Понятие потребления. бюджетные ограничения.

Рыноч спрос на товары и услуги, поступ-е в сферу потребления, зависит от решения отдел потребителей.Потребление означ процесс использ-я блага с целью удовлетв-я потребностей.Различ производ-е и личное потребление.Производст-е потреб-е предусматривает использ-е факторов производ-а в процессе создания товаров и услуг. Лич потребление означ использ-е благ для удовлетв-я потребн-й чел-а.

Согласно данной теории, ценность (стоимость) товара или услуги определяется их полезностью для потреб-я. Под полезностью поним то удовлетворение, кот приносит благо потребителю. Полезность-способн-ь блага или услуги удовлетв-ь потребности индивида в результате потребления определ-о колич-а данного блага.

Теория потребления исходит из того, что потребитель при выборе покупаемых благ имеет определенные вкусы и предпочтения. Но он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетом и делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимальную полезность.

Выделяют 3 предпосылки, или аксиомы, теории потребительского выбора:

1) полная упорядоченность предпочтений потребителя. Делая покупку, потребитель может указать, какой из каждых двух наборов благ лучше другого;

2) транзитивность предпочтений – для принятия определенного решения и его последующего осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие;

3) рефлексивность предпочтений – каждый набор благ должен быть не хуже и не лучше себя самого, т.е. предпочтения потребителя в определенной ситуации выбора должны быть зафиксированы на определенном наборе благ и отношения к ним не должны меняться в той ситуации выбора.

Следующий шаг анализа поведения потребителя – учет цен товаров и потребительского бюджета. Цены товаров определяются соотношением спроса и предложения на рынке и не зависят от решения отдельного потребителя.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух благ, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и определенных ценах.

Определим бюджетную линию на конкретном примере. Например, если благо А стоит 1,5 денежной единицы, а благо В – 1 денежную единицу, то потребитель при доходе 12 денежных единиц может приобрести комбинацию благ А и В, которые приводим в табл.1.

Табл.1

Комбинации благ А и В, доступные покупателю с доходом 12 денежных единиц.

Количество Расход на покупку благ, Ден. ед.
благ А благ В
12 (12 + 0)
12 (9 + 3)
12 (6 + 6)
12 (3 + 9)
12 (0 + 12)


A
Наклон бюджетной линии определяется отношением цены блага В к цене блага А (рис.1).

B

Рис.1. Наклон бюджетной линии.

В нашем примере 1/1,5 = 2/3.

Это всего лишь математический способ выражения того факта, что потребитель должен воздержаться от приобретения 2 ед. блага А, чтобы приобрести 3 ед. блага В.

33.РЫНОК КАПИТАЛА И ЕГО СТРУКТУРА.

Составной частью рынка факторов производства является рынок капитала. Капитал как фактор производства представляет собой совокупность благ, являющихся результатом прошлой трудовой деятельности, использование которых обеспечивает создание новых благ. В связи с этим на рынке факторов производства под капиталом подразумевают физический капитал, т.е. то, что принято называть производственными фондами. Производственные фонды являются капитальным благом, использование которого позволяет в будущем увеличивать поток доходов.

Создание производственных фондов, или новых капитальных благ, связано с большими денежными затратами, т.е. требует значительных денежных средств. Такие денежные средства в экономической теории называют инвестиционным капиталом или инвестиционными фондами.

Деньги как деньги и капитал в денежной форме – это не одно и то же. Во-первых, предпринимателям требуются деньги для покупки производственных фондов (капитала в физической форме), поэтому они и предъявляют спрос на инвестиционные средства. Во-вторых, денежный капитал представляет собой капитал универсального характера, в котором нуждаются практически постоянно производители различных товаров и домашнее хозяйства.

Структура рынка капитала.

Организационно рынок заемного капитала обслуживают банки, рынок ценных бумаг – фондовые биржи.

В зависимости от организации капитал делится на основной и оборотный. Банки, как правило, выдают краткосрочные ссуды, которые используются для пополнения оборотного капитала. Выпуск же ценных бумаг дает возможность получить деньги на длительный срок (облигации) либо в бессрочное пользование (акции). Денежные средства, полученные от размещения ценных бумаг, вкладывают в основной капитал.

По форме предъявления спроса на капитал различают:

Спрос на уже созданные капитальные блага или капитальные активы (здания, сооружения, машины), необходимые фирме постоянно или для использования в течение определенного периода времени. В этом случае нуждающаяся фирма покупает их или берет в аренду собственника. Аренда бывает простой, без права выкупа или с правом последующего выкупа (лизинг)

Спрос на инвестиционные фонды, обеспечивающие вложение необходимых финансовых средств в инвестиционные проекты фирмы с целью создания нужного капитала в физической форме.

Инвестирование – процесс пополнения капитальных фондов. Под инвестициями понимают увеличение объема функционирующего в экономической системе физического капитала. Важнейшей формой инвестирования являются капитальные вложения. Капитальные вложения разделяются на валовые (общая сумма стоимости всех зданий, сооружений, машин, созданных или проданных в текущем году) и чистые(суммарный прирост в течение года). Их размер определяется валовым объемом чистых инвестиций без учета амортизационных отчислений.что принято называть производственными фондами. Производственные фонды являются капитальным благом, использование которого позволяет в будущлилжижгоижгигииииииооотттем увеличивать поток доходов

РЫНОК ТРУДА (РАБОЧЕЙ СИЛЫ).

Процесс труда начинается с момента заключения договора о найме работника предпринимателем. Со стороны работника предпосылками найма на работу выступают, во-первых, личная свобода как возможность распоряжаться своей способностью к труду и, во-вторых, отсутствие (нехватка) средств существования или других факторов производства как принудительная сила к труду.

1) Договор о найме заключается на срок, который определяется условиями расторжения этого договора.

2) Трудовые услуги и цены на них дифференцируются по видам используемого трудового ресурса в зависимости от профессии, квалификации, личностных качеств работника и т.д.

3) Спрос на услуги труда является производным (вторичным) от спроса на товарную продукцию, в производстве которой участвует конкретный вид трудового ресурса. Если спрос на тот или иной вид товара сокращается, то соответствующее количество трудовых услуг оказывается невостребованным, и наоборот.

Существуют рынки труда для учителей и хирургов, столяров, слесарей, официантов и т.д.

Величина предложения = сумме предлагаемых трудовых услуг (в единицах рабочего времени) всех людей на данном уровне зарплаты. Аналогично спрос на трудовые ресурсы (виды: спрос фирмы, отраслевой и рыночный).

Закон убывания предельной производительности труда: изменения зарплаты обратно пропорционально количеству нанимаемых работников.

Кроме зарплаты, на величину спроса фирмы на трудовой ресурс влияют следующие факторы:

1) Спрос на продукцию фирмы;

2) Цены и объёмы предлагаемых ресурсов-заменителей, а также дополнительных ресурсов.

3) Технологические изменения, воздействующие на величину отдачи трудового ресурса.

Отраслевой спрос на труд– сумма объёмов этого спроса со стороны отдельных фирм при определённом уровне зарплаты.

Увеличение отраслевого спроса на труд ведёт к возрастанию предложения товарной продукции, которое способно вызвать понижение цен на товары данной отрасли. В результате отрасль сократит свой спрос на факторы производства, в том числе на труд.

При увеличении спроса на трудовые услуги уровень зарплаты, т.е. цена трудового ресурса, повышается.

Изменение зарплаты прямо пропорционально количеству предлагаемых услуг труда.


Наши рекомендации