Понятие мотивации, содержательные теории мотивации.
«Мотив» (фр.) – побудит.причина, повод действий.
Мотивация - совокупность движущих сил, с помощью которых менеджер побуждает других людей работать для достижения целей организации. Мотивация влияет на поведение чела, причем оно зависит от множества факторов и оно во многом индивидуально
Суть мотивации можно выразить так: потребность человека → целенаправленное поведение → мотив к действию → удовлетв-е потребности.
Человек на работе не работает в полную силу и начинает работать лучше когда уверен, что дополнительные усилия будут должным образом вознаграждены.Мотивы формир-ся у человека под действием различ.факторов и «включаются» под влиянием стимулов, кот.создают мотивацию труда.
Процесс мотивации разбивается на 4 этапа:
1)возникновение потребности
2)разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей
3)определение тактити деятельности и поэтапное его осуществление
4)удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознагрождения.
Потребность-нужда в чем то объективно необходимомо для поддержания жизнедеятльности и развития организац.группы, личности. Потребности:
1)первичные(сон, пища)
2)вторичные (социальные-вытекают из психол.состояние чела, потребности в уважении, власти)
Важным значение в удовлетворинии потребностей-стимулы
1)принуждение-выговор, наказание
2) материальное поощрение-з\пл,премии
3) моральное поощрение-грамота, награда
4)самоотуверждение – силы, которые побуждают человека к достижению цели без прямых внешних воздействий
Поощрение м.б.: текущее (з/пл) и по итогам года. Текущее поощрение (наказание) предназначено для корректировки деят-ти в необх.сторону. Величина матер.поощрения должна создавать достойный уровень жизни. Итоговое поощр-е - это по результатам конечной деятельности. Оно должно отражать истиный вклад, быть справедливым и создавать мотив будущей деятельности. Оно д.б. не менее текущей годов.з/пл.
В основе всех теорий мотивации лежит теория потребностей по 1)Маслоу, кот.условно делит все потребности на 5 групп потреб-ти ч-ка на первич(физиологические и потребности в безопасности и защищенности). и вторичные(соц, самовыражение, уважение). Утверждал что поведения человека зависит от того, какой из основных 5 видов потребностей являтся доминирующим на данный момент.
На поведения человека влияют прежде всего первич.потребности, вторичные –оказывают влияние после удовлетворение нижних уровней. В общей массе людей в основном выдерживаются приведенная последовательность, но в конкретных обстоятельствах какая то из потрбеностей может доминировать-поэтому в условиях управления следует исходит из того, что четко разгранич. потребностей не существует, кроме того руководитель должен учитывать индив. Качества чела и особенно его прошлый опт, который оказывает влияние на потребности настоящие.
Трудности:
1)большинство из нас в одно и то же время наход.на нескольких уровнях потребностей
2)крайне трудно определить уровень потребности
3)трудности при определении потребностей чела и при расстановке приоритетов
2) Теория Мак Клеланда.
Он считает что мотивация должна основываться на 3 потребностях:
1)во ласти-рождает стремление к лидерству, желание воздействовать на людей
2)в успехе- необходимый результат деятельности завершение работы – признание её ценности и это хорошо при мотив.людей ориентированных на успех.
3)в причастности – быть не только исполнителем, но и инициатором.
3)2-х факторная теория Герцберга.
В ее основе 2 фактора:, которые побуждаеют себя и других к деятельности
1) гигиенический – связаный с усл-ми окр.среды, раб.места, разсер оплаты тура,межличностные отношения и т.д. (политика фирмы, условия работы,заработок, отнош-ние к руковод-ву,степень контроля и т.д.); 2)
фактор мотивации – связ-й с самим хар-ром и сущностью работы (мотивы, к-рые расчит.на успех, карьеру, признание, деловой рост и на обогащение труда).
Мотивация происходит при взаимодействии этих 2 факторов. По этим моделям менеджер должны так получ.дело, чтобы каждый мог чувствовать сложность и значимость полученного дела независимо в выборе решения, отсут. монотонности, ответственности