В судостроении и судоремонте
Из всех методов организации производства – единичного, партионного, поточного - наиболее эффективным, обеспечивающим высокий уровень непрерывности производственного процесса, является поточный, где все рабочие процессы на разных рабочих местах выполняются одновременно, в едином ритме.
Поточные методы организации производства связаны с созданием на предприятиях поточных линий или совокупности рабочих мест, расположенных в последовательности выполнения операций технологического процесса и предназначенных для выполнения закрепленных за ними операций.
Расчетными характеристиками поточных линий являются такт выпуска и ритм (темп) выпуска. Тактом выпуска называется интервал времени между выпуском с последней операции двух следующих друг за другом изделий.
(5.21)
где - такт выпуска;
- действительный фонд времени поточной линии за рассматриваемый период времени;
N – число изделий, выпускаемых за рассматриваемый период.
Под ритмом (темпом) выпуска rB понимается число изделий, выходящих с последней операции поточной линии в единицу времени. Его значение определяется как величина, обратная такту:
(5.22)
По габаритным и весовым характеристикам выпускаемых изделий из поточных линий выделяют линии построечных мест, предназначенные для изготовления или ремонта крупных изделий (судовых ДВС, паровых турбин, тепловозов и электровозов, судов). При этом изделие передвигается с одного рабочего места, которое носит специальное название – «позиция»,- на другое рабочее место через весьма значительные промежутки времени, либо вообще не перемещается до полной его готовности.
Под позицией поточной линии понимается комплексно оснащенный технологическим оборудованием, средствами механизации и обеспечением всеми видами энергии участок причальной стенки пирса, стапеля (слипа), эллинга или цеха (судостроительного, ремонта ДВС) предприятия, на котором выполняются определенные этапы работ по постройке и ремонту судна или ДВС или другого агрегата.
В зависимости от характера передвижения предметов труда (судна, ДВС) и бригад рабочих по позициям поточной линии различают три метода поточной организации производства: поточно-позиционный, поточно-бригадный, комбинированный.
При поточно-позиционном методе объект (судно) перемещается с позиции на позицию при помощи мостовых кранов или специальных транспортных устройств. За позицией закрепляются постоянные бригады рабочих.
При поточно-бригадном методе объект располагается на закрепленном за ним построечном (ремонтном) месте, а отдельные комплексы работ по объекту выполняются специализированными бригадами, переходящими от одного объекта к другому.
При комбинированном методе одна часть работ выполняется поточно-позиционным методом, другая – поточно-бригадным.
Поточные методы получили распространение при централизованном изготовлении сменных и запасных деталей: в частности, на некоторых предприятиях созданы поточные линии по изготовлению цилиндровых втулок, поршней, поршневых колец.
На ряде предприятий имеются поточные линии первичной обработки корпусной стали, изготовления плоскостных секций, постройки буксирных теплоходов и барж.
Поточные методы используют и в судоремонте, и в первую очередь в цехах, специализированных на ремонте судовых ДВС.
Отдельные предприятия отрасли имеют опыт ремонта судов поточными методами. Этот опыт показывает, что переходу предприятий на поточные методы ремонта судов должны предшествовать следующие организационные моменты:
1) определение типов и проектов ремонтируемых судов и установление типового состава работ по ремонту судна (номенклатура, объем, трудоемкость);
2) разбивка типовых работ на планово-учетные единицы;
3) разработка сетевого графика и определение цикла ремонта судна;
4) распределение работ, включенных в сетевой график ремонта судна, на этапы, определение такта ремонта судов;
5) выбор вида поточного ремонта судов;
6) определение количества и характера позиций на поточной линии;
7) разработка проекта оборудования позиций техническими средствами и обеспечение энергией.
Для уменьшения затрат на оборудование позиций они могут организовываться у причальной стенки. В этом случае схема ремонта судов выглядит следующим образом: судно поступает на позицию 1 из счала судов, ожидающих ремонта. Позиция 1 демонтажная – на ней производится демонтаж механизмов, оборудования, устройств, выгрузка их с помощью береговых кранов и отправка в цехи для производства ремонта. Здесь же снимаются и ремонтируются крышки люковых закрытий и трюмы. Далее судно передвигается на позицию 2 (доковую) – заводится в плавучий док или поднимается на слип для выполнения ремонта движительно-рулевого комплекса, донно-забортной арматуры, подводной части корпуса и ее окраски. Одновременно в цехах производится ремонт судового оборудования.
После вывода судна из дока его переводят на позицию 3 (монтажную), где производится монтаж отремонтированного оборудования из цехов либо из обменного фонда.
На позиции 4 (сдаточной) выполняется регулировка, испытание и сдача в эксплуатационную готовность судовых систем: главных двигателей, энергоснабжения, отопления, балластно-осушительной системы, системы пожаротушения, вентиляции, управления, а также производятся швартовные испытания судов.
В условиях поточной организации производства удается значительно сократить производственный цикл среднего ремонта судна. В частности такт среднего ремонта судна грузоподъемностью 2-3 тыс. т может составлять 1 неделю (5-6 рабочих дней на позиции и 1 день на передвижку судна на новую позицию). Следовательно, продолжительность среднего ремонта судна составит 4 недели вместо 2-3 месяцев при существующей организации.
Более высоким техническим и организационным уровнем характеризуется организация поточного метода ремонта судов в крытых отапливаемых эллингах, однако такая организация отличается большими затратами.