Моделирование поведение потребителя.
Поведение потребителя на рынке определяется двумя особенностями: предпочтением определенного потребителя и ограниченным бюджетом (доходом) для приобретения товара. Для моделирования потребительского выбора используются кривые безразличия. Кривая безразличия представляет собой множество точек, отражающих разный набор двух товаров, имеющих для потребителя совершенно одинаковую полезность. Возьмем потребителя, располагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Предположим, что он покупает только два товара: Х и Y.
Кривые безразличия, лежащие выше и правее данной кривой (U1), показывают более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Так, набор С содержит такое же количество товара Х, что и набор В, но большее количество товара Y. Следовательно, набор С более предпочтителен, чем набор В. Но потребитель ограничен в средствах. Не всякий товарный набор ему доступен. Для изображения множества доступных товарных наборов используется бюджетная линия, С помощью бюджетной линии можно увидеть, какой набор товаров может купить потребитель, исходя из имеющегося у него количества денег.
Для определения равновесия (оптимума) потребителя перенесем бюджетную линию на карту безразличия.
24. Олигополия и монополия. Монополия-исключительное право гос-ва, предприятия, организации на осущес-е какой-либо хозяйственной деятельности. Монополизация связана с индустриализацией произ-ва, науно-технич прогрессом, концентрацией и центролизацией произ-ва и капитала. В этой рыночной структуре фирмы получают монопольную власть за счет дифференциации товара. Монополистическая конкуренция– это организация рынка, при которой на нем действует большое количество продавцов, продающих дифференцированный продукт, и возможно появление новых продавцов. Монополистическая конкуренция широко распространена в производстве предметов потребления, легкой промышленности, сфере услуг. монополистическая конкуренция не воздвигает больших барьеров для вступления в отрасль. Монопольная власть предполагает, что каждая фирма, какой бы маленькой она не была, может влиять на цену, а сила этого влияния зависит от числа конкурентов и от степени дифференциации товара. Олигополия (от греч. oligos – немногий, poleo – продаю) – это такая рыночная структура, при которой существует несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение количества предлагаемой продукции каждым из продавцов ведет к изменению цены. Существуют два вида олигополий. Первый вид предполагает, что несколько фирм производят одинаковые товары (например, сталь, бензин), второй – когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары (например, автомобили, бытовую технику). Однако и в том, и в другом случае фирмы сознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Так, если одна фирма усиленно рекламирует свою продукцию или участвует в создании новой модели изделия, то она должна почти наверняка ожидать аналогичных действий со стороны своих конкурентов. Крайней формой кооперации олигополистов является картель, когда фирмы официально соглашаются ограничить конкуренцию.Это сговор между фирмами относительно цены, раздела рынков, квот производства и т.п. с целью получения прибыли
11. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг.
Государственный бюджет –это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке. Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций. Дефицит государственного бюджета –величина, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы. Соответственно величина, на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом.Как правило, он идет на покрытие государственного долга. Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада производства, низкой производительности труда, снижения эффективности производства. Причина дефицита бюджета кроется также в безудержном росте расходов без учета финансовых возможностей, в недостаточной их целесообразности и эффективности. Высокие расходы на содержание армии, административного аппарата, покрытие убытков предприятий приводят к проеданию бюджетных средств. Отрицательное воздействие на сбалансированность бюджета имеет инфляция, нерациональная налоговая и инвестиционная политика. Еще одна проблема, порождаемая бюджетным дефицитом, – это государственный долг. Государственный долг –сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за все время существования государства. Способы финансирования: займы в центральном банке, эмиссия, займ у населения, займ в комерч банках, займ за рубежом.
12. Налоги и налоговая система
Налоги(сборы, пошлины) – это обязательные платежи в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые физическими и юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных законодательными актами. Налоговая система –совокупность взимаемых государством налогов, сборов, пошлин, а также форм и методов их построения. Современные принципы налогообложения таковы: 1) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня его доходов 2) налогообложение доходов должно носить однократный характер 3) обязательность уплаты налогов; 4) система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги; налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям; 6) налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом экономической политики Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. Источник налога – доход, от которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.). Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Налоговые санкции – наказание за нарушения в сфере налогообложения (уклонение от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и др.) в виде штрафов или уголовной ответственности.
40.Предложение и его характеристика. Предложение –это количество товаров, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.
Общую функцию предложения можно выразить следующей формулой: Qs=f(P,Ps,Pc,Pres,K,T,N, Ер), где Р – цена товара, Рs и Рс – цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров; Pres – цены ресурсов и факторов производства; К – уровень технологии, т.е. способ производства товара; Т – налоги, субсидии; N – количество продавцов данного товара; Ер – ожидания продавцов. Все эти факторы, влияющие на предложение, являются внешними, независящими от производителя продукции и носят объективный характер. Под эластичностью предложения по цене понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Неэластичным предложение бывает, если оно почти не изменяется при повышении или снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. В зависимости от полученного значения коэффициента эластичности предложения по цене, как и в случае эластичности спроса, могут быть следующие виды эластичности: 1) если Es > 1 , предложение эластично; 2) если Es < 1, предложение неэластично; 3) если Es = 1, эластичность единичная; ) если Es = 0, предложение совершенно неэластичное; 5) если Es = ∞, предложение совершенно эластичное. эластичность предложения зависит от нескольких факторов: 1)способности к длительному хранению и стоимости хранения товара, который не может храниться длительное время. 2) особенностей производственного процесса. Если производитель товара может расширить его производство при повышении цены либо при понижении цены переключиться на выпуск другой продукции. 3) временного фактора. Производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены
37.Общая и предельная полезность блага. Полезность и цена.
Полезность– это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности. Предельная полезность– добавочная полезность, прибавляемая каждой последней потребленной единицей блага. . Один из видных представителей маржиналистского (от англ. marginal – предельный) направления экономической теории – американский экономист Уильям Джевонс (1835–1882) писал: “Когда получено определенное количество предмета, дальнейшее количество нам безразлично или даже может вызвать отвращение. Каждое последующее приложение будет обыкновенно вызывать чувства менее интенсивные, чем предыдущие. Тогда полезность последней доли предмета обычно уменьшается в некоторой пропорции или как некоторая функция от всего полученного количества” 1 . , функция полезности – это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества: U = f(Qi), где U – полезность блага; Qi – последовательные количества блага. Таким образом, предельная полезность обратно пропорциональна объему потребления. Эту зависимость отражает закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность сокращается. Из этого объяснения можно сделать вывод, что ценность товара (меновая стоимость) определяется субъективными представлениями о предельной полезности последней единицы товара, имеющейся в распоряжении потребителя. Поскольку предельная полезность блага по мере потребления снижается, то потребитель увеличивает объем покупок (объем спроса) лишь при снижении его цены.
Предельная полезность товаров при их изобилии равна нулю. Однако более типичной ситуацией является ограниченность (дефицит) определенных товаров и услуг. Тогда возникает проблема предпочтения тех или иных потребностей, которые могут быть удовлетворены с помощью ограниченного запаса благ.
30. Условие максимизации прибыли.
В самом общем понимании прибыль — это разность между доходами и расходами фирмы. Стремление получить как можно большую прибыль лежит в основе концепции максимизации прибыли. Основное требование максимизации прибыли — получение прибыли от каждой единицы выпуска. Поэтому анализ факторов, влияющих на прибыль, связан с понятиями предельного (MR), среднего (AR) и общего (TR) доходов. Под предельным доходом понимают изменение общего (суммарного) дохода фирмы, вызванное продажей одной дополнительной единицы продукции.Средним называется доход, полученный из расчета на единицу реализованной продукции. Максимизация прибыли достигается при таком выпуске продукции, когда предельный доход фирмы равен предельным издержкам.Следовательно, фирма, стремящаяся максимизировать прибыль, должна выполнять два универсальных правила, применимых к любой структуре рынка . Правило 1. Фирма может продолжать свою деятельность, если при достигнутом уровне производства ее доход больше переменных издержек, и должна прекратить производство, если ее суммарный доход не превышает переменных издержек. Правило 2. С целью оптимизации объема выпуска продукции фирма должна производить такое ее количество, при котором предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС). Подобно тому, как потребитель стремится к максимизации полезности, фирма-производитель стремится к максимизации прибыли ( ), представляющей собой разность между полученным доходом ( ) и издержками производства ( ).
.