Потребность как экономическая категория. Виды потребностей. Закон возвышения потребности. Пирамида Маслоу. Блага.

Потребность вообще –недостаток в чем либо необходимом для поддержания жизнедеятельности или развития личности и общества в целом. Поэтому потребность становится побудителем активности, направленной на устранение возникшего несоответствия. Человек изыскивает реальные возможности удовлетворить потребности, а при отсутствии таких возможностей - подавляет или заменяет данную потребность другой, наиболее близкой к ней. Так нельзя поступить только с нуждами, прямо связанными с жизнеобеспечением. Пирамида Маслоу(снизу вверх)1)Физиологические потребности2)Потребность в безопасности3)Потребность в социальных контактах4)Потребность в уважении5)Потребность в саморазвитии

Выделяют потребности первичные и вторичные - первичные - потребность в питании и т.п. вторичные - потребности в удовлетворении духовных запросов человека. Поскольку человеческие потребности разнообразны, постольку необходима их классификация по определенным признакам. Можно выделить следующие критерии классификации:

• по значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные);

• по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);

• по объектам (материальные, духовные, этические, эстетиче­ские);

• по возможности реализации (реальные, идеальные);

• по сферам деятельности (потребности в труде, общении, от­дыхе и т. п.);

• по характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы. Потребности людей и производство взаимно влияют друга, что находит свое выражение в законе возвышения потребностейОн устанавливает объективную необходимость роста и совершенствования потребностей людей по мере развития произвола культуры.

Считается, что быстрее всего насыщаются физиологические по­требности, а потребности высших уровней являются, по сути, безгра­ничными.

Существует три варианта соотношения потребностей и произ­водства: • регрессивный (имеет место в случае упадка в экономике, свер­тывания потребления, ограничения потребностей); • застойный (медленные изменения в структуре производства, незначительное расширение потребностей); • прогрессивный (количественный и качественный рост произ­водства, постоянный рост уровня потребления и потребностей).

Таким образом, первым условием организации общественного производства является наличие потребностей, которые выступают побудительным фактором. Однако наличия потребностей недостаточно для общественного производства еще нужны ресурсы.

Блага подразделяются на мате­риальные и нематериальные. Материальные блага вклю­чают: естественные дары природы, (землю, воду, воздух); продукты сельского хоз-ва, добывающей про­мышленности, (здания, машины); долговые обязательства; паи гос и частных компаний.

Нематериальные блага делятся на 2 группы: внут­ренние и внешние, заключены в самом человеке и представ­ляют качества и способности. (Н: деловые способности) Внешние блага - репутация и деловые связи. Существуют еще даровые блага, которые никем не присвоены и достав­ляются природой без приложения труда человека (рыба, земля, никем не присвоенная).

Выделяют неэконом - не являются предметом производственной деятель­ности людей. Имеются в количествах, превышающих по­требность в них. (Н: воздух, вода). Эконом блага - количество которых ограничению, в сравнении в потребности к ним.

Долговременные - используются для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз (произ-ное оборудование). Недолговременныеблага - удовлетворяют потребность лишь 1 раз и полностью потребляются (питание).

Блага делятся на взаимозаменяемые (субституты или заменители) - могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности. (Н: нефть и уголь как топливо) взаимодополняемые (комплиментарные) - блага, которые могут удовлетворять ту или иную потребность, если использовать их совместно. (Н: магнитофон и кассеты к нему).

Все блага - и взаимодополняемые и взаимозаменяе­мые - подразделяются на настоящие - находятся в непосредственном распоряжении субъекта, и будущие- субъект может располагать лишь в будущем. Блага можно различать как прямые - призваны непосредственно удовле­творять потребности людей, т.е. предметы потребления, косвенные- блага, использующиеся для произ-ва дру­гих благ, т.е. средства произ-ва. Эконом ценность благ зависит от их относительной редкости. Ценность определяется 2 обстоятельствами - интен­сивностью потребности (это величина психологическая) и наличным количеством блага, способного удовлетворить потребность. Следует учитывать, что всякая потребность может быть удовлетворена за счет нескольких благ, а вместе с тем одно благо можно использовать для удовле­творения нескольких потребностей. Следовательно, существует проблема не только недостаточности эконом благ по сравнению с потребностями, но и предназначеннос­ти каждого блага для определенного ряда применений.



Наши рекомендации