Доходность как основное условие расширенного воспроизводства

Так как основной целью предпринимательской деятельности является систематическое получение прибыли, то процесс производства и реализации должен постоянно возобновляться. Это осуществляется посредством простого воспроизводства. Воспроизводство м.б. простым и расширенным. Простое воспроизводство – воспроизводсто в прежних объемах. Расширенное воспроизводство – постоянное наращивание производства, увеличение объема. Чистый продукт – валовой общественный продукт за минусом затрат овеществленного труда прошлых лет. Представляет собой стоимость предметов потребления, предназначенных для личного потребления и средства производства, используемые для расширения производства. Другое название – национальный доход.

Необходимый продукт – часть чистого продукта, которая требуется для нормального воспроизводства рабочей силы, то есть для поддержания ее работоспособности, включая подготовку нового поколения работников, замещающих тех кто утратил способность к труду. Необходимый продукт покрывает расходы на питание, одежду, содержание жилища, на удовлетворение сложившихся культурных и социальных потребностей.

Прибавочный продукт – часть чистого продукта, созданная сверх необходимого продукта.

Традиционно все производство в стране, в зависимости от того, какую продукцию оно выпускает, принято классифицировать на два подразделения 1-производство средств производства, 2 – производство предметов потребления. В условиях агропромышленного комплекса первая сфера относится к 1 подразделению, собственно сельское хозяйство – ко 2 подразделению. Организации, относящиеся к третьей сфере АПК, обслуживают первые две сферы и в отдельное подразделение не выделяются.

Для того, чтобы в масштабах государства процесс воспроизводства осуществлялся непрерывно, необходимо соблюдение след.пропорций.

При простом воспроизводстве:

1. Средства производства (продукция первого подразделения) должны производиться в таких объемах, чтобы возместить материальные затраты в обоих подразделениях, другими словами, равняться фонду возмещения:

I(C+V+M)= IC+IIC,

производство средств производства = средствам производства, потребленных в 1-ой сфере и производство предметов потебления во 2-ой сфере

где С – стоимость потребленных средств производства, подлежащих возобновлению перед началом следующего производственного цикла;

V+M – вновь созданная стоимость;

V- необходимый продукт, средства необходимые для воспроизводства рабочей силы;

М-прибавочный продукт, который может быть направлен и на увеличение потребления, и на расширение производства.

2. Вновь созданный продукт 1-го подразделения (чистый продукт)должен быть = фонду возмещения 2-го подразделения

I (V+M)=II C; II C – НД (национальный доход).

3.Производство предметов потребления (продукция второго подразделения) должно равняться чистому продукту, созданному в обоих подразделениях, то есть:

II(C+V+M)=I(V+M) + II(V+M)

При расширенном воспроизводстве должны выполняться следующие неравенства:

1. Вся продукция первого подразделения должна превышать сумму фондов возмещения в обоих подразделениях на величину накапливаемых в них средств производства, то есть:

I(C+V+M)>IC+IIC

2. Чистый продукт первого подразделения должен быть больше фонда возмещения второго подразделения на величину дополнительных средств производства, которые необходимы для целей накопления в обоих подразделениях, то есть:

I(V+M)>IIC

3. Производство предметов потребления (продукции второго подразделения) должна быть меньше, чем чистый продукт, созданный в обоих подразделениях, на величину накапливаемых средств производства, то есть:

II(C+V+M)<I(V+M)+II(V+M)

В процессе воспроизводства должны быть возмещены затраты живого и овеществленного труда. При этом затраты живого труда воспроизводятся посредством оплаты рабочей силы (начисление и оплата труда работников, занятых в процессах производства и реализации продукции).

При экономической характеристике воспроизводственного процесса целесообразно отдельно рассматривать, как минимум, три основных составляющих:

- основные средства;

- оборотные средства;

- производительность труда.

Для того, чтобы осуществлять расширенное воспроизводство на уровне организации необходимо наличие прибыли, наличие знаний, материально-технических средств, трудовых ресурсов, наличие спроса на продукцию.




8 Особенности и факторы размещения и специализации с-х пр-ва.Перед каждым предприятием стоит проблема выбора направления деятельности и сочетания различных производств.

Каждая отрасль имеет характер особенности такого сочетания которое определяется особенности деятельности в отрасли.

ОТРАСЛЬ – это часть сферы производства, отличающихся составом продукции, применяемыми технологиями, профессиональным составом раб.силы, особенностями организации производства.

С этой т.зрения в с/х-ве выделяют 2 отрасли:

1) растениеводство

2) животноводство

В рамках растениеводства по характеру использования земли выделяют:

1) овощеводство

2) полеводство

3) садоводство.

В животноводстве отрасли делятся по видам животных:

по экономическому значению и роли для предприятия отрасли подразделяются на главные и дополнительные:

1) главная – это отрасль ради кот.организовано производство;

2) дополнительные отрасли имеют меньше значаения но позволяют снизить риски деятельности предприятия если отрасль имеет товарное значение и более равномерно использовать труд. Ресурсы в течение года.

Кроме этих отраслей могут формироваться обслуживающие отрасли (сервис).

В с/х-ве выделяются:

Товарные(для продажи) и нетоварные (товар для внутреннего потребления) отрасли.

Характерной особенностью с/х-ва является необходимость сочетания разных отраслей на одном предприятии. Это обусловлено тем, что:

А) биологический фактор – связано с использованием в производстве живых организмов;

Б) неоднородность земельных массивов по составу почв, рельефов, что требует разного хозяйственного использования;

В) сезонность производства;

Г) длительность производственного цикла.

В сельском хозяйстве пространственный фактор играет особ.роль, т.к. земельные массивы неоднородны по возможности их хоз.использования.

Территориальное разделение труда проявляется в форме размещения производства. На специализацию и размещение с/х влияет комплекс природно-климатических условий. Но кроме них просматриваются экон.закономерности тяготения отраслей к тем или иным территориям. Это проявляется в определенной концентрации на территории тех или иных производств. Такая концентрация обусловлена законом сравнительных преимуществ. Суть закона в том, что тот или иной вид деятельности тяготеет к тем зонам где альтернативные издержки данного вида деятельности меньше. Например имеются 2 зоны выращивания зерновых культур.

Специализация производства в силу комплексности и отд.отраслей может выступать в различн.видах или формах.

В с/х-ве выдел.след.виды специализации:

1) зональная – это специализация отд.территорий;

2) хозяйственная – это специализация отд.предприятий, представляющая собой производственные направления или отраслевую структуру;

3) внутрихозяйственная – специализация произв.подразделений внутри предприятия;

4) внутриотраслевая – это специализация внутри отд.отрасли по технологическим стадиям с относительно завершенным циклом и самост.видом выпускаемой продукции (элеватор, производство спирта, молокозавод, мясокомбинат). Т.к. размещение производства характеризует количественную сторону разделения труда.

Основными показателями являются:

1) объемы произвоства в натур.показателях на конкретн.территории или в конретн.зоне;

2) уд.вес отдельн.территорий, регионов в обществен. Объеме производства продукции;

3) производство продукции в расчете на душу населения.

Показатели специализации:

1) Уровень хозяйственной специализации, кот. Показывает долю главн.отрасли предприятия в общем объеме товарной продукции:

Ус = ТПг/ТП * 100%, ТПг – стоимость тов.продукции, ТП – стоимость всего предприятия;

- специализация считается узкой если на долю главн.отрасли приходится 80% и более от стоимости всей тов.продукции;

- если доля главн.отрасли более 50% но менее 80% специализация считается углубленной;

- если Ус менее 50% предприятие считается многоотраслевым.

В Росс.практике преобладает многоотраслевые предприятия.

2) Кроме уровня хоз.специализации рассчитывается коэффициет специализации (или степень тов.сосредоточения)

Кс = 100%/Sd (2n-1), гда 100% - общая стоимость тов.продукции, d – доля конкретного вида продукции в общей стоимости тов.продукции; n – порядковый номер вида продукции в ранжированном ряду, построенном по убывающей.

Помимо показателей размещения и специализации м.б.расчитан коэффициент эффективности размещения кот.определяется как отношение себестоимости единицы продукции с учетом транспортн.затрат в исслед. Регионе к себестоимости 1 продукции с учетом транспортн. Затрат в более крупн.регионе либо в целом по стране.

9.Классификация товарных рынков

Классификация является начальным этапом накопления информации о рынках. Она осуществляется по ряду признаков: товарно-отраслевому (рынки машин и оборудования, рынки минерального сырья и топлива, рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия), уровню развития хозяйства страны (рынок страны с натуральным хозяйством, рынок промышленно-развитой страны), уровню доходов населения и характеру их распределения (рынок стран с низким уровнем доходов населения, рынок страны с низким и высоким уровнями доходов населения, рынок страны с низким, средним и высоким уровнями доходов населения, рынок страны с преимущественно средним уровнем доходов населения), уровень конкуренции на рынке (рынок совершенной конкуренции, рынки несовершенной конкуренции) и т.д.

В составе рынков АПК: рынок сельскохозяйственного сырья, рынок продовольствия, рынки материально-технической продукции, земли и труда.

Она является начальным этапом накопления информации о рынках конкретной продукции. Осуществляется по различным признакам:

v По товарно-отраслевому (при этом выделяют такие рынки):

- рынок машин и оборудования;

- рынок минерального сырья и топлива;

- рынок с/х-ной продукции и продовольствия.

v По уровню развития хозяйства страны различают:

- рынок страны с натуральным хозяйством (Албания);

- рынок страны-экспортера сырья (Россия);

- рынок промышленно-развивающейся страны (Китай, Мексика);

- рынок промышленно-развитых стан (США, Япония, Германия, Франция);

v По уровню доходов граждан и характеру их распределения:

- рынок страны с низким уровнем дохлда граждан (Россия до перестройки);

- рынок страны с низким и высоким уровнем дохода (Россия сейчас);

- рынок страны с низким, средним и высоким уровнем дохода граждан, где средний уровень не менее 30%;

- рынок страны с преимущественно средним уровнем доходов (Швейцария).

v По уровню конкуренции на рынке:

- рынок совершенной конкуренции;

- рынок несовершенной конкуренции (монопольная конкуренция, монополия, олигополия);

v По территориальному охвату:

- рынок внутренний

- рынок внешний (за границей);

v По уровню государственного регулирования:

- административно регулируемый рынок

- экономически регулируемый рынок (лучший вариант)

- нерегулируемый.

v По сфере товарного обращения:

- оптовый рынок

- розничный рынок

- закрытый:

а) рынок страны с ограниченным доступом иностранного товара;

б) рынок, где покупатели и продавцы связаны не только торговыми отношениями, а также административно (подразделения 1 предприятия), финансовой зависимостью (основное общество и дочернее) или системой долевого участия (совместно с государством);

- открытый рынок:

1) это рынок со свободным доступом иностранных товаром,

2) это рынок где покупатели и продавцы связаны только торговыми отношениями.

Рынок сельскохозяйственной продукции ближе других по типу к совершенной конкуренции. Здесь много продавцов, каждый из которых не располагает таким объемом продукции, чтобы влиять на цены, которые формируются под воздействием совокупного спроса и предложения. Входные барьеры на данный рынок ниже, чем на ранее рассмотренных рынках. Эффект масштаба проявляется таким образом, что наиболее эффективными оказываются небольшие предприятия. Технология не только не защищена патентами, но и широко рекламируется. Отсутствует массовая реклама продукции, т.к. продукция однородная. В качестве своеобразного барьера можно назвать необходимость смены образа жизни при выборе сельскохозяйственного вида деятельности. Барьером также может быть ограниченность земли. Ряд особенностей рынка сельскохозяйственного сырья обусловлены спецификой с/х-го производства. Предложение с/х-ой продукции зависит от погодных условий. Ассортимент выпускаемой с/х-ми предприятиями продукции зависит от производства основной, дополнительной и побочной продукции. Фактор специализации – погодные условия. Скоропортящийся характер продукции сужает возможности выбора сроков ее реализации. Удаленность от пунктов сбыта обостряет транспортные проблемы, вынуждает обращаться к посредникам. В долгосрочной перспективе наблюдается неблагоприятная тенденция снижения цен на с/х-ую продукцию. Это происходит:

1) спрос и предложение сельскохозяйственной продукции не эластичны по цене;

2) предложение растет быстрее, чем спрос в связи с развитием НТП.

10 Особенности спроса на с/х-ную продукцию– зависимость от спроса на продовольствие, низкая эластичность спроса, относительная стабильность.

Особенность спроса на продовольственных рынках – зависимость от физиологических потребностей, в силу чего относительная устойчивость, зависимость от покупательских намерений

Различают также:

жесткий спрос – когда покупатель уверен в выборе товара и не согласен на замену;

мягкий спрос – при кот.покупатель нуждается в консультации со стороны продавца;

спонтанный спрос – возникший неожиданно для покупателя когда он видит товар;

панический (ажиотаж) спрос - когда товары приобретаются независимо от потребителя.

Факторы спроса:

*цена товара (при снижении цены, спрос увеличивается, исключая престижные);

*доходы покупателей (с увеличением доходов спрос на большинство товаров увеличивается);

*вкусы и предпочтения покупателей;

*цены на товарозаменители или дополнительные товары;

*численность покупателей;

*ожидания покупателей (инфляция – к увеличению спроса).

Эластичность спроса по цене –показывает на сколько % изменится спрос при изменении цены на 1 %. Измеряется одноименным коэффициентом, кот.находится как отношение %-го изменения спроса % изменению цены. Значение в большинстве случаев получится со знаком «-», что показывает обратную зависимость меду спросом и ценой.

Если коэффициент:

=1 - спрос единичной эластичности (при снижении цены на 1% спрос возрастет на 1%. В результате выручка не меняется);

› 1 – спрос эластичен по цене (снижение цены на 1% приводит к росту спроса более чем на 1%. Выручка повышается).

‹ 1 – спрос не эластичен по цене, снижение цены на 1 % приводит к росту спроса менее, чем на 1 %. В результате выручка снижается.

На эластичность спроса по цене влияют: 1) Наличие товаров-заменителей, 2)вкусы и предпочтения покупателей, 3) период времени, отведенный на принятие решения (чем короче период тем, менее эластичен спрос),. 4) доля расходов данного товара в расходах общих.

Эластичность спроса по доходу измеряется коэффициентом эластичности спроса по доходу, кот.рассчитывается как отношение %-го изменения спроса к %-му изменению дохода. Обычно положительная величина, что подчеркивает прямую связь между спросом и доходом. По непристижным товарам значение коэффициента с минусом. Взаимосвязь между спросом и доходом сформулировал Энгель. Закон Энгеля: с ростом доходов покупателей расходы на продукты питания растут абсолютно и снижаются относительно других расходов. По большинству продовольственных товаров коэффициент эластичности спроса по доходу ‹ 1. На эластичность спроса влияют: 1)вкусы и предпочтения покупателей (чем предпочтительней товар, тем вышле эластичность спроса по доходу на прод.товары); 2)уровень развития хозяйства страны (чем ниже уровень, тем выше эластичность спроса по доходу на прод.товары).

Перекрестная эластичность спроса – отражает зависимость между спросом на данный товар и ценами на товаро-заменители или дополняющие товары. Она измеряется коэффициентом = отношению %-го изменения спроса на товар к %-му изменения цены товара. Если «+», значит товары х и у заменяют друг друга, если «о» – они нейтральны, если «-» - дополняют друг друга

Экономика пердприятия


Наши рекомендации