Потребительский выбор и максимизация полезности.

Факторы потребительского выбора: 1. Разумность поведения среднего потребителя, который стремится так распределить свой денежный доход, чтобы извлечь из него максимум полезности или, другими словами, получить наибольшее удовлетворение. 2. Потребитель располагает свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями и вкусами. 3. Ограниченность дохода потребителя или бюджетное сдерживание. 4. Господствующие на рынке цены товаров ограничивают доступное для потребителя пространство выбора. Если бы потребитель использовал только два блага: Х и Y, то предельную полезность единицы блага Х надо было бы оценивать количеством единиц блага Y, от которых он готов отказаться ради приобретения единицы блага Х. Но так как рынок предполагает многообразие товаров, то необходимо определить, от скольких единиц других благ (Y, Z, …, N) покупатель готов отказаться ради приобретения одной единицы блага Х. Это условие называется правилом максимизации полезности: потребитель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, станет равна предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар. Таким образом, потребитель старается так распределить свой бюджет, чтобы уравнять средневзвешенные предельные полезности приобретаемых товаров. При этом он достигает максимума благосостояния (или равновесия). Уравнение равновесия потребителя, при котором он максимизирует полезность потребляемых благ, можно записать так:

Потребительский выбор и максимизация полезности. - student2.ru

где MU – предельная полезность отдельных товаров;

Р – цены товаров.

29. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

В отличие от краткосрочного периода, в течение которого все факторы производства, используемые фирмой, являются неизменными, долгосрочный период характеризуется тем, что задачу выпуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все используемые ресурсы. Поскольку все факторы производства становятся переменными, то фирма стремится расширить объем выпуска, причем так, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными. При этом следует отметить, что в долгосрочном периоде постоянных издержек не существует, а средние переменные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому применительно к долгосрочному периоду используется только одно понятие – средние издержки. В долгосрочном периоде, когда фирма может изменять все факторы производства, в том числе и размеры предприятия, решение о выборе фирмой оптимального объема продукции принимается иначе, чем в краткосрочном периоде.Если при существующей рыночной цене на конкурентном рынке несколько фирм терпят убытки и прекращают производство (покидают отрасль), то предложение на рынке сокращается, что при неизменном спросе на товар приводит к росту цены. Возросшая цена позволяет фирмам, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль. В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений доступа на рынок, это приведет к появлению новых фирм, привлеченных возросшей прибыльностью дела. В результате предложение возрастет, а цена снизится. Такие колебания на конкурентном рынке носят постоянный характер.Равновесие фирмы на рынке в долгосрочном периоде будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена устанавливается на уровне минимума средних валовых издержек (Р = min ATCL) и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет (Prе = 0).

41.Предмет экономической теории.

Согласно современному пониманию, экономика (или, как ее называют в странах с рыночной экономикой, "экономикс") - это теория рыночной организации общественного производства, включающая микро - и макроэкономику. В нашей стране эту общественную науку часто называют "экономической теорией". Она представляет собой совокупность научных взглядов на экономические системы, экономическое развитие, экономические законы и закономерности. Экономика занимается только экономическими (редкими) благами. Она формулирует принципы и законы все более полного удовлетворения потребностей людей с помощью экономических благ. В связи с этим некоторые авторы определяют экономику как науку об экономических благах. Предмет экономики– исследование проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей людей.Экономические законыизучают процессы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей, носят исторический характер и встречают сильное противодействие со стороны отживающих сил общества. Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которая включает в себя различные группы и виды законов.

44 Ресурсы и факторы производства.

Ресурсы производства – это совокупность различных природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.В экономической теории ресурсы подразделяются на следующие группы: 1) природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества. Среди них различаются неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия ветра) и исчерпаемые (могут быть возобновляемыми – лес, вода – и невозобновляемыми – нефть, газ, месторождения руды и др.). Многие природные ресурсы редки, а их запасы с каждым днем уменьшаются; 2) материальные – все созданные человеком (рукотворные) средства производства и предметы труда, которые сами являются результатом производства; 3) трудовые – трудоспособное население; 4) финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства; 5)информационные – данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники. В экономической теории выделяют четыре фактора производства: 1) труд – способности и навыки человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг. Если говорить точнее, то здесь речь идет о рабочей силекак совокупности физических и духовных сил человека, его способности к труду. Рабочая сила в каждой конкретной стране (регионе) ограничена количеством взрослого трудоспособного населения. Снижение рождаемости и связанное с ним старение населения ставят проблему эффективного использования рабочей силы очень остро; 2) капитал – созданные людьми производственные ресурсы – здания, сооружения, оборудование, инструменты, транспортные средства, полуфабрикаты, используемые в производстве. Их количество в экономике не безгранично. Кроме того, они имеют свойство изнашиваться в процессе функционирования, поэтому периодически требуют замены;

3) земля – естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (полезные ископаемые, лес, вода, воздух, участки территории); 4) предпринимательские способности (предпринимательство) – это особый вид человеческой деятельности, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать другие факторы производства.

51. Товар и его св-ва.

Всякий продукт натурального производства имеет единственное свойство – полезность, т.е. способность удовлетворять какие-то потребности людей. Теперь рассмотрим свойства товара. Как и натуральный продукт, товар обладает полезностью (в английской политической экономии это свойство назвали “потребительная стоимость”).Потребительная стоимость– свойство товара, выражающееся в полезности, способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Вряд ли стоит доказывать, что если товар не обладает полезностью, то он никому не нужен. Однако если всякий товар – полезная вещь, то можно ли считать, что в развитом товарном хозяйстве любая полезная вещь – товар? Ответ мы получим, если определим условия, при которых полезная вещь становится товаром. Этих условий три. Первое. Товаром признается продукт, на который затрачен человеческий труд. Даровые продукты природы – вода, дикорастущие плоды и т.п. – товарами не являются. Второе. Товарами являются полезные вещи, созданные для других людей, а не для собственного потребления, или, другими словами, общественные полезности. Третье. Товарами являются общественные полезности, передаваемые на рынке потребителям не безвозмездно, а путем эквивалентного(равноценного) обмена на другую вещь. Значит, товар– продукт труда, произведенный для продажи. Из данного определения видно, что товар при обмене на равноценный продукт получает на рынке меновую стоимость. Меновая стоимость– способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях (соотношениях). Такие обменные операции можно представить в алгебраическом виде: хА= уВ = zC, где А, В, С – полезные вещи; х, у, z – количественные пропорции обмена. Очевидно, что в обмен вступают неодинаковые количества совершенно разнородных вещей. Что же в таком случае является равным в меновой пропорции? Общим содержанием менового равенства является одинаковая по величине стоимость, воплощенная во всех товарах. Таким образом, товар имеет два свойства: полезность и стоимость.

45.Материальные и нематериальные блага и услуги.

Блага– средства удовлетворения потребностей людей. Материальные- включающие естественные дары природы (землю, воздух, воду, климат); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты); 2) нематериальные- имеющие форму полезной людям деятельности и воздействующие на развитие способностей человека. Процесс производства включает в себя и оказание услуг. Услуги– это экономическая деятельность человека, результаты которой выражаются в удовлетворении личных потребностей населения и общества в целом. Различают материальные и нематериальные услуги. К первому типу можно отнести транспортные, складские, коммунальные, почтовые и другие услуги, ко второму – услуги адвокатов, милиционеров, преподавателей университетов, артистов и т.п. Специфической формой экономического блага является товар, т.е. благо, произведенное для обмена. Более подробная характеристика товара будет дана нами в главе 5. Сейчас важно выяснить, что в процессе хозяйственной деятельности человека производятся блага и услуги, удовлетворяющие определенные потребности людей. Если в произведенном продукте (услуге) нет необходимости, нет желающих его приобрести, для него не будет рынка сбыта и производитель не получит никакой выгоды от его производства. В итоге такой продукт производиться не будет.

.

Наши рекомендации