Естественные и другие монополии в рыночной экономике. Промонопольная и антимонопольная политика гос-ва.

Виды рыночных структур:

1)чистая монополия:одна фирма, однородная продукция, не имеющая субститутов, вход.барьеры высок.;полн. Контроль над ценой;2)дуополия:две фирмы, однородн. Прод., высок барьеры, контроль над ценой-частичн;3)олигополия:малое кол-во фирм, однородн. Или незначительн. Дифференц-ция, барьеры высокие, контроль-частичн;4)монополистическ. Конкуренц-ция с дифферен-ей прод-та:множ-во фирм, разнородн. Прод-ция, низкие входн. Барьеры, слабый контроль над ценой.

Чистая монополия:

единствен. Продавец товара, не имеющего близких субститутов. Если монополист сниж-ет цену-у него будут покупать товаров больше. Монополсит сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при кот-м прибыль была бы макс-ной.При этом ф-ция спроса-заданная, монополсит не в силах ее изменить. При решении проблемы мак-ции прибыли чистой монополии можно воспользоваться двумя способами:1)м-д сравн-я вал. Дохода и вал. Изд-к;2)м-дом срав-я предель-го дохода и предель-х изд-к. В усл-ях несовершен. Конку-ции предельн доход меньше цены(чтобы продать доп. Ед-цу прод-ции, несовершен. Конк-т сниж-ет цену). При совершен. Конкур-ции прибыль выше норм-ой быстро исчезает под вл-ем наплыва новых фирм. Если же барьеры д/вхожд-я в отрасль высоки, то монопольн. Прибыль приобрет-ет устойчив. Хар-р.Для измер-я степени монопольн. Власти в эконом. Теории исп-ся идекс Лернера:L=(P-MC)/P. Чем больше разрыв между P и MC, тем больше степень монопольной власти.

Естествен. Монополия. отрасль, в кот-й д-ть единствен. Фирмы более эф-на в силу наличия существен. Экономии от масштаба, сопровожд-щей рост пр-ва.Конк-ция здесь невозм-на в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преим-вами в части изд-к перед своими соперниками, а мелкие – ене способны выдержать конк-ции и будут вытеснены с рынка. К таким отраслям принято относить больш-во п/п-тий так наз. Общ-го польз-я, осущ-щих коммунальн. Обслуж-е (электро-, газо-, водоснабжение, канализация), п/п-я телефон. Связи, ж/д, трубопровод-го транспорта и т.д. Предоставл-е как-либо компании исключ-х монополь-х прав вызывает необх-ть устан-я гос-го контроля над д-тью таких монополий. Делается в целях учтран-я возм-х злоупотреб-ний властью над рынком и негатив-х послед-вий д/ потреб-лей от монополь-го полож-я осн-х постав-в. Цены устан-ся гос-вом, а не естествен. Монополией. Осн. Задача регулир-я д-ти ест-х монополий явл-ся созд-е барьеров д/повыш-я цен на производимые блага или д/искус-го огранич-я об-ма выпуска.Прав-во сохраняет за собой право опред-ть региональн. Границы д-ти ест-го мон-та, регул-ть кач-во его услуг и контр-ть цены, к-ые он мож. Назн-ть. Цены должны устанавлив-ся на уровне, мак-но близком к предель-м изд-кам. Прибыль естеств. Моноп. Не д-на превышать норм. Прибыли на вложен кА-л. Гос. Регул-ние д-но обеспеч-ть эф-ть пр-ва, отсюда задача-проверка обоснов-ти расх-в фирмы, включ-х в производ. Изд-ки п/п-я.

-тип рынка несоверш. Конк-ции, харак-ся присут-ем на рынке товара неск-х произв-лей.

Дуополия- частный случай олигополии, рынок разделен между двумя производ-ми. Для прогноз-я монополист-го повед-я фирм в отрасли рассчит-ся индексГерфиндаля.Индекс показ-ет степень конц-ции рынка и вычисл-ся посред-м суммир-ния квадратов рыноч-х долей кажд. Фирмы в отрасли.

В случае олигополии конк-ция носит преим-но нецен. Хар-р. Технол-гия пр-ва, связан с эф-том масштаба, служит причиной возн-я олигополии и явл-ся естес. Барьером для вступл-я в отрасль. К др. барьерам отн-ся:патентование, лицензир-е, контроль над ресурсами, финн. Расх.на рекламу. Важн. Черта олигополии - взаимозависим-ть фирм в отрасли.

1) Тайный сговор(картель)-фирмы-олигополисты могут ограничить конк-цию м/ду собой и предотвратить вступл-е в отрасл, заключив тайное соглашение. Предметом соглашения м.б. выравн-е или фиксация цен, либо закрепл-е долей поставок прод-ции на рынок. (ОПЕК);

2) синдикат – в нем, как и в картеле, тоже обычно объединяются производители однородных продуктов, но в дополнение картельному соглашению они организуют совместный сбыт продукции и закупку сырья ч/з общую торговую сеть.

3) трест – наиболее тесный монополистический союз, входящие в него предприятия объединяются полностью под единым управлением (*Аэрофлот, городские объединения бытовых услуг, торговли). Тресты –наиболее сильное и антиобщественное проявление монополизма, поэтому сегодня в большинстве стран мира они запрещены.

4) Концерн – представляет собой крупный диферсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, в который могут входить промышленные, торговые , банковские и др. предприятия.

5) консорциум-временное объединение промышленных, банковских и др компаний для осуществления совместных предпринимательских проектов (строительство туннеля, ж/д, космической станции).

Монополистич. Конк-ция с диф-ей прод-та- тип рынка несоверш. Конк-ции.Хар-ся множ-вои конк-в. Монополизм основан на диф-ции прод-та.

Дан. Модель предпол-ет ценовую кон-цию. Сниж-е цены в краткоср-м периоде могло бы помочь расширить рынок за счет конк-в и получить сверхприбыль, однако эластич-ть спроса по цене у монополист-го конк-та невысока. Фирмы в конк-ой борьбе перемещ—ся из области ценового соперн-ва в обл. неценовой конк-ции.(реклама, послепродажн. Обсл-е, марк. Исслед-я).

В отлич. От моноп. И олигоп., монополист. Кон-ция харак-ся отн-но невыс-ми барьерами вст-я в отрасль и множ-тью произв-лей. Цены в усл-х монополистич. Конк-ци несут в себе более точную рыночн.Инф-цию.
Моноп. Конк-ция с диф-ей прод-та приводит к меньшим потерям в излишке потр-ля и меньшему убытку общества, чем др. типы рынка соверш. Конк-ции.

Промонопольная политика государства – фирма единственный производитель данного продукта. Когда продукт монополиста не имеет близких заменителей, когда отсутствуют конкуренты, то создаются условия для диктата цен. Вступление в отрасль блокировано техническими, юридическими, экономическими и др. критериями. ( собственностью на патенты, лицензии на владение сырьем, эффектом масштаба).

Важнейшим средством регулирования деятельности монополий явл антимоноп закон-во (А.з). А.з. представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Основа этого законодательства – охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса. Современное А.з. в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется также демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем, чтобы вытеснить отрасли конкурентов.


Наши рекомендации