Валютный контроль за импортными операциями

1 марта 1991г. – Закон СССР «О валютном регулировании». Ему на смену 9 окт. 1992г. ФЗ РФ №36 15 I «О валютном регулировании и валютном контроле».

Органы ВК: 1. ЦБР, 2. федер орг исполн вл-ти, ГТК (гос тамож комиссия) 3. ФОИВ, назнач правит-вом - федеральная служба валютного и экспортного контроля (ФСВЭК), Росфинмониторинг, Ком по защите экон интересов

Агенты ВК-уполномоч банки, участники рынка ц/бум, тамож органы (с 2004г) , налоговики (с 2005г)

Основной инструмент ВК- паспорт сделки- док-т формата А4, содержит 4 пункта (инф о Р , инф о НР, инф о контракте (баз усл поставки) и инф о банке, кот исполн опреацию)

Первоначально ВК за И планировалось запустить 1 ноября 1995г, но этого не случилось. Только 21 ноября 1995г. получилось, тогда же увидела свет инст №30 от 26 июля 1995г «О ВК за импортными операциями». и вступила в силу 14 ноября 1995г

Основные принципы ВК за ИОп:

§ Ир заполняет 2 экз ПС и несет в банк вместе с оригиналом и завер копией ВТК, в банке ПС и ВТК сопоставляют, если все ОК то 1 ПС остается в банке другая у Ира, второй экземпляр оставался в банке и служил основанием для открытия банком досье И-ра.

§ Ограничения ВК:

А) Изначально действие системы Имп ВК не распростр на импорт тов и усл в там реж «выпуск для своб обращ» и «реимпорт»

Б) распростран только на товары, то есть при импорте услуг необходимо было заполнять ПС

В) не распространялся на рублевые операции (не надо было заполнять ПС)

§ Контроль за импортом был разделен на:

ü ВК за импортом уже ввезенных товаров на территорию РФ и растаможенных . ( Ир заблаговременно до начала там оф получает в банке копию ПС, идет на таможню при себе ПС и ГТД, там сверяют данные, если все ОК Ир получает копию ГТД с №, в течение мес Ир должен принести ее в уполномоченный банк)

ü ВК за отгруженными но не растаможенными тов (т.е в пути) (До осущ платежа за имп тов в уп банк предоставляем оригинал СФ, где все данные о сделке, рез, нерез. тов и тд и тп.+ транспортный документ, подтверждающий факт отправки тов, потом банк проверяет соответствие ПС, СФ и трансп док на расхождения, если их нет то банк исполнял платежные инструкции Ира по оплате имп тов.)

ü Импорт по предоплате – 90% импорта. (заполняется ПС(И) и одновременно поручение осуществить предоплату). Считалась главным способом вывода валюты по фиктивному импорту. Поэтому Иру разрешалось оплачивать товар до их отгрузки только в трех случаях :

а) при выдаче уп банком по просьбе Ира БГ ВК (потом этот пункт убрали)

б) максим размер платежей по предоплате в теч недели сост 5тыс долл

в) на предоплату треб разрешение ЦБР

Инструкция №30 действовала в полном объеме до 1.01.96г. вступила в силу инструкция №91. Действие инструкции №91 распространялось на :

а) ИмОп предусматривавшие оплату не только в ин валюте как прежде , но и в валюте РФ, векселями в ин валюте или валюте РФ

б) появилось еще 10 тамож режисов

ЦБ РФ 17 июня 2003г. утвердил Инструкцию № 117, к-ая вступила в силу 18 июня 2004г. + ФЗ №173

1) Новый формат паспорта сделки (под ВК завели Э и И услуг, а также рублевый Э и И с 2000 и 2001гг. соответственно + завели кредитные операции (стало существовать 2 формы ПС : внешторг опер и кред соглаш))

2) Новый механизм (Банк может закрывать ПС по истечении опер , при переводе на контроль в др банк, по истечении 180 дней (+180 дней еще без штрафных санкций ) если сделка на 181 день не закрыта→инф-ия поступает в органы ВК).

3) Не требуется оформлять (исключения): 1) операции, не превышающие 5 тыс.$; 2) вал.операции между а)НР и Р структурами Федер.органов; Б) между НР и российскими кредитными организациями (банками).в) НВ и ФЛ не явл ИП


79 Толлинговые операции во внешнеторговой практике РФ

Толлинг- переработка иностранного давальческого сырья. Участвует 2 стороны: зарубежный поставщик и национальный переработчик . Интерес давальца сырья: не нужно организовывать производство, поскольку это может быть сверхзатратно или же вообще технологий нет. Интерес переработчика сырья: не нужно платить за сырье, предприятие работает и люди тоже. Механизм: привез сырье бесплатно, переработал, произвел продукцию, часть отправил поставщику, себе оставил другую в качестве оплаты, делаешь с ней то, что хочешь

Мы начали применять схему толлинга с 1992года, а узаконили в 1993г. В первой редакции было 3 режима переработки и для всех 3 режимов действовала одна общая канва:

А) необходимо было предварительно получить разрешение таможенного органа на ввоз

Б) необходимо было четко оговорить формулу, по которой будет определяться выход готового продукта

В) ввоз/вывоз в строго оговоренные сроки

Для толлингеров хорошо, а для государства нет. Т.к. мимо бюджета пролетали бешенные деньги, т.к.налоги почти не уплачивались всеми «металлистами» Гос-во терпело это беспорядок до 1999г. после правительство подписало постановление, которое запретило применение толлинга в алюминиевой промышленности

1)Переработка под таможенным контролем (толлинг) иностранное сырье ввозится на таможенную территорию РФ с полным освобождением от уплаты ввозных пошлин и налогов и при условии вывоза готовой продукции за ТТ РФ в оговоренные сроки. Платится только тамож.сбор 0,15%

2)Переработка на таможенной территории. В этом случае при ввозе сырья на ТТ РФ надлежало уплатить все, что причитается государству, но при вывозе продукции в оговоренные сроки тебе все возвращают. В итоге затраты только на таможенное оформление (0,3%)

3)Переработка вне ТТ. российские товары вывозим на переработку с помощью освобождения от уплаты налогов и пошлин, с условием последующего ввоза переработанной продукции и ее растаможки . при растаможке пошлина не взималась только в случае, если целью вывоза был гарантийный безвозмездный ремонт. В остальных случаях необходимо было заплатить частичный таможенный платеж ИТП, НДС , но А полностью от стоимости добавленной переработки (вывез опилки- ввез мебель, ТП платишь от разницы ТС мебели- ТС опилок)

Наши рекомендации