Состав, структура и классификация кадров предприятия

Структура персонала предприятия — это совокупность отде­льных групп работников, объединенных по ряду признаков и ка­тегорий.

В зависимости от участия в производственном процессе:

• промышленно-производственный персонал (ППП) — это ра­ботники, связанные непосредственно с производством;

• непромышленный персонал — это работники, непосредст­венно не связанные с производством и его обслуживанием; работники социальной инфраструктуры предприятия (работники, обслуживающие ЖКО, детские и медицинские учреждения, находящиеся на балансе предприятия). В зависимости от характера трудовых функций персонал подразделяется на категории:

• рабочие— это работники, непосредственно занятые созданием материальных ценностей или оказанием производственных и транспортных услуг. Рабочие подразделяются на основных рабочих, связанных непосредственно с производством продукции, вспомогательных рабочих, связанных с обслуживанием производства;

• специалисты — работники, осуществляющие экономические, инженерно-технические, юридические, административные и другие функции. К ним относятся экономисты, инженеры, технологи, юристы, инспектора по кадрам, бухгалтеры др.

• служащие(технические исполнители) — работники, осуществляющие финансово-расчетные функции, подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание и другие функции. К ним относятся секретари, табельщики, кассиры, экспедиторы и др.;

• руководители, осуществляющие функции управления фирмой. Руководителей условно можно подразделить на три уровня: высший (руководитель предприятия в целом — директор, генеральный директор, управляющий и их заместители); средний (руководители основных структурных подразделений — цехов, отделов, управлений, а также главные специалисты); низовой (работающие с исполнителями — руководители бюро, секторов, мастера). К числу руководителей относятся работники, занимающие должности менеджеров, в том числе менеджера по персоналу.

Профессиональная структура персонала предприятия — это отношение представителей различных профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, рабочих), обладающих теоретическими и практическими навыками, приобретенными в результате обучения и опыта работы в данной области.

Квалификационная структура персонала — это соотношение работников различного уровня квалификации (степени профессиональной подготовки), необходимой для выполнения определенных трудовых функций. В нашей стране уровень квалификации рабочих определяется разрядом или классом, а для специалистов - категорией, разрядом или классом.

Половозрастная структура персонала предприятия — это соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала.

Структура персонала по уровню образования характеризует выделение работников, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее образование.

Структура персонала по стажу может рассматриваться по общему трудовому стажу и стажу работы на данном предприятии.

Ролевая структура коллектива определяет состав и распределение творческих, коммуникативных и поведенческих ролей между отдельными работниками. Творческие роли характерны для организаторов и изобретателей. Коммуникативные роли определяют содержание и участие работников при принятии решений. Поведенческие роли характеризуют типовые модели поведения работников на работе, в быту, конфликтных ситуациях.

Анализ структуры персонала должен осуществляться систематически с целью своевременного принятия решений руководителем предприятия и кадровой службы по ее улучшению и в соответствии с решаемыми управленческими и производственными задачами.

16 Тарифная система оплаты труда

Нормирование труда служит основой разработки норм выполнения различных операций, позволяет установить каждому работнику нормируемый (необходимый для выполнения) объем труда затрат. Целью тарификации является установление расценок (тарифов) на соответствующие виды работ и операции, что позволяет организовать работу по определению размеров оплаты труда работников.

Тарифная система является связующим звеном между нормированием труда и зарплатой. Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, при помощи которых осуществляется дифференциация и регулирование зарплаты в зависимости от сложности, условий труда, народнохозяйственной значимости и особенностей труда.

Тарифная система включает в себя:

• тарифную сетку;

• тарифную ставку;

• тарифные коэффициенты;

• тарифно-квалификационные справочники;

• надбавки, доплаты к тарифным ставкам и окладам;

• районные коэффициенты.

Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов и соответствующих им коэффициентов или соотношение тарифных ставок по разрядам. Из практики тарифных сеток известны четыре основных типа шестиразрядных сеток, отличающихся по характеру изменения тарифных коэффициентов от разряда к разряду:

1. Прогрессивное абсолютное и относительное возрастание тарифных коэффициентов.

2. Прогрессивное абсолютное и постоянное относительное возрастание тарифных коэффициентов.

3. Постоянное абсолютное и регрессивное относительное возрастание тарифных коэффициентов.

4. Регрессивное абсолютное и относительное возрастание тарифных коэффициентов.

Для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, обязательным является применение единой тарифной сетки (ETC). Она состоит из 18 разрядов. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливается Правительством РФ. Ставки (оклады) работников остальных разрядов ETC устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.

Тарифная ставка определяет размер оплаты труда в единицу рабочего времени (минуту, час, день, месяц) и зависит от формы оплаты труда, условий, значимости и сложности труда. Ее размер возрастает по мере повышения сложности выполняемой работы. Тарифная ставка выражается в денежной форме. Тарифная ставка 1-го разряда определяет уровень оплаты простого труда в единицу рабочего времени, является базой для определения зарплаты работника, исходя из уровня квалификации. Тарифные ставки 1-го разряда, дифференцированные по интенсивности, видам работ и условиями труда, образуют так называемую вертикаль ставок первого разряда.

Тарифные ставки по разрядам рабочих, дифференцированные по сложности выполнения ими работ (квалификации рабочих) образуют так называемую горизонталь ставок или тарифную сетку.

Соотношение между размерами тарифных ставок в зависимости от разряда выполненной работы определяется посредством тарифного коэффициента, указываемого в тарифной сетке для каждого разряда. Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше тарифной ставки первого разряда. Тарифный коэффициент 1-го разряда равен 1. Начиная со 2-го разряда, он возрастает и достигает своей максимальной величины для последнего — самого высокого разряда.

Тарифный разряд определяет уровень квалификации работника и в зависимости от этого размер оплаты труда.

Разряд работы и разряд работника определяются через тарифно-квалификационный справочник (ТКС). ТКС представляет собой перечень профессий, специальностей рабочих по видам работ, а также квалификаций, необходимых для выполнения этих работ. ТКС бывают единые (для одинаковых профессий) и отраслевые. ТКС служит для тарификации работ и тарификации рабочих и присвоения им разрядов.

Предприятие (фирма) может самостоятельно проводить работу по тарификации рабочих и служащих, однако обычно для этих целей используется Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС). Решение вопроса об оплате труда рабочих на основе системы окладов отнесено к компетенции организации, которая самостоятельно утверждает перечень профессий, чей труд подлежит оплате на основе окладов с указанием их размеров. Такие перечни могут быть оформлены и в виде приложений к коллективному договору. При утверждении этих перечней может быть использован Общероссийский классификатор профессий рабочих.

В условиях плановой централизованной экономики тарифная система оплаты труда является одним из основных элементов организации зарплаты. В условиях экономической самостоятельности и обособленности хозяйствующих субъектов, когда Предприятия самостоятельно строят свою политику в области оплаты труда, она преобразуется в систему нормативов, носящих сугубо рекомендательный характер. В этом качестве нормативы могут найти применение на предприятиях любых организационно-правовых форм.

18 Типы, формы и методы организации производства

Под производствомпонимается сочетание предметов труда, орудий труда и рабочей силы, в результате которого получаются товары или услуги. Современное развитие экономики характери­зуется самыми разнообразными типами производства, из кото­рых можно выделить следующие группы.

1. По отношению к природному сырью типы производств будут:

- добывающие природное сырье (угольные шахты, рудники, лесозаготовка и т.д.);

- производящие первичную переработку природного сырья (черная и цветная металлургия, производство удобрений и т.д.);

- осуществляющие вторичную переработку (производство машин и оборудования).

2. По объему выпускаемой продукции типы производств будут:

• единичные;

• серийные;

• массовые.

3. По характеру обработки исходного сырья типы произ­водств будут:

• безотходные;

• производства с комплексным характером обработки исходно­го сырья;

• комплексные производства.

4. По степени участия человека в производственном про­цессе типы производств делятся:

• на ручные;

• частично механизированные;

• полностью механизированные;

• автоматизированные;

• безлюдные.

5. По продолжительности работы типы производств подразделяются:

• на дискретные;

• непрерывные.

К формам организации производства относятся концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование.

Под концентрацией производства понимается сосредоточение выпуска определенной продукции на крупных и крупнейших предприятиях. Показателем концентрации является доля выпуска продукции на крупных предприятиях во всей продукции данного вида. Концентрация производства во многом определяется технологией производства, спецификой отрасли.

Под специализацией понимается обособление произ­водств и сосредоточение на одном предприятии выпуск продук­ции строго ограниченного ассортимента. Выделяется пять видов специализации:

• предметная;

• подетальная;

• технологическая;

• специализация вспомогательных производств;

• специализация межотраслевых производств.

Под кооперированием понимаются производственные связи по совместному изготовлению продукции. Кооперирование самым тесным образом связано со специализацией. Принято различать кооперирование по отраслевому и территориальному признакам, а также между предприятиями различных государств. В настоящее время эти признаки переплетаются друг с другом и получают большое распространение.

Уровень кооперирования характеризуется следующими показателями:

- долей в изделии деталей и узлов, полученных по кооперации от отечественных предприятий;

- долей в изделии деталей и узлов, полученных по кооперации от иностранных предприятий;

- количеством предприятий, кооперирующихся с данным предприятием.

Под комбинированием понимается сосредоточение на одной производственной площадке различных производств. Комбинирование выступает в трех основных формах:

• последовательная переработка сырья;

• использование отходов производства;

• комплексная переработка сырья в результате разрушения его внутренней структуры.

Методы организации производственного процесса зависят от типа организации производства, т.е.:

- единичному типу организации производства соответствует индивидуальный метод;

- серийному типу организации производства отвечает партион­ный метод;

- массовому типу организации производства соответствует поточный метод.

В настоящее время наибольшее распространение получили партионные и поточные методы организации производственного процесса.

Индивидуальный метод организации производственного процесса применяется при изготовлении сложной продукции в единственном числе.

Партионный метод организации производственного процесса представляет выпуск продукции группами изделий, или партия­ми.

19 Производственная структура предприятия, его инфраструктура

Состав производственных звеньев, организаций управления и обслуживания, их количеств, величина и соотношение между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности представляют собой общую структу­ру предприятия.Составной частью общей структуры предприятия является производственная структура.

К производственным звеньям предприятия относятся цехи и уча­стки, где изготовляется основная продукция предприятия, инстру­менты, запасные части для ремонта оборудования. В некоторых производственных звеньях проводятся ремонтные работы и выра­батываются различные виды энергии.

Составной частью общей структуры предприятия является производственная структура.

Производственная структура промышленного предприятия пред­ставляет собой форму организации производственного процесса и находит свое выражение в размерах предприятия, в количестве и составе цехов и служб, созданных на предприятии, в их планиров­ке, а также в составе, количестве и планировке производственных участков и рабочих мест внутри цехов, создаваемых в соответствии с расчленением процесса производства на крупные звенья, частич­ные производственные процессы и производственные операции.

Структуры предприятия отражают, прежде всего, наличие основ­ных, вспомогательных и обслуживающих процессов.

Основныминазываются такие процессы, которые выполняются непосредственно для изготовления изделий основного производст­ва, предназначенных для продажи.

Под вспомогательнымипроцессами понимаются процессы изго­товления изделий вспомогательного производства, предназначен­ных для собственных нужд предприятия.

Под обслуживающимипроцессами понимаются такие, которые связаны лишь с обслуживанием основных и вспомогательных про­цессов. К ним относятся складские, транспортные и контрольные работы.

В производственной структуре предприятия важную роль игра­ют конструкторские и технологические подразделения, лаборатории и научно-исследовательские институты. В условиях рынка значение указанных элементов структуры повышается, во-первых, в связи с жесткими требованиями среды по уровню качества продукции и издержкам на ее изготовление. Во-вторых, особую роль играют за­дачи адаптации предприятий к изменениям рыночной конъюнктуры. Разработка новых перспективных изделий и быстрое освоение их производства — задача не меньшей важности и сложности, чем поддержание высокого уровня качества «текущего» производства.

Результат деятельности предприятия во многом зависит от бесперебойного обеспечения его материалами, заготовками, инструментом, оснасткой, энергией, топливом, наладкой, поддержания оборудования в надлежащем состоянии и т.д., чем занимаются вспомогательные и обслуживающие хозяйства, которые в своей совокупности и представляют собой производственную инфраструктуру, или техническое обслуживание производства.

Техническое обслуживание производства включает функции по обеспечению технического состояния средств производства и движение предметов труда в процессе изготовления продукции. Выполняя данные функции, производственная инфраструктура достигает свою главную цель-максимизация прибыли и обеспечение ритмичности основного производства.

Производственная инфраструктура предприятия включает следующие хозяйства: ремонтное, энергетическое, инструментальное, транспортное, снабженческое, сбытовое и складское хозяйства. Состав и масштабы этих подразделений предприятия определяются особенностями основного производства, типом и размерами предприятия и его производственными связями с внутренней и внешней средой.

Инструментальные цехи и службы предприятия должны обеспечить основное производство инструментом и оснасткой высокого качества при минимальных издержках на изготовление и эксплуатацию. Посредством выполнение своих задач от данной службы зависит внедрение передовой технологии, механизация трудоемких работ, а также повышение качества изделий и снижение их себестоимости.

Транспортные, снабженческие и складские цехи и службы предприятия должны обеспечить своевременную поставку всех материальных ресурсов, их хранение и движение в процессе производства. От работы этих служб зависит ритмичность производственного процесса и экономичное использование материальных ресурсов.

Ремонтные цехи и службы предприятия должны обеспечить рабочее состояние технологического оборудования путем его ремонта и модернизации. От данной службы зависит длительность службы оборудования, величина потерь от простоев и общая эффективность работы предприятия.

Энергетические цехи и службы должны обеспечить предприятие всеми видами энергии и организовать рациональное ее использование. От работы этих цехов зависит уровень энерговооруженности труда и развитие прогрессивных технологических процессов, использующих энергию.

К снабженческо-сбытовой деятельности можно отнести организацию материально-технического обеспечения производства, организацию сбыта продукции, организацию складского хозяйства, а также организацию инструментального хозяйства, т.к. данные подразделения предприятия связаны между собой.

21 Управленческий персонал предприятия.

Управленческий персонал - это работники, трудовая деятельность которых направлена на выполнение конкретных управленческих функций. К ним относятся линейные и функциональные руководители и специалисты.
Руководители, которые направляют, координируют и стимулируют деятельность производства, распоряжаются ресурсами организации, принимают решение, несут полную ответственность за достижение целей организации и имеют право принимать решение, относятся к линейным. Руководители подразделов, основное задание которых заключается в содействии эффективной работе линейных руководителей относятся к функциональным. Руководители и главные специалисты в совокупности создают администрацию.
Специалисты (инженеры, экономисты, техники, технологи, психологи), занятые созданием и внедрением в производство новых знаний, технологий и разработкой вариантов решений отдельных производственных и управленческих проблем.
Технические специалисты (служащие), которые предоставляют техническую и информационную помощь аппарата управления (сбор, обработка, сохранение и передача информации). Специфика их деятельности заключается в исполнении стандартных процедур и операций, которые преимущественно поддаются нормированию.
Управленческий персонал занят преимущественно умственной и интеллектуальной работой. За уровнем управления руководители распределяются на руководителей низшего (мастер, начальник участка, бюро групп), среднего (руководители цехов, отделов, их заместители) и высшего звена (руководители предприятий, их заместители).

Состав, структура и классификация кадров предприятия - student2.ru

23 Факторы развития предприятия: экстенсивные и интенсивные.

Структурными источниками экономического развития служат:

• развитие на основе факторов производства, которые характеризуются количеством и качеством природных и трудовых ресурсов;

• развитие на основе инвестиций (объем основного капитала);

• развитие на основе инновационной деятельности (новшества, нововведения).

В целом экономическое развитие может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер.

Экстенсивный роств условиях устойчивого спроса опирается на сложившуюся технологическую базу и консервативный менеджмент. Он возможен до тех пор, пока не будут исчерпаны ресурсные запасы и не начнется процесс удорожания ресурсов. С этого момента темпы экономического роста начинают все быстрее падать.

Экстенсивный тип экономического роста предполагает расширение масштабов производства. Это значит, что экономический рост достигается благодаря увеличению количества вовлеченных в производство факторов производства на прежней технической основе. Экстенсивные факторы экономического роста отражают количественную сторону увеличения объема производства за счет увеличения объема используемых производственных ресурсов. К ним относятся: рост числа работников, увеличение капиталовложений, рост объема потребляемого сырья.

коэффициент экстенсивной загрузки будет:

Состав, структура и классификация кадров предприятия - student2.ru

где Н1 – число ВТ и механизмов, которые находились в эксплуатации; Н2 – списочное число ВТ и механизмов базы снабжения и сбыта, Тсм – продолжительность времени работы ВТ в течение суток, ч; 24 – продолжительность суток, ч.

Интенсивное развитиебазируется на кардинальных изменениях технологических параметров реального сектора, а также на продвижении прогрессивного менеджмента.

Интенсивный тип экономического роста предполагает применение более эффективных средств производства, технологий и процессов. Это значит, что экономический рост достигается за счет улучшения использования факторов производства. Интенсивные факторы экономического роста отражают качественную сторону увеличения объема производства за счет повышения эффективности использования производственных ресурсов. К ним относятся: повышение квалификации работников, научно-технический прогресс, совершенствование технологии и организации труда и производства, повышение качества продукции.

коэффициент интенсивности загрузки:

Состав, структура и классификация кадров предприятия - student2.ru

где Ор – объем переработанной продукциина базе снабжения и сбыта, кг; Тр – время полезной работы ВТ, ч; Чр– часовая производительность.

Кроме главного инновационно-инвестиционного фактора, на темпы экономического развития влияют и другие факторы:

· повышение уровня образования и профессиональной подготовки;

· экономия, обусловленная масштабами производства;

· улучшение распределения ресурсов.

20 Организационная структура и механизм управления предприятием

Управление предприятием — процесс планирования, органи­зации, мотивации, контроля и регулирования действий персонала, постановки стратегических целей и тактических задач предприятия, принятия управленческих решений и обеспечения их выполнения.

Система управления включает следующие компоненты:

• принципы и задачи управления;

• организационная структура аппарата управления;

• правовые основы и экономические методы управления;

• информация и технические средства ее обработки.

Управление предприятием состоит из ряда функциональных подсистем. Ими являются:

• стратегическое и текущее управление (предприятием);

• планирование;

• управление персоналом;

• управление производством;

• управление маркетингом;

• управление финансами;

• управление инвестициями.

Задачами стратегического управленияявляются обеспечение экономического роста предприятия, повышение его конкурентоспособности.

К задачам текущего управленияотносится обеспечение непрерывности и синхронности работы всех звеньев предприятия, направленныхна выполнение установленных текущих заданий.

В задачи управления персоналомв соответствии со стратегией развития предприятия и текущими потребностями производства. входят:

• обеспечение предприятия кадрами необходимой квалификации заданного профессионального состава и численности;

• обучение работников в соответствии с принятой на предпри­ятии технологией и организацией производства продукции;

• расстановка персонала по рабочим местам;

• проведение объективной оценки и оплаты результатов дея­тельности каждого работника как основы эффективной моти­вации его труда;

• обеспечение прав и социальной защиты;

• обеспечение безопасности и нормальных условий труда.

Организационная структура управления предприятием опре­деляет состав подразделений аппарата управления, их взаимозави­симости и взаимосвязи. Группа руководителей и специалистов, на которую возложены ответственность за осуществление процесса выработки и реализации управленческих решений, составляет аппарат управленияпредприятием. Аппарат управления включает управленческий персонал в масштабе всего предприятия, а также его структурных подразделений.

Рассмотрим основные орга­низационные структуры управления предприятием.

Линейная структура управления. Эта структура образуется в ре­зультате построения аппарата управления только из взаимопод­чиненных органов в виде иерархической лестницы. При таком построении управленческие решения образуют линейные связи.

Функциональная структура управления. Данная структура пред­полагает создание подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления. Управленческие решения при этом разделяются на линейные и функциональные, каждое из которых обязательно для исполнения. В такой структуре общие и функциональные руководители не вмешиваются в дела друг друга. Каждый руководитель замыкает на себя только часть функций. Обратная связь может отсутствовать.

Линейно-функциональная структура управления.Эта структура является самым распространенным видом структуры бюрократи­ческого типа, характеризуется большим числом горизонтальных и вертикальных связей и незначительным участием низовых звень­ев управления в принятии решений. Руководители при данной сис­теме подразделяются на линейных и функциональных. Основой построения данной системы является: а) линейная вертикаль уп­равления; б) специализация управленческого труда по функцио­нальным признакам (техника, экономика, маркетинг, производство, финансы и т. д.).

Линейно-штабная структура управления. Это структура, предпо­лагающая образование в помощь линейным руководителям специ­ализированных функциональных подразделений — штабов для решения определенных задач (аналитических, координационных, сетевого планирования и управления, специальных и т. д.). Штабы не наделяются функцией распорядительства, а готовят рекомендации, предложения и проекты для линейных руководителей. Высшее руководство занимается вопросами стратегического планирования и контроля, роста эффективности деятельности организа­ции и подразделений, развития мощностей предприятия и т. д., для чего имеет в своем распоряжении штаб руководителя организации с соответствующими функциональными службами для решения данных задач.

Дивизиональная структура управления.Такая структура отно­сится к практике корпоративного управления, когда управляемая организация относится к разряду крупных и крупнейших по мас­штабу производства, численности работающих, а также характери­зуется разнообразием выпускаемой продукции, большой емкостью рынков ее сбыта.

Инновационно-производственная структура управления.Данная структура предусматривает четкое разделение руководства и подразделений, осуществляющих инновационные функции — стратеги­ческое планирование, разработку и подготовку производства новой продукции и функции повседневного оперативного управления налаженным производством и сбытом освоенных изделий .

22 Планирование на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное.

Планирование – это процесс обоснованного определения будущего желаемого состояния объекта и наиболее опциональных путей его достижения.

Объектами внутрифирменного планирования выступает предприятие, его структурные подразделения и процессы, протекаемые на предприятии.

В процессе внутрифирменного планирования определяются:

· цели деятельности предприятия и его структурных подразделений различных уровней;

· будущие значения плановых показателей предприятия и его структурных подразделений;

· способы достижения поставленных целей;

· участники и календарные сроки действий, направленных на достижение целей;

· виды, объемы, структура ресурсов, необходимых для протекания запланированных процессов, и сроки их поступлений.

Основные принципы планирования на предприятии в рыночной экономике: самостоятельность, необходимость, единство, непрерывность, гибкость, точность, принцип участия работников.

Система планирования в настоящее время должна включать три подсистемы: стратегического планирования, текущего планирования и оперативного планирования.

Основной целью оперативного планирования является обеспечение выполнения плановых показателей по объему производства. Плановый период оперативного планирования варьируется от месяца до нескольких часов. Поэтому данный вид планирования получил распространенное название «оперативно-производственного».

Для достижения целей на предприятии разрабатываются стратегические, текущие и оперативные планы. Это является обязательным условием выполнения принципа непрерывности.

В рамках стратегического планирования определяются приоритетные направления развития предприятия, даются ответы на следующие вопросы: каковы основные цели предприятия, что оно будет выпускать, на каких рынках работать, какова будет его организационная и производственная структура, как изменится правовая форма и т.п. Стратегия определяет последовательность шагов по достижению основных долгосрочных целей фирмы. Как правило, стратегические планы носят долгосрочный характер.

Целью текущего планирования является упорядочивание действий работников организации по реализации стратегии. Текущие планы составляются по предприятию в целом (комплексные общефирменные планы), по функциональным областям (функциональные планы) и структурным подразделениям. Иногда к текущим планам относят бизнес планы освоения нового производства.

Планирование по функциональным областям включает планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, маркетинга, сбыта, планирование производства, труда и заработной платы, планирование снабжения производства материально-техническими ресурсами, планирование себестоимости продукции, цен и финансовых результатов, финансовое планирование, планирование в области охраны труда и техники безопасности, в области качества, планирование природоохранных и экологических мероприятий.

Текущие планы разрабатываются на год, квартал, месяц, реже на 2-3 года. Необходимо помнить, что разработка текущих планов начинается с определения будущих объемов реализации, затем рассчитывается плановый объем производства и на его основе – потребность в материальных и трудовых ресурсах и т.д. Завершает процесс планирования финансовый план, который определяет необходимый объем финансовых ресурсов и источники их получения.

Оперативные планы определяют что конкретно, в таком объеме, в какой последовательности, где, кто и когда будет делать для реализации текущих планов. Оперативные планы составляются на короткий срок (месяц, декаду, пятидневку, сутки, смену). Оперативно-производственное планирование осуществляется в 3 этапа:

1. объемное планирование (годовая производственная программа распределяется по месяцам для каждого цеха);

2. календарное планирование (осуществляется детализация выпуска по срокам, рассчитываются размеры партий деталей, сроки запусков и выпусков, размеры внутрицеховых и межцеховых запасов заготовок);

3. разработка оперативных мероприятий по регулированию работ между рабочими местами.

По обязательности выполнения плановых заданий выделяют директивное и индикативное планирование. Директивное планирование требует безусловного выполнения утвержденных плановых заданий. Обязательным условием директивного планирования является контроль и стимулирование выполнения плана. Индикативное планирование – это советующее, ориентирующее планирование.

24 Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия.

В современных условиях успешная деятельность предприятия невозможна без инноваций и инвестиций.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на исполнение и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (работ, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

Следует разграничить понятия «новшество» и «инновация».

Инновация – конечный результат внедрения новшества в целях изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

По типу инновации классифицируются на:

· продуктовые - новая продукция, потребляемая в сфере производства (в качестве средств производства) или в сфере потребления (как предмет потребления или труда);

· технологические- новые технологии (способы) производства выпускаемой или новой продукции;

· организационно-управленческие (organizational - managerialinnovation) – новые методы организации работ и управления производством.

По инновационному потенциалу нововведения делятся на:

- радикальные (базовые) - принципиально новые изделия, технология, методы организации и управления;

- комбинаторные - использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов;

- модифицирующие – улучшения, дополнения исходных конструкций, форм, принципов.

Основными этапами инновационного процессаявляются следующие:

1) фундаментальные открытия;2) прикладные открытия;3) разработки;4) строительство;5) освоение; 6) промышленное производство; 7) маркетинг; 8) сбыт.

Инновационный цикл создания продукции включает периоды создания, распространения и использования нововведений.

Подинвестициями понимают вложение капитала в любой форме с целью получения дохода или социального эффекта в будущем. Различают реальные инвестиции (вложение капитала в строительство, расширение или развитие производства) и портфельные инвестиции (приобретение ценных бумаг, акций, облигаций, вложения денег в банках).

Источниками инвестиций являются:

· собственные финансовые средства инвестора (накопления, прибыль, амортизационные отчисления, суммы страховых возмещений), а также иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность);

· привлеченные средства инвесторов (средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими организациями, финансово-промышленными группами);

· ассигнования из местного, регионального, федерального бюджета, фонда подде

Наши рекомендации