей.
***Регулирование регионального развития
Вся мировая экономика обнаруживает четкую тенденцию к взаимодействию механизмов развития саморегуляции и целенаправленного планового развития. Неустойчивость развития сказывается на объеме совокупного продукта, на занятости, уровне цен и в этом направлении централизованное планирование имеет лучшие возможности для ускоренного роста народного хозяйства, а выгоды рыночного хозяйствования заключаются в лучших условиях мотивации труда и стимулирования производства (частная собственность, конкуренция). Ориентация рынка на достижение высших целей всегда задается планом и программой, т.е. рынок регулируемый. Регулируемый конкуренцией механизм рыночного равновесия спроса и предложения, формирование продажной цены не позволяют обеспечить эффективное решение задач размещения и рационального развития производительных сил, которые относятся к общенародным целям. Это происходит по ряду причин:
- из-за высоких издержек
- медленная оборачиваемость капитала
- отсутствие нужной информации
Основная задача регулирования развития регионов – это обеспечивать условия для ориентации экономики на перестройку структуры и поступательный рост производства, обеспечение социального и экологического благополучия, прогресса.
Регулирующие органы:
1. структуры федеральной законодательной и исполнительной власти (Федеральное Собрание, Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Министерство регионального развития, а так же региональные органы власти)
2. региональные органы власти
3. полномочные представительства Президента в федеральных округах и ассоциации экономического взаимодействия субъектов федерации.
Задачи полномочных представительств
- организация работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политик,
- контроль за исполнением решений федеральных органов власти,
- представление Президенту докладов по положению дел в округах.
Задачи 3х межрегиональных ассоциаций
- обеспечение взаимодействия регионов на основе материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов,
- совершенствование методов хозяйствования (ведения экономики),
- оптимальное размещение производительных сил,
- обеспечение устойчивого развития регионов.
Цель государства – обеспечить и поддерживать прогрессивное развитие (наукоемкие отрасли, малый бизнес, экспорт и ограничение того, что устарело – система банкротств предприятий, защита внутреннего рынка)
Регулирующее воздействие осуществляется с помощью прямых и косвенных методов.
Прямые – административные методы: целевые программы, стратегические и бизнес-планы, включая федеральный и региональный бюджеты. Направления прямого регулирования –
1. выделение финансовых средств на текущие нужды из федерального бюджета, фонда финансовой поддержки регионов, посредством установления льготных норм отчисления в региональные бюджеты от федеральных налогов.
2. размещение госзаказа на поставку продукции для народно-хозяйственных нужд, включая оборонку
3. участие государства в финансировании инвестиционных проектов, поддержке инноваций
Косвенные – экономические методы: налоговое, кредитное и отчасти ценовое регулирование.
Налоговое регулирование осуществляется посредством налоговых ставок и льгот. Три уровня налоговой системы: федеральный, региональный, местный. Федеральные налоги приносят самые крупные доходы и служат источником доходов всех уровней. Это НДС (косвенный налог на потребление, стимулирующий экспорт), налог на прибыль (поступающий и в федеральный и в региональные бюджеты, стимулирующий малое предпринимательство, поддерживающий финансовое равновесие и инвестиции из собственной прибыли предприятия), НДФЛ, Существенный доход составляют акцизы, т е процентные надбавки к розничной цене (алкоголь, табак, автомобили, ювелирка, отдельные виды минерального сырья, в том числе нефть и газ). Для регионов очень важны таможенные пошлины. Региональные налоги: налог на имущество организаций, на недвижимость, дорожный. Местные налоги: земельный, на имущество физлиц, на наследство и дарение.
Кредитное регулирование использует следующие инструменты: учетная ставка ЦБ и предоставление льготных кредитов. Функция кредита – перераспределение капитала в хозяйстве. Виды кредита: коммерческий (когда один хозяйствующий субъект занимает у другого) и государственный (когда государство занимает у юрлиц и физлиц).
Регулирование цен проводится на региональном уровне.
Региональные программы являются важнейшим регулятором территориально-экономических процессов, и называются целевыми. Каждая программа – это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, соц-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при поддержке государства. Программно-целевой метод хозяйственного и территориального управления служит средством активного воздействия государства на соц-экономический комплекс проблем, в первую очередь на выравнивание регионального уровня развития. Ими решаются текущие и стратегические задачи.
Сущность целевых программ в том, что они воплощают в себе синтез жесткого плана и свободного рынка, когда строго целенаправленная хозяйственная деятельность осуществляется и стимулируется на коммерческой основе, т е осуществляется принцип добровольности, и на основе хозяйственных договоров.
План и программа имеют много общего, но все-таки отличаются: план имеет более общее содержание, а программа детализирована. Прогамма отвечает не только на вопрос «что делать», но и «как делать», «в какие сроки», «в какой последовательности».
Число федеральных программ небольшое, они призваны либо поддержать особо бедствующие регионы, либо создать условия рывка. При проектировании системы управления программой предусматриваются административные формы оперативного руководства (исполнительная дирекция программы, органы региональной исполнительной власти). Все больше используется принцип самофинансируемых управленческих коммерческих структур, т е создание государственной или смешанной корпорации, наделенной правами по реализации программы. В результате участия государственного корпоративного предпринимательства в наиболее выгодных сферах деятельности полученная прибыль реинвестируется в программные проекты. Указанный подход получил свое воплощение в программах по Дальнему Востоку и Забайкалью и по Якутии.